Вы знали, что меньше всего шансов выжить в ДТП при боковом столкновении? На втором месте - лобовое. Месяц назад в такую аварию попала семья в Хмельницкой области. Им не повезло… Как не повезло детям, которые ехали с моря в Запорожской области… или тысячам других наших сограждан, которые ежегодно погибают на дорогах. Рейтинги Украины по количеству смертей на дорогах не самые худшие - 9,1 на 100 тыс. Худший показатель у Зимбабве - 75 на 100 тыс. Но это не тот случай, когда уместно успокаивать себя тем, что кому-то хуже нас. Многие европейские страны добились рейтинга менее 3 на 100 тыс., а отдельные города - нулевой смертности за год. Вот результат, на который стоит равняться.
Что делает правительство и Мининфраструктуры для того, чтобы снизить показатель смертности на дорогах - в интервью ЦТС рассказал советник министра инфраструктуры Виктор Загреба."Люди постоянно умирают на войне и от смертельных болезней, но это не значит, что они должны умирать в ДТП. Исследования показали, что более 95% всех смертей на дорогах можно предотвратить. Хочется, чтобы люди, которые едут домой и по делам - добрались живыми, а не так, как это, к сожалению, происходит у нас", - говорит Виктор Загреба.
Харьковские активисты в свое время подсказали нам прямые доказательства, что данные полиции занижены - в 2017 волонтеры нашей общественной организации "Vision Zero" вручную промониторили региональные СМИ в 7 областях и выявили, что число погибших на дорогах реально существенно выше, чем в отчетах полиции. И еще нужно учесть, что далеко не все случаи попадают в прессу. Кроме того, данные Министерства здравоохранения по количеству погибших существенно отличаются в большую сторону.
Другой вопрос в том, что реализация этой программы пока что не началась. В идеале она должна была быть принята в начале этого года, но, по факту, Кабмин утвердил ее только в апреле, и в мае она прошла регистрацию. Нужно проделать еще бюрократическую работу, чтобы программа стартанула. В этом месяце надеемся закончить и огласить первые тендеры.
Второй большой пласт - это ликвидация мест концентрации ДТП. На дорогах государственного значения около 105 участков, где постоянно случаются ДТП. Раньше в таких местах ставились дорожные знаки, которые предупреждали водителя, что это опасный участок дороги. Но опыт показывает, что знаки не работают - это и западный опыт, и украинский. Единственное, что действительно поможет - взять конкретное место, проанализировать и изменить его проектное решение, например, поставить разделители между потоками, канализировать перекресток, сделать светофор по требованию вместо "зебры".
За три года планируется перестроить все эти "черные точки". Также заложены средства на замену дорожных знаков на новые, которые отвечают госстандарту 2015 года, и на новые барьерные ограждения.
Суть в том, что точечная социальная реклама не работает - это доказал западный опыт. Работает, когда один и тот же мессидж доносится длительное время, разными каналами, и, желательно, в комплексе с работой полиции. Например, мы через рекламу, СМИ, соцсети объясняем важность ремней безопасности, в это же время Верховная Рада принимает закон, что штрафы за езду без ремня безопасности будут не 50 грн, а 850 грн, и в это же время полиция сразу проводит месяц борьбы за ремни безопасности. Мы уверены, и международные исследования подтверждают, что только при таком подходе ситуацию можно изменить. Первая просветительская кампания начнется уже в этом сентябре. Она будет про скорость, и это будет совместный проект нескольких министерств и проекта Евросоюза.
Программой заложены покупка техники для спасателей и оборудования, карет скорой помощи. У нас есть государственные нормативы - в городе помощь должна приезжать в течении 20 мин, в сложных условиях, например, в горной местности - 40 мин. Как правило, это время выдерживается, но другой вопрос в качестве этих услуг. Крупные трассы проходят по сельской местности и часто на место аварии приезжает "УАЗик", фактически, единственная функция которого - транспортная. Если человеку повезло, и авария произошла неподалеку от какого-то райцентра, то там его уже попробуют спасти. Но непосредственная помощь на месте - минимальная, потому что оборудования в автомобиле нет. Программа должна изменить эту ситуацию.
В некоторых штатах США, если тебя ловят первый раз пьяным за рулем, платишь большой штраф, второй - может быть небольшой срок в тюрьме или же на твою машину вешается так называемый "алкозамок". Это устройство ты должен поставить за собственные деньги. Принцип работы такой - перед тем, как завести машину, нужно дыхнуть в трубку. Камера фотографирует, что это действительно ты. Если прибор показал выше нормы, авто не заводится. Чтобы ты не мог пить в дороге, процедуру нужно повторять раз в час.
Одна из хороших вещей, которую надо делать в Украине - штрафные баллы. У нас была попытка внедрить такую систему, но она была странной и неудачной. Суть в том, что за нарушения, которые могли стать причиной ДТП, кроме материального штрафа, начисляется определенное количество очков. Если за год ты набрал определенное количество, то твои права приостанавливаются на какое-то время.
Крутую позитивную кампанию придумали в Бельгии. Она называется "Боб", что значит трезвый водитель. Если в "пунктах трезвости" тебя останавливают, и ты успешно прошел проверку, то тебе дают наклейку или брелок "Боб". Они создали этого персонажа и внедрили его в массовое сознание. Например, когда молодежь сидит в баре и кто-то один не пьет потому что за рулем, то он Боб и это считается круто. Есть реклама "Боба" в журналах, билборды вдоль дорог, специальный сайт про Боба.
У украинцев есть некий фатализм в отношении травматизма в ДТП. У нас считают, что это неминуемо и даже нормально. Люди постоянно умирают на войне и от смертельных болезней, но это не значит, что люди должны умирать в ДТП. Исследования показали, что более 95% всех смертей на дорогах можно предотвратить. Хочется, чтобы люди, которые едут домой и по делам - добрались живыми, а не так, как это, к сожалению, происходит у нас.