Сегодня мы предлагаем читателям продолжение серии зорянских интервью с олимпийскими чемпионами, нашими земляками.
- Евгений, начнем с простого вопроса: в каком возрасте вы начали заниматься парусным спортом? Где учился будущий олимпийский чемпион, что заканчивал? Служил ли в армии?
- Это произошло в первом классе, тогда еще в Советском Союзе тренера ходили по школам, агитировали заниматься спортом, отбирали школьников для спортивных секций. Сначала выбирали футболистов, легкоатлетов, баскетболистов… и по физическим параметрам как-то я никуда не попал. Потом пришла женщина - тренер, спросила, кто хочет заниматься парусным спортом, и так как я один никуда не записался, то сказал, давайте я буду. Вот так, можно сказать, по воле случая я попал в спортивный клуб «Парус».
Я окончил нашу обыкновенную школу №81. Дальше был Днепропетровский институт физкультуры, учился долго, как и положено. В основном были проблемы на последнем курсе: не мог сдать госэкзамены, в это время проводись соревнования, и я был вынужден брать академотпуска. В армии служил - в спортивной роте. После олимпиады стал сверхсрочником, потом офицером, закончил майором. С новыми спортивными достижениями приходили новые звания.
- За какие войска выступали?
- Выступал за войска противовоздушной обороны, ездил на Универсиаду. До сих пор, кстати, приглашают, только уже как члена спортклуба ветеранов. В прошлом году выступали с Игорем Матвиенко в Бразилии на Олимпийских играх среди военнослужащих – победили. Был удивлен высоким уровнем организации, действительно большое мероприятие с участием многих стран. Так что, еще привлекают, еще выступаю, даже за армию… Но это так – непрофессионально.
- А на профессиональном уровне выступаете?
- Да, я выступаю за «Black sea yacht club» - черноморский яхт-клуб в Одессе, организованный компанией «Transbunker». Помогаю детям, в Одессе открыта большая детская школа, там еще болеют парусным спортом, но не олимпийским. Спонсоры решили, что олимпийским спортом должно заниматься государство, а мы будем заниматься детьми. Содержится штаб тренеров, ухаживают за лодками, для детей все бесплатно.
К сожалению, в Украине это единичный случай. Я не хочу сказать, что кроме Одессы парусных секций больше нет – они есть, и в Днепропетровске в том числе! Но такой спонсорской поддержки нет. В большинстве случаев все происходит за средства родителей. Естественно, есть поддержка Олега Ивановича Комара, президента областной федерации парусного спорта, но он не может помогать в таких объемах, как это делают в Одессе.
- Евгений, когда-то вы были непревзойденным в классе «470»… что происходит с ним сейчас? И будет ли Украина представлена на Олимпийских играх в Лондоне?
- Собственно, ничего не происходит, школа потеряна. Этот класс практически исчез как явление… Я только недавно приехал с чемпионата мира, наши яхтсмены, тренеры уже работают с российской командой, и они получили лицензии на Олимпийские игры. Нашей стране, наверное, не очень нужны их опыт, знания, лицензии… Может быть, уже все умеют, поэтому обходятся без нашей помощи?
В классе «470» от Украины в Лондоне наших не будет - ни мужчин, ни женщин. Уже вторую Олимпиаду подряд!.. При том, что это самый титулованный, медаленосный класс в Украине! Нельзя забывать, что у нас был и женский экипаж – Руслана Таран и Елена Пахольчик, которые выигрывали олимпийские медали для Украины. На самом деле, оставалась хорошая школа после ухода Виктора Коваленко – тренера, который воспитал нас с Игорем, Руслану и Елену. Но все потеряно, все забыто…
- Что произошло, когда Виктор Коваленко подписал первый контракт с Австралией и был президентом федерации яхтного спорта в классе «470»? Вы не смогли получить паруса?
- Это были мелочи и следствия Олимпиады в Атланте, где мы заняли первое место. Почему для футболистов смогли найти финансирование для нормальных условий тренировок, на безумные зарплаты?.. У нас же тогда разговор шел, чтобы просто создать материальную базу для подготовки спортсменов. Но этого не сделали. Естественно, Виктор развернулся и ушел, ведь Австралия предложила намного лучшие условия. И за это была вознаграждена уже на следующей Олимпиаде в Сиднее четырьмя золотыми медалями. Чемпионов мира и Европы просто не интересно пересчитывать! А Украина, как всегда, осталась с носом.
- То есть победы сборной Австралии - это талант Коваленко, которому создали условия? Кстати, Виктор предлагал вам работу тренера?
