Два с половиной месяца прошло после этого обрушения, из-за которого обломками кирпичной кладки на время оказался перегорожен даже центральный проспект. Но по-прежнему ни от владельцев здания (предпочитающих не афишировать себя), ни от городской власти нет внятного ответа: что будет дальше с уникальным зданием? Собираются его восстанавливать или…? На грустные предположения наводят свидетельства того, что дом постепенно разбирают. Мне неоднократно сигнализировали горожане, видевшие, как возле обрушенной части здания работает кран.
О том, что такие демонтажные работы ведутся, я смог убедиться, проникнув за металлический забор, ограждающий оба корпуса 43-го дома. Да, не многие знают, что за «Домом с атлантами», выходящим фасадом на проспект, перпендикулярно к нему стоит второй корпус дома с такой же нумерацией. Он – в еще более удручающем состоянии. Часть этого Г-образного корпуса, параллельная проспекту, в начале 1990-х годов была реконструирована и сейчас занята офисами. А вот в перпендикулярной проспекту части творится тихий ужас. От этой части осталась только голая «коробка» кирпичных стен. Ни межэтажных перекрытий, ни внутренних стен, ни лестниц здесь давно нет. Чудо, что при полном отсутствии внутренних элементов здание вообще еще не обрушилось. И судя по тому, что внутри каркаса здания растут приличные деревья, в таком состоянии этот корпус – не меньше десятка лет.
Но вернусь к Дому с атлантами. Никого на обнесенной забором территории в момент моего визита нет. Пуста и будка охранника. У верхнего торца здания – огромный кран, рядом с ним – две стопки межэтажных плит. О том, что демонтажные работы ведутся, свидетельствуют глыбы кирпичной кладки у фасада и нижнего торца здания. Пытаясь оценить внутреннее состояние дома, пробираюсь через один из оконных проемов. Судя по шорохам, я здесь не один. Ошалело гавкая, прочь уносится свора диких собак. Больше никого в доме нет. В помещениях первого этажа творится форменный ужас. От бывших комнат остались только голые ободранные стены. Бетонный пол завален горами строительного и бытового мусора. В полу – коварные дыры, в которых запросто можно сломать ногу, там и сям торчат куски арматуры, битое стекло. Попасть на верхние три этажа – невозможно без альпинистского снаряжения. Две лестницы, в правом крыле и центральной части, давно демонтированы.
Хочется обследовать левое крыло, где произошло обрушение. Но это – совершенно невозможно! Могу лишь пробраться через оконный проем первого этажа внутрь – и на этом тупик. Все внутреннее пространство крыла завалено обломками кирпичной кладки и межэтажных плит, обрушившихся с четвертого по первый этажи. Похоже, плиты, лежащие рядом с краном, - как раз от этого обрушения…
К счастью, главное украшение и уникальная ценность дома, атланты, пока целы. Они расположены на фасаде, на уровне второго этажа правого крыла здания. Если здание не продолжат разбирать до основания, у этого символа старого Екатеринослава есть шанс уцелеть. Но пока это здание пытается защитить лишь горстка краеведов, историков и общественников…
О том, чем ценен и интересен этот дом, Городскому сайту рассказал кандидат исторических наук, член Национального Союза краеведов Украины, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович Кавун:
«Историческое здание по проспекту Карла Маркса, 43 прекрасно вписывается в историческую среду данного района, это ценная историческая застройка нашего города. К сожалению, точные данные о дате сооружения и архитекторе дома отсутствуют.
Здание состоит из двух частей. Первые два этажа – постройки второй половины XIX века, а два верхних этажа надстроены в стиле «сталинского неоклассицизма», в 1930–1950-х гг., точная информация также отсутствует. Историко-архитектурный анализ позволяет отнести основную часть здания к 1870–1880-м годам. Архитектура фасадов характерна для стилевого направления «классицистирующая эклектика». Иными словами, здание относится уже к эклектическому направлению в архитектуре, но его структура и основные контуры фасадов строятся на принципах классицизма. Здание имеет трехчастный фасад, с выдвинутыми на красную линию проспекта боковыми частями и немного утопленной центральной частью (что довольно редко встречается в городской архитектуре). В целом здание, поставленное на очень сложном участке холма, в месте наибольшего уклона, выглядит монументальным и строгим. Монументальность усиливается рустовкой первого этажа (руст – специально выделенный прямоугольник на фасаде). Боковые части рустованы на оба этажа.
Надстройка здания в советский период была выполнена максимально бережно по отношению к основной части, что тоже не часто встречается в архитектуре Днепропетровска. К сожалению, архитектор надстройки также пока остается неизвестным.
Несмотря на довольно типовой для второй половины XIX века облик здания, у него имеется одна деталь, которая сразу ставит его в разряд уникальных в Екатеринославе-Днепропетровске. Это две пока еще сохранившиеся фигуры атлантов на нижней боковой части фасада.
Впервые скульптуру в оформлении жилых и общественных зданий стали использовать в древнем Египте и Вавилоне. Это были фигуры богов, обычно в виде зверей или с головой зверя. Фигуры людей появились в древнегреческой архитектуре. Греки изобрели традицию маскировать несущие конструкции зданий фигурами атлантов и кариатид. Статуи кариатид, одетых женщин, использовались для поддержания портиков и балконов. Атланты – в древнегреческой мифологии титаны, боги второго поколения, дети неба и земли, поддерживавшие небесный свод. Фигуры атлантов активно применялись в европейской архитектурной традиции с эпохи Древнего Рима.
Атланты на здании по пр. Карла Маркса, 43 помещены в портике второго этажа, и заменяют здесь колонны. В аналогичном портике верхней боковой части парных атлантов сейчас нет, на этом месте зияет пустота, и это наводит на мысль, что первоначально там находилась симметричная пара атлантов, которая была утрачена уже в советский период. Таким образом, дом по проспекту Карла Маркса, 43 является единственным «Домом с атлантами» в Днепропетровске.
Атланты – излюбленный элемент декора в европейской архитектуре XVI–XX в. Их можно встретить практически на каждой центральной улице любого европейского города. С помощью атлантов и кариатид (аналогичная по функции женская фигура) обычно маскировали консоль, поддерживавшую портик. В нашей стране атланты стали появляться только в период «разгула эклектики» в архитектуре второй половины XIX – начала XX веков. Зачастую владелец здания, желая сделать рекламу себе или своей фирме, изощрялся в размещении на фасаде ряда мифологических фигур. В Екатеринославе были очень распространены женские головки, головы мальчиков-амуров, львы, сатиры, а вот атлантов и кариатид можно перечесть на пальцах. Сейчас остались только два дома с кариатидами на фасадах, кариатиды в интерьере зрительного зала театра имени Шевченко. А вот атланты в городе одни – на здании, которому угрожает снос.
Самые известные в бывшей Российской империи атланты украшают знаменитый портик Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Также славится многоэтажный «дом с атлантами» конца XIX века в Одессе, в котором атланты маскируют угол первого этажа, и кажется, что они поддерживают все здание. Екатеринославские атланты выглядят поскромнее, это только поясные фигуры бородатых мужчин. К слову, наши атланты имеют свое выражение лица, я бы назвал его грустным, сосредоточенно-печальным. Жаль только, что этот уникальный элемент архитектурного декора скрыт пышными кронами деревьев и строительной оградой, и большинство горожан, спешащих мимо руины, даже не подозревают об их существовании.
Квартал Екатерининского (Карла Маркса) проспекта, где расположен «Дом с атлантами», застраивался в 1840–1850-х годах. Это был самый интересный в градостроительном отношении участок, ведь именно здесь «срезали гору» при губернаторе Андрее Яковлевиче Фабре (руководил в 1847–1857 годах), и здесь был устроен первый квартал знаменитого двухрядного бульвара.
Так что уцелевшие атланты являются каменным свидетелями того, как развивался город в последние сто пятьдесят лет, и на их глазах вырастал знаменитый Фабровский бульвар.
Архитектурное окружение «Дома с атлантами» поистине великолепно. Выше находится дом № 41, уникальный особняк первой трети XIX века, где квартировал сам губернатор Фабр, и с балкона которого он любовался своими бульварами (сейчас об этом напоминает мемориальная доска-барельеф). Ниже по линии Проспекта – здание Городской Думы – самое изысканное здание старого Екатеринослава, построенное в стиле «венский ренессанс» в 1901–1903 годах по проекту Дмитрия Скоробогатова.
Что располагалось раньше в «Доме с атлантами»? На этот счет четкой информации нет. На плане в справочнике «Весь Екатеринослав» 1903 г.» здесь обозначено «Полицейское управление и Адресный стол». А на другом плане этого же года обозначены «Акцизное и Горное управления» (возможно, эти здания располагались по соседству).
Интересно, что «Дом с атлантами» раньше составлял единый архитектурный комплекс с домом во дворе. Это типичный доходный дом, выполненный в стиле модерн начала XX века. Что характерно – в 1990-е годы одна часть этого здания, выходящая фасадом на проспект, была капитально отремонтирована и вновь заселена, а часть, примыкающая к «Дому с атлантами», разделила его печальную участь. Ну и хотелось бы напомнить, что еще до 1980-х годов здесь существовало еще одно здание. Выше по линии проспекта к «Дому с атлантами» примыкал очень ценный двухэтажный дом середины XIX века, казавшийся миниатюрным. Здесь находился книжный магазин «Находка». Сносом этого дома в конце 1980-х годов началась новая «тенденция» в развитии квартала.
На мой взгляд, необходимо очень ответственно подойти к вопросу реконструкции данного объекта. Верхние два этажа – надстройку советского времени, вероятно, уже не спасти, а вот двухэтажная основа, или хотя бы её боковая часть с атлантами, заслуживают того, чтобы быть сохраненными в составе нового здания, фактически «вклеенными» в новую ткань фасада. Моё мнение – сохранение стены с атлантами необходимо предусмотреть при разработке проекта нового здания. Подобные примеры в Днепропетровске сейчас не редкость – это «Призма» на ул. Глинки, 7 или здание на ул. Шевченко, 51.
Нужно спасти «атлантов» не только из историко-архитектурных, но хотя бы из туристических соображений. Ведь мы много кричим о том, что у нас «нечего смотреть», а сами же, получается, избавляемся от уникальных элементов нашего наследия, объектов, которые могут поучаствовать в создании туристических маршрутов или формировании имиджевых «ностальгических образов» города».
строят свои уродливые здания...капец Ответить | С цитатой