Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
22.08.2018

Люди не должны умирать в ДТП, - интервью с советником министра инфраструктуры

Люди не должны умирать в ДТП, - интервью с советником министра инфраструктуры

Вы знали, что меньше всего шансов выжить в ДТП при боковом столкновении? На втором месте - лобовое. Месяц назад в такую аварию попала семья в Хмельницкой области. Им не повезло… Как не повезло детям, которые ехали с моря в Запорожской области… или тысячам других наших сограждан, которые ежегодно погибают на дорогах. Рейтинги Украины по количеству смертей на дорогах не самые худшие - 9,1 на 100 тыс. Худший показатель у Зимбабве - 75 на 100 тыс. Но это не тот случай, когда уместно успокаивать себя тем, что кому-то хуже нас. Многие европейские страны добились рейтинга менее 3 на 100 тыс., а отдельные города - нулевой смертности за год. Вот результат, на который стоит равняться.

Что делает правительство и Мининфраструктуры для того, чтобы снизить показатель смертности на дорогах - в интервью ЦТС рассказал советник министра инфраструктуры Виктор Загреба.

"Люди постоянно умирают на войне и от смертельных болезней, но это не значит, что они должны умирать в ДТП. Исследования показали, что более 95% всех смертей на дорогах можно предотвратить. Хочется, чтобы люди, которые едут домой и по делам - добрались живыми, а не так, как это, к сожалению, происходит у нас", - говорит Виктор Загреба.

Страна без статистики: данные полиции занижены

Ситуация с безопасностью на дорогах в Украине стабильно плохая. Всплески медийного внимания происходят несколько раз в год - это фокусирующие события, когда гибнет много людей. Тогда о проблеме безопасности начинают говорить и СМИ, и политики, но это не значит, что ситуация ухудшается. Сказать более объективно - сложно, потому что нет надежных цифр. В 2016 году с подачи Нацполиции Кабмин отменил порядок учета ДТП, а новый так и не был разработан и утвержден. С того времени, согласно отчетам полиции, ситуация улучшается каждый квартал. Но это очень подозрительно, потому что государство не сделало ничего, чтобы это улучшение произошло: не изменились законы, не возобновился контроль скорости, инфраструктура не стала безопаснее, люди не начали массово пристегивать ремни безопасности. Поэтому лучше не доверять официальным данным полиции.

Харьковские активисты в свое время подсказали нам прямые доказательства, что данные полиции занижены - в 2017 волонтеры нашей общественной организации "Vision Zero" вручную промониторили региональные СМИ в 7 областях и выявили, что число погибших на дорогах реально существенно выше, чем в отчетах полиции. И еще нужно учесть, что далеко не все случаи попадают в прессу. Кроме того, данные Министерства здравоохранения по количеству погибших существенно отличаются в большую сторону.

Общая проблема: уровень правительства, а не полиции

За последние несколько лет Украина прошла большой путь в части государственной политики в сфере безопасности дорог. Во-первых, на политическом уровне у нас больше не отрицается эта проблема и не перекладывается ответственность. Как активист, я занимаюсь этим с 2010 года и где-то аж до 2015 года на официальном уровне считалось, что проблемы, в общем-то, и нет. Чиновники и политики обычно нам говорили, что ГАИ старается, и что просто нужно каждому гражданину улучшать свою культуру, придерживаться Правил дорожного движения… Сейчас отношение и риторика совершенно другие. Еще когда Владимир Омелян был заместителем министра, с его инициативы Мининфраструктуры начало заниматься безопасностью движения в более широком контексте, чем пассажирские перевозки. Сегодня и премьер-министр Владимир Гройсман признает, что это проблема на уровне правительства, а не проблема полиции. Осознавать это начали и мэрии, и, соответственно, что-то делать.

Пешеходный переход с островком безопасности в Виннице
Пешеходный переход с островком безопасности в Виннице

Дорожный фонд: 1,7 млрд грн - это очень много

В дорожный фонд на 2018 год было заложено 5% на безопасность движения. Это очень позитивно и уникально даже для стран Евросоюза. В цифрах это порядка 1,7 млрд грн. Это очень много. Эти деньги защищены и должны идти на реализацию мер по безопасности движения. Совместными усилиями министерства, других центральных органов, народных депутатов более года разрабатывали и согласовывали госпрограмму на 2018-2020 гг., в которой были использованы международные рекомендации по управлению безопасностью. Фактически, взяли и заложили в программу основные меры в четырех секторах, которые считаются лучшими в мировой практике.

