Действительно, вряд ли кто-то оспорит роль Дворца Потемкина (сейчас – Дворца студентов имени Ю.Гагарина Днепропетровского Национального университета) в истории нашего города. Это здание – живой символ рождения и развития нашего города. Если первым сооружением, заложенным в Екатеринославе, стал Преображенский собор, то первым построенным – именно Дворец Потемкина. Об истории этого знакового сооружения чуть ниже по тексту статьи расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, член Национального Союза краеведов Украины, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович Кавун. Он же поделился с автором строк крайней обеспокоенностью нынешним состоянием Дворца.
В еще более удручающем состоянии – выходящая в парк монументальная, так называемая Царская лестница. Она не просто покрыта трещинами. Еще лет 5-6 назад с нее кусками начала отваливаться штукатурка, обнажая слой кирпичной кладки. И сегодня, словно покраснев от стыда из-за происходящего, Царская лестница стоит с огромными красными проплешинами. Опять-таки, даже без специального оборудования заметно, что лестница потеряла свою первоначальную стабильность. Лестничные марши перекошены, держащие их колонны явно отклонены от вертикали.
Но деформацией лестницы дело не ограничивается. С восточной стороны по корпусу здания тоже идут пугающие разломы. Особенно тревожит огромная трещина, проходящая от карниза к большому смотровому окну-розетке (подпертого карнизом с колоннадой) и змеящаяся вниз аж до первого этажа! Эта деформация лишний раз подтверждает: здание проседает в сторону парка!
Обхожу удручающую своим видом тыльную часть. В восточном крыле Дворца тоже, оказывается, полно трещин! Ими (где – большими, где - меньшими и едва заметными) покрыт практически весь карниз правой, восточной галереи с колоннами.
Получается, только центр дворцового фасада со входом в здание – в более-менее стабильном состоянии. Все остальные части Дворца – трескаются и проседают. Дворец Потемкина постепенно проседает в сторону парка и словно разламывается на две части!..
Безусловно, встревожены данной ситуацией и работники Дворца студентов им.Гагарина. Заместитель директора Дворца Ксения Владиславовна Тимошенко считает причиной появления трещин и проседания зданию следующую ситуацию:
— Трещины массово появились после того, как по соседству с нами начали строить высотный дом «Созидателя». Специалисты регулярно производят мониторинг ситуации, сейчас она относительно стабильна. Ежегодно мы своими силами производим текущий ремонт, побелку здания. Сейчас, например, завершили работы по восстановлению 500 квадратных метров кровли, поврежденной осенним ураганом. Весной планируем произвести текущий ремонт проблемных зон стен и карнизов. А вот Царской лестнице необходим капитальный ремонт. Университет не располагает средствами для проведения подобных работ. Ищем меценатов…
А вот что думает о данной ситуации кандидат исторических наук, член Национального Союза краеведов Украины, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович Кавун:
«Потемкинский дворец – бесспорный по своему значению исторический объект. Памятник архитектуры национального значения, старейшее каменное здание на территории Днепропетровска. Датой сооружения дворца являются 1787 – 1789 годы. Дворец выстроен в стиле строгого классицизма знаменитым архитектором этого стиля Иваном Егоровичем Старовым, который в основном работал по заказам Г.А. Потемкина в Санкт-Петербурге и пригородах (Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец и др. объекты). На мой взгляд, речь должна идти не просто о дворце, а о дворцово-парковом ансамбле резиденции Г.А. Потемкина в Екатеринославе. Дворец был центральным элементом этого ансамбля. Вокруг дворца был разбит английский парк, автором стал знаменитый садово-парковый мастер из Англии Вильям Гульд.
Распространенное мнение о том, что екатеринославский дворец был уменьшенной копией Таврического, документально пока не подтверждается. Речь, на мой взгляд, может идти о сходстве основной композиции, структуры и внешнего вида зданий. Вероятно, Потемкин заказал Старову резиденцию в Екатеринославе, имея в качестве образца только что оконченный Таврический дворец. В то же время, говорить о копии не совсем верно, существуют явные различия в размерах и решении фасадов обоих дворцов. Например, самое явное различие, Таврический дворец имеет массивный купол в завершении, который изначально вообще не предполагался в екатеринославском варианте. Совершенно различна и внутренняя планировка обоих дворцов. Английские парки возле обоих дворцов тоже создал один мастер – В. Гульд.
Дворец в Екатеринославе был завершен строительством при жизни Г.А. Потемкина. Исследованные мной документальные источники (в том числе в архивах Санкт-Петербурга и Москвы) убедительно говорят о том, что еще до смерти Г.А. Потемкина дворец был полностью окончен, и даже меблирован для проведения различных мероприятий. Здесь даже успели провести первые «дворянские выборы» (выборы органов дворянского самоуправления) в 1791 г.
