Первый участок строился с 1982 по 1995 гг. Первоначально планировалось открыть 6 станций в 1990, а остальные три в 1993.
Сейчас в стадии строительства на 1-й линии метро от центрального ж/д вокзала к центру города (по просп. Дмитрия Яворницкого) находятся три станции: Театральна (р-он Театра Оперы и Балета и Театра Драмы и комедии), Центральна (напротив ЦУМа) и Музейна (напротив Исторического музея).
С марта 2022 года строительство приостановлено, компания Lіmak вывезла технику и сотрудников в связи с военными действиями.
13 апреля 2016 года турецкая компания Lіmak выиграла тендер на продолжение строительства метрополитена. Стоимость контракта составляет 224 млн евро. Начало подготовительных строительных работ - 2018 год.
В 2015 году проходят подготовительные процедуры к освоению кредита ЕБРР на строительство метрополитена (300 млн. евро).
В августе 2012 года был озвучен новый проект объединения метрополитена с пригородной железной дорогой. В частности, предполагается устройство пересадочного узла "станция Музейная - пл. Проспектная" и запуск рельсового автобуса от ст. Встречная (ж.м. Тополь) до ст. Игрень по линии железной дороги.
В восточном направлении проектируется линия от ст. Музейна до железнодорожного вокзала Днепропетровск-Южный (ст. Південний вокзал). Станция станет пересадочным терминалом для новой системы рельсового автобуса. Моториса, легкая ж.д. или "рельсовый автобус" будет обслуживать южные и северные пригороды.
Планируется вторая линия с правого на левый берег р. Днепр протяженностью 13,5 км с 7-ю станциями. Из них 3 станции на левом берегу. А также продолжение первой линии до ж.м. Тополь-3, всего 6 новых станций после ст. Музейна (Лоцманська, Космічна, бульвар Слави, Сокіл, Запорізька, Тополина).
В западном направлении существуют планы строительства двух станций в сторону ж/м Парус-2.