Другой вопрос в том, что реализация этой программы пока что не началась. В идеале она должна была быть принята в начале этого года, но, по факту, Кабмин утвердил ее только в апреле, и в мае она прошла регистрацию. Нужно проделать еще бюрократическую работу, чтобы программа стартанула. В этом месяце надеемся закончить и огласить первые тендеры.

Инфраструктура: перестроить черные точки

Большая часть мер в программе направлена на инфраструктуру. Тут акцент делается на том, что предложил руководитель "Укравтодора" Славомир Новак: кольцевые перекрестки, безопасные нерегулируемые пешеходные переходы с островками безопасности, направляющие островки снижения скорости на въездах в населенные пункты, которые будут вынуждать снижать скорость до 50-60 км в час. За три года планируется построить 500 "колец", 1000 безопасных пешеходных переходов и 500 направляющих островков. Такие точечные проекты дают результат сразу.

Второй большой пласт - это ликвидация мест концентрации ДТП. На дорогах государственного значения около 105 участков, где постоянно случаются ДТП. Раньше в таких местах ставились дорожные знаки, которые предупреждали водителя, что это опасный участок дороги. Но опыт показывает, что знаки не работают - это и западный опыт, и украинский. Единственное, что действительно поможет - взять конкретное место, проанализировать и изменить его проектное решение, например, поставить разделители между потоками, канализировать перекресток, сделать светофор по требованию вместо "зебры".

За три года планируется перестроить все эти "черные точки". Также заложены средства на замену дорожных знаков на новые, которые отвечают госстандарту 2015 года, и на новые барьерные ограждения.


Контроль: скорость - основная проблема

Мы видим, что во всех резонансных ДТП последних месяцев скорость была либо основным фактором, либо дополнительным. Скорость движения - это проблема номер один в безопасности движения для Украины. И это проблема, которую Украина, к сожалению, не решает последние три года. Реформа полиции - хорошая вещь, но она имела и негативные последствия - контроль скорости в стране был остановлен. Сейчас государственная программа предусматривает деньги на серверное оборудование и приборы контроля скорости. Предусмотрена достаточно большая сумма на установку камер. Причем, камеры как стационарные, так и мобильные, которые будут в патрульных автомобилях работать во время движения авто, особенно на трассах.

Образование: люди не осознают риски

Это кампании, которые направлены на то, чтобы объяснять людям риски и показать правильные модели поведения. Мы верим, что каждый человек, который становится участником ДТП, не хочет стать ни жертвой, ни виновником чьей-то смерти. Никто этого не планирует, но почему-то люди это постоянно делают. Ответ на вопрос "почему?" - люди не осознают риски. Ошибки с серьезными последствиями делают чаще всего именно водители. Например, они считают, что не пьяные, а просто немного выпили, что хорошо контролируют автомобиль, что достаточно опытные, что эта скорость приемлема, что ремень безопасности в городе пристегивать не обязательно … То есть все эти ошибочные суждения и стереотипы приводят потом к ужасным последствиям и для людей, и для страны в целом.

Суть в том, что точечная социальная реклама не работает - это доказал западный опыт. Работает, когда один и тот же мессидж доносится длительное время, разными каналами, и, желательно, в комплексе с работой полиции. Например, мы через рекламу, СМИ, соцсети объясняем важность ремней безопасности, в это же время Верховная Рада принимает закон, что штрафы за езду без ремня безопасности будут не 50 грн, а 850 грн, и в это же время полиция сразу проводит месяц борьбы за ремни безопасности. Мы уверены, и международные исследования подтверждают, что только при таком подходе ситуацию можно изменить. Первая просветительская кампания начнется уже в этом сентябре. Она будет про скорость, и это будет совместный проект нескольких министерств и проекта Евросоюза.

Объект успокоения трафика, установленный \
Объект успокоения трафика, установленный \"Укравтодором\"

Неотложная помощь: первые минуты после ДТП очень важны

Если ДТП все же случилось, а будут случаться всегда, пока люди управляют автомобилями, важно чтобы скорость и качество помощи людям были на высоком уровне. Первые минуты после ДТП очень важны. От того, как быстро приедут спасатели и медики, будет зависеть жизнь человека.