- Да, абсолютно верно, такие победы - это талант Коваленко. Это сейчас, со временем, в Австралии парусный спорт поставлен на профессиональный уровень. А до этого у них было тоже непросто, но люди шли на встречу, понимали, делали. В итоге у них есть результат. Я знаю, о чем говорю, после окончания карьеры Виктор пригласил меня, и я пару лет работал с ним в Австралии…
- Говорят, парусный спорт и шахматы – те два вида спорта, в которых не используют допинг, это правда?
- Честно говоря, если используют, то используют «досочники», потому что у них идет очень большая физическая нагрузка. В других видах парусного спорта разве что для быстрого восстановления. Максимум я употреблял обычные витамины, которые продаются в любой аптеке. В общем, в парусном спорте с допингом не так как в остальных видах спорта, где очень плотно употребляют допинг, и для которых работают целые институты.
- Вы с Игорем Матвиенко были первыми олимпийскими чемпионами от независимой Украины в летних видах спорта…
- Получается, да. Еще в 1992 году в Барселоне выступала команда от СНГ. А уже в Атланте 1996 выступала команда от Украины. Дело в том, что сейчас Украина пожинает те плоды, которые заработала именно Украина. Поэтому я не могу сказать, что нас воспитала наша страна, Украина в нас, по большому счету, ничего и не вложила. Мы выросли и воспитаны за счет команды СССР. А от Украины было финансирование, но его финансированием назвать нельзя. Тогда приходилось выкручиваться, вкладывать свои личные средства, помогали иностранцы, приходилось с ними тренироваться за «кусок хлеба».
- Вы продолжаете получать олимпийскую стипендию?
- Да, получаю. Много заслуженных людей отдали себя спорту, своей стране. Стипендия распространяется на всех олимпийских чемпионов, даже СССР. За это стоит сказать спасибо государству.
- Вы помните количество призовых денег, которые получили в Атланте 1996?
- Да, 50 000 $.
- С тех времен сумма особо не поменялась. Насколько я знаю, сейчас выплачивают призовые от спонсоров?
- Этим вопросом занимается федерация. Украина отстает от той же России, у нас спонсорами могут похвастаться только отдельные федерации.
- Что сейчас в Днепропетровске со спортивным клубом «Парус», вы общаетесь с коллегами, друзьями?
- Два года назад Олег Иванович Комар начал движение, - купили лодки, чтобы хоть как-то сдвинуться с места. Пытаюсь и я помогать детям, проводить тренировки. Есть движение, но о его массовости говорить пока не приходится. В одно время детскому спорту не уделяли достаточно внимания… В результате не произошла смена поколений, не было талантливых детей, которые хотели бы заниматься спортом, а если и были, то они бросали тренировки.
- Вы сейчас ходите под парусом? Тренируете?
- Гоняемся, гоняемся. Тренирую так - по зову сердца, и то детей только в Днепропетровске и Одессе. К национальным командам меня не привлекают. Игоря привлекают тренировать русскую сборную.
- То есть России опыт олимпийских чемпионов нужен, а Украине нет?
- Получается так.
- Какой ваш прогноз на Олимпиаду в Лондоне в классе «470», мужчины, женщины?
- У мужчин сейчас сильно идут австралийцы, думаю, они фавориты. У женщин намного труднее все спрогнозировать, много хороших экипажей, достойных олимпийского золота.
- Если можно, расскажите о личной жизни. Часто видетесь с семьей?
- Живу с женой Юлией, растим двух дочек - Кристине 3,5 года, Алине 3 месяца. С семьей нахожусь постоянно. Я выступаю за одесский яхт-клуб «Transbunker», соревнования достаточно короткие и 5 дней командировки для семьи терпимы.
- Многие спортсмены заключают рекламные контракты, работают с политическими партиями, в этом отношении кто-то обращался к вам?
- С рекламой не обращались. Были отношения с иностранцами, они оказывали помощь одеждой, а мы носили их рекламу. Наши рекламодатели не обращались, думаю, это недостаток работы нашей федерации. Рекламой никогда не занимались, внутренних спонсоров тоже не было… А в политику, честно говоря, и не хочется!
Сейчас я проживаю в Израиле и если Евгений захочет общения со мной , то я готова . Я знаю что возможно он не прочитает мой ответ , но вме ребята которые помнят меня - передайте Евгению , что я не просто женщина , которая нашла его в школе - у меня есть имя - ИРИНА. Спасибо. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Ускользающий парус всё меньше.
Есть на свете ещё чудаки,
Что влюбляются в яхты, как в женщин.
Эти с берега долго глядят
На гонимую ветром Психею,
На её подвенечный наряд,
На рассыпанный жемчуг за нею.
Наталья Крандиевская Ответить | С цитатой