- С чего началась ваша коллекция нательных крестов?
- Все началось в 2000 году, когда мой коллега Владимир Николаевич Шелабудов начал разведку Новобогородицкой крепости и принес несколько крестов. Тогда я и присмотрелся к нательным крестам. До этого собирал самые различные вещи: люльки, пряжки, кулоны, перстни, пуговицы. А потом вплотную занялся темой крестов Новобогородицкой крепости, тогда еще о коллекционировании речь не шла. И сейчас практически все кресты крепости принадлежат ДНУ в котором я тогда работал. В моей коллекции лишь пара крестов оттуда, купленные на рынке у копачей в то время, когда ушел из университета.
Я больше не коллекционер, а исследователь крестов: в Украине это называется хрестология, но она у нас не развита, а в России – ставрология. В Украине проблема: нет описанного материала, об истории крестов практически ничего не известно, литературы очень мало. Поэтому, когда мы возвращались с раскопок, я искал материалы о крестах. Сначала пошел с расспросами к священникам: какой крест какому периоду принадлежит и почему они отличаются? Они не смогли мне ответить. Начал вылавливать коллекционеров: людей, которые собирают 16-18 века. Потом стал ездить на сборы коллекционеров в Киев, расспрашивал и покупал у них крестики за 10-20-50 гривен. Мне нужна была аналогия с крестиками Новобогородицкой крепости. И сейчас езжу на сборы коллекционеров и продолжаю покупать кресты.
- Сколько сейчас в ней крестиков?
- Около 1100 - 1150 крестиков. Я не собираю кресты по отдельности, мне нужны комплексы. В самом большом моем комплексе «Кресты села Липцы, Харьковская область» около 350 крестиков. Я исследую и, соответственно, собираю кресты определенных поселений, всех слоев и народов, которые когда-либо их населяли. Больше всего меня интересует Днепропетровская область. Здесь бывали и казаки запорожцы и приезжие из Гетманщины, и даже народ со Слобожанщины. Я покупаю предметы, привязанные к определенным населенным пунктам или хотя бы районам. Но не все кресты попадают ко мне в коллекцию, я собираю только потерянные (каждый человек в среднем за жизнь теряет 3-4 крестика). Не беру крестики с кладбищ. Для исследовательской работы купил крестики с Игреньского поселения, описал и подарил в исторический музей. Сейчас их можно увидеть у них на временной выставке «Вещи, возвращенные к жизни».
- Второй год подряд вы дает часть своей коллекции на выставку «Образ креста», не думали сами организовать музей нательных крестов?
- Идея создания выставки «Кресты: от древности до современности» принадлежит директору магазина «Ангел Хранитель». За год у нас прошло четыре выставки: первая в историческом музее, две в Киеве и еще одна в историческом музее. Мне как-то никогда не приходила мысль показать коллекцию людям, но идея представить наше наследие от древних времен и до сегодняшнего дня показалась мне интересной. Когда я увидел интерес людей, услышал от них массу самых разных вопросов о крестах, понял – им это нужно! На выставке в музее я провел экскурсию для учеников лицея. У них горели глаза, им интересна наша история!
Недавно ко мне пришла мысль – основать в нашем городе музей, куда я мог бы отдать свою коллекцию. Это должно быть отдельное большое здание, с помещениями для фондов, залами для экспозиций, и кабинетами для работников, которые занимаются исследованиями. Я бы стал директором этого музея и передал бы сотрудникам свои знания о крестах, археологии и истории нашего края. Ведь любая коллекция жива, пока живет ее собиратель. Есть масса примеров, когда после смерти коллекционеров то, что они собирали всю жизнь, распродают по частям. Я хочу сохранить свою коллекцию и, если власти откажутся принять мой подарок, найду кому продать всю коллекцию целиком.
Я не понимаю, почему наши власти не хотят сделать такой музей? Ответ: нет денег – не аргумент, ведь на другие цели они есть. Я ищу встречи с мэром, чтобы он в живой беседе сказал: может ли и хочет ли власть организовать такой музей. Мне нужен аргументированный ответ: «Мы хотим сделать музей, для этого нужно тото и тото …» или «Мы не хотим иметь такой музей потому то и потому то». Музей нужен, ведь Президент Янукович сказал, что необходимо создавать туристическую инфраструктуру. У нас в городе что есть: исторический музей, художественный музей и музей Лоцманов (который сейчас практически выживает). Все.
- Какой крест для вас самый ценный? Почему?
- Тот, что я ношу. Это мой крест. Я получил его из рук великого мастера современности Федорова. Он тоже исследует историю крестов и потом своими руками делает потрясающие вещи. Например, мой крестик один в один похож на нательный крест 17 столетья. До этого креста я носил крестик 12 века.
- Что подвигло вас написать книгу «Нательные кресты Самари - Богородицкой крепости»?
- Получилась сложная ситуация. В свое время я отправил большую статью для публикации в московском сборнике. Сборник все не выходил и не выходил, материал лежал. Потом мы в ДНУ начали собирать книгу из статей об археологии Присамарья, я и туда подготовил статью, но и в эту книгу мой труд не попал. Я подумал-подумал-подумал-подумал и издал книгу «Нательные кресты Самари - Богородицкой крепости». Значительная часть материалов об истории крепости – это мое. Карты, документы и тому подобное. Я исследователь и, как каждый исследователь, вижу историю объекта по-своему. Хотел показать отдельно сами кресты, историю крепости. Показал крестики в контексте развития крепости и истории нашего города. Крестики сами интересны только для коллекционеров, я предлагаю через них пощупать историю. Есть такая интересная версия о трех корнях Днепропетровска: Новый Кодак, Старый Кодак и, после наших работ, Новобогородицкая крепость. Я придерживаюсь левобережной теории.
- На каких территориях вам бы еще хотелось провести раскопки?
- На Богородицкой крепости, там копать еще десятилетиями можно. Интересен Игренський полуостров. Интересен Самарский монастырь. Это мне необходимо для исследований, в ближайших планах защитить диссертацию на тему «Нательные кресты нижнего и среднего Присамарья» и издать три книги: «Нательные кресты Игрени», «Комплекс из села Липцы», «Нательные кресты Старосинявского района».
Можете купить любое разрешение на Красной площади в Епархии. Ответить | С цитатой