Благодаря Никите Михалкову дом № 102-Д на Кирова, в 80-х годах прошлого столетия увидели во всем СССР. Новенькая шестнадцатиэтажка приглянулась режиссеру из-за того, что располагалась неподалеку от футбольного стадиона.
— Из окон верхних этажей открывается красивейший вид. Тогда, в 80-х годах, кто-то из съемочной группы ходил по квартирам и спрашивал, сдают ли в нашем доме жильё. Причем, интересовался именно верхними этажами: четырнадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым. Мы еще не могли понять, зачем артистам так высоко забираться, а когда увидели фильм, поняли задумку режиссера, — рассказывает жительница дома Елена Семеновна.
Несмотря на то, что желающих сдать артистам в аренду своё жилье было хоть отбавляй, киношники довольно долго не могли подобрать подходящую квартиру. В какой-то их не устраивал вид из окон, где-то не доставало света. В результате киношники выбрали две квартиры на четырнадцатом и пятнадцатом этажах.
— Когда снимали «Родню», мне было 14 лет. Кино я особо не интересовался, поэтому ко всему происходящему у нас в доме относился без особого интереса. Помню, когда члены съемочной группы искали квартиру, у нас такая суматоха началась. Каждый из жителей хотел, чтобы кино снимали именно в его квартире, — рассказывает житель дома Олег Попина. – Но операторы и помощники режиссера устроили довольно строгий кастинг, и в конечном итоге, отсеивая вариант за вариантом, выбрали две квартиры, расположенные на разных этажах.
Зачем киношникам нужны были две квартиры, жители так и не поняли, ведь съемки велись только в одной из них — № 186 на пятнадцатом этаже.
— Многие из нас хотели, чтобы режиссер обратил внимание именно на наши квартиры, но этого не случилось. Лично я тогда очень расстроилась по этому поводу. Очень хотелось, чтобы в моей квартире снимали кино, и этаж у меня был подходящий – шестнадцатый, — вспоминает жительница дома Лидия Михайловна. – По тем временам, за аренду киношники предложили хозяевам огромные деньги – 900 рублей.
Квартиру, где проводились съемки, начали ударными темпами приводить в порядок: шустро обложили ванную кафелем, завезли новенькую технику и всевозможные предметы декора.
— Это сейчас кафелем никого не удивишь, а 30 лет назад он был своего рода диковинкой. Помню, мы просили киношников, чтобы нам разрешили посмотреть на ремонт хоть одним глазком. До того интересно было, — говорит Лидия Михайловна.
Всевозможные статуэтки и дорогостоящая техника после окончания съемок достались владельцам квартиры. Везти «реквизит» в Москву члены съемочной бригады не захотели. Помимо этого на память об артистах жильцам остался ультрамодный, по тем временам, ремонт.
— Мы в гости к соседям как в музей ходили. Рассматривали раскрыв рты, все, что оставили киношники. Мне больше всего кафель запомнился, — улыбается Лидия Михайловна.
Когда именно начнутся съемки «Родни», жители Кирова 102-Д не знали, поэтому, когда увидели под домом машину с надписью «Кино», кинокамеры, членов съемочной группы и Нонну Мордюкову, сыгравшую в фильме главную роль, удивились.
— Мы же не знали ни о чем фильм, ни кто в нем играет, ни когда его можно будет увидеть на экране. Помню, возвращаюсь домой, а мне навстречу идет Нонна Мордюкова и несет огромный тазик. Я остолбенела, — рассказывает Елена Семеновна. – Тогда еще подумала, что возможно в фильме будет играть и Вячеслав Тихонов. Очень хотелось увидеть этого актера, но не вышло.
На несколько недель, жизнь в доме № 102-Д перевернулась с ног на голову. Возвращаясь с работы, люди бежали смотреть, как снимают фильм, а после оккупировали лестничные клетки, чтобы взять автографы у артистов.
— Дверь в квартиру № 186 закрывалась очень редко и мы имели возможность наблюдать все, что там происходит. Это было интересно. Желающих посмотреть на съемки было столько, что иной раз возле входа очередь собиралась, — вспоминает Лидия Михайловна. – Приходили ведь не только жители нашего дома, но и соседних многоэтажек.
Киношники оказались довольно дружелюбными и приветливыми. Фактически у каждого жителя дома по сей день, хранятся автографы артистов и море теплых воспоминаний.
— Я как-то готовила вареники и подумала, что нужно бы угостить артистов. Они ведь толком не питались нормально. Так жалко мне их стало. Наготовила вареников, сложила в огромный тазик и принесла актерам. Сколько там радости было. Мордюкова больше всех обрадовалась и сразу за вилку схватилась, — вспоминает Лидия Михайловна. – Еще я борщ артистам варила. Они мою стряпню очень хвалили.
Жительница дома Алла Дмитриевна бережет книги с автографами актеров как зеницу ока. Женщина до сих пор вспоминает, как переживала из-за того, что думала, что Мордюкова может отказать в её просьбе.
— Я живу на 14 этаже, поэтому с актерами, которые расположились немного выше, сталкивалась фактически каждый день. Очень стеснялась попросить у кого-то из них автограф, да и возможности такой не было, ведь рядом со знаменитостями постоянно кто-то находился. Помню, поднимаюсь домой, смотрю, а на лестничной площадке Мордюкова и Крючкова стоят, беседуют. Ну, я и решилась. Все, думаю, мой последний шанс, больше не будет. Забежала в свою квартиру, взяла первое, что попалось под руку, и сломя голову бросилась на площадку. Подошла к артисткам и попросила оставить автографы. Они выполнили мою просьбу и продолжили беседовать, — рассказывает Алла Дмитриевна.
Только вернувшись домой, женщина увидела, что вместо блокнота схватила книги, на которых актрисы и расписались. Два стареньких томика с автографами занимают в квартире Аллы Дмитриевны почетное место уже 35 лет.
К слову, несмотря на дружелюбное отношение, под конец съемок актеры все-таки устали от постоянного внимания жителей дома.
— Я как-то бежал за хлебом в магазин и оказался в одном лифте с Нонной Мордюковой. Она посмотрела на меня и спрашивает, могу ли я сделать так, чтобы лифт спустил нас вниз, не останавливаясь при этом на каждом этаже. Я ответил, что могу, и она даже как-то оживилась, обрадовалась, — вспоминает Олег Попина. – Пока мы ехали, артистка рассказала, что очень устала раздавать автографы и общаться с людьми. Вообще я Мордюкову частенько после этого видел. То в булочной под домом с ней пересекались, то в лифте вместе ехали. Она меня после того случая узнавала и улыбалась, когда видела.
После того как съемки фильма закончились и киношники, собрав кинокамеры, уехали, жизнь в доме № 102-Д потихоньку начала возвращаться в привычное русло.
— Об артистах мы вспоминали довольно часто, скучали по ним и ждали, когда же на экраны выйдет фильм, — вспоминает Елена Семеновна. – На премьеру «Родни» пошли, наверное, все жители нашего дома. Некоторые смотрели кинофильм по несколько раз. Говорят, что «Родня» не особо удачная работа Михалкова, но мне фильм очень нравится. Пока его снимали, он для нас какой-то родной стал, как его можно не любить, пускай даже и не самый удачный?