Программой заложены покупка техники для спасателей и оборудования, карет скорой помощи. У нас есть государственные нормативы - в городе помощь должна приезжать в течении 20 мин, в сложных условиях, например, в горной местности - 40 мин. Как правило, это время выдерживается, но другой вопрос в качестве этих услуг. Крупные трассы проходят по сельской местности и часто на место аварии приезжает "УАЗик", фактически, единственная функция которого - транспортная. Если человеку повезло, и авария произошла неподалеку от какого-то райцентра, то там его уже попробуют спасти. Но непосредственная помощь на месте - минимальная, потому что оборудования в автомобиле нет. Программа должна изменить эту ситуацию.

Международный опыт: ловушки, алколоки, наклейки за трезвость

В Европе есть такая тактика работы полиции - работает по принципу ловушки: все автомобили в транспортном потоке останавливаются и каждый водитель проверяется на употребление алкоголя. Это очень успешная практика. У нас в Украине их начали называть "пункты трезвости", но пока что это не практикуется.


В некоторых штатах США, если тебя ловят первый раз пьяным за рулем, платишь большой штраф, второй - может быть небольшой срок в тюрьме или же на твою машину вешается так называемый "алкозамок". Это устройство ты должен поставить за собственные деньги. Принцип работы такой - перед тем, как завести машину, нужно дыхнуть в трубку. Камера фотографирует, что это действительно ты. Если прибор показал выше нормы, авто не заводится. Чтобы ты не мог пить в дороге, процедуру нужно повторять раз в час.

Одна из хороших вещей, которую надо делать в Украине - штрафные баллы. У нас была попытка внедрить такую систему, но она была странной и неудачной. Суть в том, что за нарушения, которые могли стать причиной ДТП, кроме материального штрафа, начисляется определенное количество очков. Если за год ты набрал определенное количество, то твои права приостанавливаются на какое-то время.

Крутую позитивную кампанию придумали в Бельгии. Она называется "Боб", что значит трезвый водитель. Если в "пунктах трезвости" тебя останавливают, и ты успешно прошел проверку, то тебе дают наклейку или брелок "Боб". Они создали этого персонажа и внедрили его в массовое сознание. Например, когда молодежь сидит в баре и кто-то один не пьет потому что за рулем, то он Боб и это считается круто. Есть реклама "Боба" в журналах, билборды вдоль дорог, специальный сайт про Боба.

Нулевая смертность: более 95% ДТП можно предотвратить

К сожалению, нет ни одной страны в Европе, которая достигла бы нулевой смертности на дорогах. Но есть более 500 городов с населением от 50 тыс. человек, которые смогли это сделать. А Норвегия в прошлом году первый раз в истории достигла результата нулевой смертности детей.

У украинцев есть некий фатализм в отношении травматизма в ДТП. У нас считают, что это неминуемо и даже нормально. Люди постоянно умирают на войне и от смертельных болезней, но это не значит, что люди должны умирать в ДТП. Исследования показали, что более 95% всех смертей на дорогах можно предотвратить. Хочется, чтобы люди, которые едут домой и по делам - добрались живыми, а не так, как это, к сожалению, происходит у нас.



Центр транспортных стратегий »


ИЛЬЯ  (28.08.18 01:06): А когда оленями пешеходами займетесь?!! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Злой Человек  (24.08.18 16:11): Введите штраф за превышение скорости, алкоголизм, езда на тротуарах более 15к грн / в зависимости от ситуации / бедности//достатка человека делать штрафы меньше или больше. Людям надо стать добрее, а то эти водятлы встают на трамвайных путях, а штрафа никакого. Бред творится в этой стране. Ответить | С цитатой
Діти США  (23.08.18 10:53): Доки в Україні міністр-дібіл Гіперлупенко, не буде діла. Ответить | С цитатой
555  (22.08.18 19:02): Какой-то он веселенький этот советник Омеляна. Обсуждение грустной темы можно было сопроводить серьезным выражением лица. А вообще, предлагаю на законодательном уровне запретить умирать в ДТП и пусть кто-то ослушается. Наказать сразу. И в Россию запретить ездить. Там тоже гибнут в ДТП. Ответить | С цитатой
Вася  (22.08.18 17:06): Можно для разнообразия прекратить выдавать медсправку на получение прав за 500 грн (привет, четвертая поликлиника). Ну и права за взятку выдавать тоже не обязательно (привет, четвертое МРЭО) Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності