О печальной судьбе исторического здания на площади Октябрьская, 9 Городской сайт рассказывал не раз. Ценный памятник архитектуры конца XIX века, брошенный на произвол судьбы, на протяжении длительного времени разрушается на глазах. В дореволюционном доме полностью разгромлены внутренние помещения и отсутствуют уникальные металлические предметы декора.
Сейчас, глядя на разваливающееся, заваленное мусором здание, сложно поверить, что 35 лет назад именно оно стало симпатичной декорацией к знаменитому кинофильму «Родня», который режиссер Никита Михалков приехал снимать в Днепропетровск. Дом на Октябрьской, 9 его колоритный дворик, а также два соседних здания, после выхода фильма на экран увидели во всем СССР.
Фактически все съемки картины проходили в нашем городе. В кинофильме, в котором главные роли сыграли такие знаменитые актеры как Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Юрий Богатырёв и Иван Бортник, можно увидеть некоторые улицы Днепропетровска, Набережную, стадион «Метеор», парки Шевченко и Глобы, а также уютный двор, окруженный старенькими трехэтажками.
Долгое время этот двор, мало кому удавалось отыскать. Мы же не только нашли его, но и смогли разыскать людей, которые помнят, как однажды под окнами их домов обосновался целый десант киношников…
— Когда снимали «Родню» мне было лет 5 – 6. Тогда, в доме № 8 на площади Октябрьская, который соседствует с домом № 9, жили мои бабушка и дедушка, сейчас там живу я, — рассказывает Анна Коршунова. – Артистов я видела, правда, помню их очень плохо, но о том, как проходили съемки знаю из рассказов родителей.
Когда Анна стала постарше и пересмотрела фильм, она без труда опознала родной двор, качели на которых каталась вместе с подружками, дерево, растущее напротив дома, уютный палисадник, огражденный низким заборчиком, и даже окна своей квартиры. Сейчас фактически ничего этого нет.
— Вот в этой квартире № 14 проживал киношный супруг-алкоголик Ноны Мордюковой, роль которого играл Иван Бортник. Уже лет 15-20 там нет ни окон, ни дверей, только стены остались, — показывает разрушенную квартиру Анна. — Раньше здесь еще была деревянная лестница, сидя на которой на актер играл на гармони. Лет 20 назад она разрушилась. А наш дом еще сохранился и в нем живет люди. Правда, за 35 лет здание сильно изменилось.
Исчезла и арка, которая несколько секунд мелькает в кинофильме. Долгое время жильцы использовали ее, чтобы сократить дорогу. Лет пятнадцать назад арку заложили и оборудовали офис.
— Если заглянуть в окошко, то можно увидеть, что это никакой не офис, а бывший проход между домами. Арку я помню хорошо, — говорит Анна.
Когда снимали фильм, мама Анны, частенько гуляющая с дочерью во дворе, смогла увидеть всех актеров играющих в «Родне». Больше всего женщине понравился Иван Бортник.
— Мама говорила, что актер показался ей очень добрым, и что у него была положительная энергетика, — вспоминает Анна Коршунова. – А моя мама понравилась Никите Михалкову. Режиссер даже оказывал ей знаки внимания.
«Родню» в семье Коршуновых любят и пересматривают регулярно. Совсем недавно Анна увидела то, на что раньше не обращала внимания.
— Несколько секунд в кадре мелькают окна нашей квартиры. Этот момент я всегда смотрю затаив дыхание, – рассказывает женщина. – Как-то я присмотрелась внимательнее, и представляете, увидела в окошке свою бабушку!
Помнит о съемках фильма и отец Анны Евгений Земляной. Он без труда показывает, какие виды двора в котором прошло его детство попали в кадр, и демонстрирует оставленные съемочной группой надписи на стенах.
— Когда снимали фильм, зачем-то разрисовали краской часть стены, некоторые кирпичи и написали большими буквами на торце дома «Коновалов». Это была фамилия киногероя. Естественно, когда съемки закончились, все это художество никто стирать и не подумал, — рассказывает Евгений. – Долгое время надпись и цветные полосы украшали соседний дом, жильцы к ним даже привыкли, а потом здесь достроили небольшое помещение и наследие киношников больше никто не видел.
Если заглянуть в зазор между старым домом и достроенным помещением и внимательно всмотреться, то на стене и сейчас можно увидеть цветные полоски и огромную, но потускневшую с годами букву К.
— Я хорошо помню, как снимали фильм и как по нашему двору ходили актеры, — говорит Евгений Земляной. – Тогда их появление было таким событием! Помню я пришел к родителям на обед, подхожу к дому и не верю своим глазам: полно милиционеров, двор огражден. Сначала подумал, что что-то плохое случилось, заволновался, а оказалось, что это фильм снимают.
Пока Евгений дошел до родительской квартиры, успел увидеть фактически всех актеров играющих в «Родне» и Никиту Михалкова.
— Режиссер размахивал руками и что-то объяснял катающейся на качели Ноне Мордюковой. Очень необычно было увидеть этих знаменитостей с воем дворе, — вспоминает Земляной. – Да и сама территория выглядела непривычно: краска на стенах, кровать со столом под окнами и огромное количество собак! Животных люди свозили со всего города. Возле домов №№ 8 и 9 на протяжении нескольких дней бегали собаки различных пород и размеров.
— Видимо кто-то из съемочной группы где-то разместил объявление о том, что для участия в фильме нужны собаки. Вот народ и принялся свозить к нам своих питомцев. Часть животных для съемок отобрали, часть – забраковали, — говорит Евгений. — Не знаю, по какому принципу отбирали четвероногих, но происходило это довольно долго. Животные бегали по двору, гавкали, игрались. Кстати, сценка с собаками в фильм все-таки вошла. А некоторые фрагменты мы так и не увидели.