Однако после скоропостижной смерти Г.А. Потемкина в октябре 1791 г. дворец быстро пришел в упадок, и был, по сути, разграблен местными жителями. Еще в конце XIX века местные жители показывали у себя дома, например, английские часы из дворца Потемкина.
Всю первую треть девятнадцатого века здание «Княжеского дома», как стали называть дворец жители, находилось в упадке. Судьба руин оставалась нерешенной несколько десятилетий. Руины предлагалось реконструировать под духовную семинарию, под присутственные места. Однако в реальности здание приходило в дальнейший упадок. Одно время руины дворца даже использовали под нелегальное общежитие студентов местной духовной семинарии – заводили в комнаты экипажи и ночевали там.
В 1837 г. Николай I передал здание екатеринославскому дворянству. Дворец был восстановлен с сохранением первоначального облика. Однако до сих пор не найдены первоначальные чертежи дворца, и неизвестно, сохранились ли они. Самые ранние чертежи дворца из сохранившихся – принадлежат местному архитектору Николаю Насеткину, выполнены они в самом начале XIX века. Они хранятся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. На них мы видим здание очень строгой архитектуры, с минимальным декором. Боковые крылья в целом аналогичны нынешним. А вот центральная часть перестраивалась неоднократно. Вначале она была высотой в полтора этажа, с небольшим портиком. После 1837 г. при реконструкции портик убрали, устроили балкон с шестиколонным портиком высотой в один этаж, сохранявшийся до реконструкции 1952 года».
«Я думаю, что основная причина нынешних проблем в том, что при реконструкции дворца под Дворец культуры студентов (открыт в 1952 г.), архитекторы (руководитель проекта А.В. Баранский, арх. С.П. Глушков и инженер А.А. Мучник) в погоне за увеличением масштабов здания не продумали вопрос о его соотношении с фундаментами, не говоря уже о решении архитектуры фасадов, — продолжает Максим Кавун. — В результате на фундаменте первоначального сооружения, рассчитанном на центральную часть в полтора этажа высотой, было фактически возведено новое огромное здание в стиле «сталинского ампира» с огромными портиками на центральном и парковом фасадах, с массивной «римской» лестницей на парковом фасаде. Высота здания была увеличена на один этаж. Со временем эта скрытая «бомба» дала о себе знать, и сегодня здание фактически затрещало, расходясь примерно на две равные части.
Интересно отметить, что против реализации проекта Дворца студентов выступил еще тогда, в 1951 году, историк архитектуры И.А. Бурлаков, который первым научно исследовал историю здания и установил авторство И.Е. Старова. В своей диссертации кандидата архитектуры на тему «Памятники зодчества г. Днепропетровска (конец XVIII – начало XIX веков)» Бурлаков писал о дворце: «Восстановление его… должно происходить в соответствии с первоначальным видом сооружения, т.е. с сохранением черт творчества его автора». Он резко критиковал проект Дворца студентов: «К сожалению, проект был составлен и проводится в жизнь без необходимого научного исследования и без участия широкой общественности. Возводимое здание не имеет ничего общего с творением И.Е. Старова…».
Однако предложения И.А. Бурлакова услышаны не были, и на руинах Дворца Потемкина появился массивный Дворец студентов.
Как историк, воздержусь от конкретных геологических и архитектурных рекомендаций по исправлению ситуации. Однако, на мой взгляд, необходимы комплексные меры, включающие:
Безусловно, мы не можем потерять один из самых ценных в архитектурном отношении памятников Екатеринослава-Днепропетровска».
Нам хочется, чтобы эта проблема была услышана в органах городской и областной власти. Городской сайт с удовольствием опубликует мнения и, главное, конструктивные предложения представителей власти по решению ситуации с Дворцом Потемкина.
Поэтому попытка назвать назвать его старейшим зданием города мягко говоря не состоятельна.
Если уж оригинальное произведение архитектуры сберечь не смогли, то что говорить о сталинских новоделах.
У нас есть здания более более старой постройки, которые являются действительно памятниками архитектуры. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
На каком языке это написано ?
Какого фасада ? Северного или южного, а может западного ? Бред.
И здание Созидателя в стороне. Возможно когда ЛЭП прятали под землю, как раз ниже Дворца, начудили.
И судя по статье, историческая ценность сего новостроя 1952года нулевая...
А всё равно жалко. Город без него уже не тот будет. Ответить | С цитатой