О начале этой истории Городской сайт уже рассказывал на прошлой неделе. Создатель этого музея, днепропетровский коллекционер и реставратор старинных автомобилей Михаил Прудников (сам в прошлом – знаменитый гонщик!) давно хотел пополнить коллекцию своего музея машиной АБ-85 – моделью багги выпуска Абовянского (Армения) завода. И в процессе поиска вышел на единственную в Днепропетровске секцию багги, работающую при Станции юных техников Ленинского района. Пораженный энтузиазмом ребят и их тренера Олега Александровича Ступака, Михаил предложил им на нескольких выходных «погостить» в музее, заодно призвав всех посетителей «Машин времени» помочь сохранить эти удивительные гоночные машинки. И горожане не остались равнодушными к этому призыву.
А еще благодаря этой акции состоялась удивительная встреча двух старых гонщиков. Руководитель секции багги Ленинского района был очень рад спустя много лет встретить коллегу по увлечению 1970-х годов Геннадия Семеновича Субботу. Два убеленных сединами гонщика вначале даже поспорили, чья секция была первее. Но довольно быстро Суббота признал первенство Ступака.
— Когда я в 1972 году начинал этим делом заниматься в секции ДОСААФ «Южмаша», Олег Александрович уже вовсю занимался с ребятами при 91-й школе, — усмехается, признавая свое «поражение» Геннадий Суббота. — Он же нам и помогал, когда на «ЮМЗ» с молодежью начали развивать это дело. Вскоре у нас уже было восемь машин, на машинах третьего класса с 1978 года и по конец 1980-х участвовали в чемпионатах Союза. Кроме традиционных гонок, я организовывал и соревнования по фигурному вождению машин, стал всего четвертым в Днепропетровске кандидатом в мастера спорта по автоспорту.
Олегу Александровичу тоже есть что вспомнить из своих спортивных результатов. Но главным своим достижением в жизни он считает секцию багги, успешно работающую в Ленинском районе больше 40 лет.
— Она тоже родилась поддержке завода – в моем случае, лакокрасочного, — рассказывает тренер. — Поддержали и в расположенной там же, на жилмассиве Западный, 91-й школе, при которой мы базируемся и поныне! Начинали с совсем крошечных машинок, потом перешли к созданию оригинальных машин на базе узлов ЗАЗ-968.
За эти годы руками воспитанников Ленинской СЮТ и их наставника были созданы десятки багги. Многие машинки, не жадничая, передавали гонщикам в другие города, в секции багги при шинном заводе, ПТУ-17. На самых лучших – с успехом выступали в чемпионатах СССР, Украины.
Но вот уже лет двадцать как передавать такую технику просто некому. Эта секция давно осталась единственной в Днепропетровске. Выживает – исключительно благодаря энтузиазму тренера и ребят. Олег Александрович с ностальгией вспоминает о последних гонках, в которых довелось принимать участие его ребятам. Это было в далеком 2000-м году. С тех пор денег нет не то что на поездки на соревнования. Даже бензин ребятам приходится покупать вскладчину – по литру-полтора для каждого занятия. А вот сэкономленного на школьных обедах для покупки запчастей – не хватает. Потому-то на ходу – лишь три из пяти чудом сохранившихся в секции шустрых машинок.
Поэтому самая светлая мечта у занимающихся багги учеников 91-й школы Влада Крайникова, Александров Семенюка и Завирюхи – поучаствовать на любимых машинках в настоящих турнирах.
— Где еще в 13 лет можно поводить машину — тем более, такую скоростную?! — с восторгом восклицают ребята. — Каждое занятие для нас – праздник. А наш Олег Александрович – лучший в мире тренер! Но, конечно, очень хотелось бы не просто по школьному стадиону круги набрасывать, а попробовать свои силы на соревнованиях. И отремонтировать те машинки, которые сейчас стоят «на приколе».
На минувших выходных многие посетители (и коллекционеры автостарины, и обычные горожане) приходили в «Машины времени» с подарками для юных гонщиков и их тренера - топливом, краской, запчастями. Вместе с гостями радовался и создатель музея.
— Тем днепропетровским гонщикам, которые соревновались еще при СССР, уже за 50 лет, — говорит Михаил Прудников. – А дальше – разрыв поколений. Поэтому крайне важно сохранить эту молодую смену. Мы очень признательны всем, кто подключился к акции по спасению украинских «жучков»-багги. Надеюсь, мы сможем помочь сохранить и эту секцию, и удивительные машинки!