К примеру, не показали в кинофильме сцену, в которой мельком можно было увидеть родителей Евгения. Их пригласили для участия в массовке, выдали по 5 рублей, сняли несколько сценок, но потом почему-то решили не ставить их в фильм.
— Я точно не помню сцену, в которой были задействованы мои родители, но в фильме её нет. Зато в «Родне» можно увидеть нашу кухню. Честно говоря, сейчас уже не вспомню, почему сцену с Бортником решили снимать у нас, но какая-то причина была, — рассказывает Евгений Земляной. – Сейчас конечно наша кухня, которая три-четыре секунды мелькает в кадре, выглядит совершенно иначе.
Больше всего Евгению запомнилась танцующая во дворе Нона Мордюкова. Пока киношники снимали сцену с мотоциклистами, рассекающими по двору, актриса скучала, а потом ни с того ни с сего, пустилась в пляс.
Запомнил Нону Мордюкову и бывший житель соседнего дома № 9-А на площади Октябрьская Валерий Андреевич. Уже несколько лет мужчина проживает на жилмассиве Тополь – 3.
— Честно признаться, я был настолько увлечен своей работой, что не придал значения тому, что неподалеку от нас кто-то что-то снимает, — говорит Валерий Андреевич. – Помню, возвращаюсь домой, смотрю, женщина идет, присмотрелся, оказалось, что это актриса знаменитая. Думаю, что она тут делает? Сначала не поверил своим глазам, а потом вспомнил, что соседи говорили о съемках кинофильма. Ну, после этого все стало на свои места.
Валерий Андреевич допускает, что видел возле своего дома и других артистов, правда, вспомнить каких именно не может и до сих пор.
— Там много людей было. Скорее всего, я и Михалкова видел, просто не понял что это он, – смеется Валерий Андреевич. – Зато я запомнил один необычный случай, связанный с Мордюковой. Возвращался я с работы, на улице моросил дождь. Захожу во двор, смотрю, идет Нона Мордюкова с пакетом на голове. Я сначала не понял что с ней такое, а потом смекнул, что она так от непогоды прячется.
А еще Валерий Андреевич помнит, как 35 лет назад его возмутили художество киношников и суета, связанная со съемками фильма.
— У нас был тихий, уютный, красивый двор и в один прекрасный момент он изменился до неузнаваемости. Стены разукрасили, зачем-то нарисовали на гараже огромный отпечаток ноги, кругом стоял шум и гам. Если честно, меня все это так раздражало, что я мечтал, чтобы съемки поскорее закончились, — говорит Валерий Андреевич. – Актеры меня мало волновали, а тишины хотелось.
Правда, когда на экраны вышла «Родня», мужчина посмотрел фильм с огромным удовольствием.
— Периодически я пересматриваю «Родню» и могу сказать, что этот кинофильм стал одним из моих любимых. Там можно увидеть парки, улицы, дома и гостиницы Днепропетровска, а самое главное, там есть наш дворик. Увы, сейчас о том тихом уютном уголке мало что напоминает, — вздыхает мужчина.
Когда во дворе домов №№ 8 и 9 оказалась съемочная группа, горожанину Владимиру Батшову было 28 лет. В тот период он находился на службе в армии. О том, что в его дворе снимают кинофильм, мужчина узнал из письма матери.
— Мама сообщила, что под окнами нашего дома гуляют актеры, операторы и знаменитый режиссер, — вспоминает Владимир. – А следом она спросила разрешения, предоставить съемочной группе гараж, в котором хранился мой мотоцикл. Я тогда не понял, зачем он понадобился киношникам, но без проблем согласился.
Через несколько месяцев Батишов вернулся домой. Тогда он и узнал, что гараж необходим был для съемок некоторых сцен. Ни двор, ни дом, ни гараж мужчина первое время не узнавал.
— На моем новеньком гараже какие-то рисунки! Мои соседи постоянно судачат о съемках и актерах! Дом разрисован! — вспоминает Владимир. – Родители рассказывали, что съемки проводили довольно долго, но когда вышел фильм, оказалось, что многие сцены в него не вошли. К примеру, я не увидел момента, когда мотоциклисты хозяйничают в моем гараже, хотя такую сцену, по словам родителей и соседей снимали.
Для того чтобы мотоциклисты могли совершить определенный трюк, в гараже разместили специальный щит, который служил трамплином. Потом этот реквизит вместе с многочисленными цветными наклейками, каких в СССР было не найти, киношники оставили Владимиру на память.
— Я долго хранил эти наклейки, но недавно сын заставил меня навести порядок в гараже и избавиться от всякого ненужного хлама. Тогда-то я и распрощался с наклейками, — рассказывает мужчина.
А вот фотография Михалкова с автографом и теплыми словами благодарности храниться в семье Батишовых до сих пор.
— Деньги за сдачу в аренду гаража родители не взяли. Никиту Михалкова это почему-то растрогало, и он оставил матери свое фото, на обратной стороне которого написал: «С благодарностью семье Батишовых за содействие в съемках кинофильма «Родня»», — говорит Владимир. — Этот снимок мы храним как зеницу ока. Сейчас фотография находится у детей.
Когда на экраны вышла «Родня» Владимир увидел многих своих соседей, без труда узнал в ленте знаменитые виды Днепропетровска, свой двор и даже опознал разрисованный гараж. Мужчина до сих пор с удовольствием пересматривает кинофильм и вместе с семьей, а также соседями вспоминает время, когда в один прекрасный день тишину и покой их уютного дворика нарушили суматошные киношники.