От архитектора до художника
Никита рисовал с детства, но выбрал для себя другую профессию. Он из семьи архитекторов. Поэтому продолжил династию:
— Я понимал, что такое жизнь художника. Это человек, который постоянно находится в свободном иногда полете, иногда падении. Это социально-неустойчивая профессия. Поэтому я пошел по стопам родителей и дедушки. Хорошо учился, работал архитектором, немного преподавал. Но понял, что мне это неинтересно. Для того чтобы быть хорошим преподавателем, нужно иметь практический опыт. Нельзя многому научить, если ты сам только окончил университет.
С 2005-го по 2010 годы он работал в различных проектных фирмах. В одной из них — главным архитектором. Но выбрал искусство. Работает в разных жанрах: фото, видео, изобразительное искусство, инсталляции.
— Не каждый, кто рисует, художник, — говорит Никита. — Есть люди, которые создают картины для интерьера, специально на продажу. Для них это ремесло. Их сюжеты популярны. Розы, натюрморты, лошади, городские пейзажи, обнаженная натура — все это было. В чем новизна? Я не работаю на заказ и берусь только за те темы, которые мне интересны. Если придет 10 тысяч человек, увидит мою картину и скажет: «Вау! Как красиво!», это ничего не значит. Ведь люди часто ошибаются. Качество картины нельзя оценивать количественными показателями. Ориентир должен быть на профессионалов — людей, которые разбираются в искусстве. С аудиторией нужно работать, но при этом не опускать планку.
Художник продолжает:
— Попасть в тренд — очень плохо. — Это как капля молока в кастрюле с молоком. Где ты? Растворилась и все. Через двадцать-тридцать лет на такое искусство никто не обратит внимания, а через сто-двести и подавно. Запоминают людей, которые имеют свою позицию, могут быть другими.
Награды обладателя премии PinchukArtCentre в номинации «Признание общественности» (2011 год) тоже не интересуют. Вы знаете, что у Джона Леннона и Пола Маккартни не было музыкального образования и наград тоже, вопрошает он. Первично другое.
Сам Никита Шаленный называет себя фанатом Рембрандта. Из современных художников любит творчество Ай Вэйвэя (Китай), Сантьяго Сьерра (Испания), Ильи Кабакова (США и Россия) и других. В мастерской у него всегда тихо, чисто и светло, минимум вещей.
— Пространство, где я работаю, — это белый куб, в котором ничего нет, — говорит он. — Тогда ничего не отвлекает от идеи. Есть только ты и белый лист.
Дар творца — чувствовать дух времени
Один из самых необычных проектов Никиты Шаленного — инсталляция «Катапульта». Символ, безусловно, революционный. Но проект художник подготовил еще до Майдана. Работал над ним летом прошлого года. Создавая катапульту, сотрудничал с инженером-ракетостроителем завода «Южмаш». Подготовил инсталляцию для выставки в Киеве, которая открывалась 30 октября 2013 года. Катапульта на Майдане появилась уже в декабре. По словам автора инсталляции, все дело в том, что художникам свойственно чувствовать дух времени. Необычной работой заинтересовались журналисты. Позже куратор ежегодного польского фестиваля «Открытый город» Ежи Онух предложил Никите представить ее в Люблине. В фестивале участвовало около 20 художников. Все инсталляции находились под открытым небом в исторической части города. В сентябре Никита также принял участие в проекте журнала «Фокус» с серией работ «Сучасний український ландшафт» в киевском Мистецьком арсенале. Представил графическую модель стены, похожей на средневековую крепостную. Она ограждает нас от зоны конфликта.
— Я показал, что с нашей стороны мы видим за стеной перспективу, а с той стороны ее нет, — говорит художник. — Даже люди по ту сторону стены будто сошли со средневековых гравюр. Ведь Средневековье — это состояние души, образ мышления.
Параллели между Средневековьем и современностью Никита проводил и в работах, которые экспонировались в рамках его первой сольной выставки в Киеве. Она проходила недавно в Национальном музее им. Тараса Шевченко. Серию работ «Четвертое парадное» готовил с 2008 года. Картины, посвященные теме Средневековья, безнаказанности, равнодушию, оказались как никогда актуальными.
Эмоции вместо оружия
Еще один интересный проект Никиты недавно представили в Москве. В сентябре этого года работы нашего земляка экспонировались на Cosmoscow — крупнейшей международной ярмарке современного искусства. В ней участвовали 26 галерей современного искусства со всего мира. Пригласили и нашу галерею «Артсвит».
— Мы сомневались, стоит ли ехать, — говорит он. — У художников свой язык. Они вне политики. Поэтому решили все же участвовать в мероприятии. Важно, что ты хочешь донести. Думаю, если бы мы представили нейтральные или коммерческие работы, это было бы чистым коллаборационизмом. Но мы не поехали в Москву кланяться. Приехали со своей позицией.
Московскому зрителю Никита показал инсталляцию: три зеленых ящика от ручных российских гранатометов (ПЗРК), в которых лежали 24 акварельных рисунка, изображающие кровавые картины: мертвые бойцы, сепаратисты, оружие. Основной лейтмотив: война, ненависть, боль…
— В виде гуманитарной помощи из России к нам привозят оружие, которым убивают наших ребят, — говорит художник.
— А мы отправили им в ответ эмоции. В июле бойцы наших бригад — 79-й и 72-й — сильно пострадали в зоне АТО. Их накрыло «Градами», а спрятаться было некуда. В Днепропетровске одна за другой ездили машины скорой помощи. Каждая сирена скорой ранила меня в сердце. Я воспринимал ее, как свое личное горе. Руки опустились — не знал, что делать. Чтобы «вылечить» себя от этой боли, начал рисовать. Некоторые сюжеты возникали у меня в голове, другие приходили из медиа.
Участие инсталляции в выставке не единожды оказывалось на грани срыва. Во-первых, компании, занимающиеся перевозкой произведений искусства, отказались перевозить работы из Украины в Россию. Очень большие риски. Поэтому не могли отвезти ни картины, ни ящики.
— Поступили как контрабандисты, — вспоминает Никита. — Работы отправили через знакомых, а ящики заказали в России. Оказывается, можно без всяких проблем по Интернету связаться с крупной российской компанией и заказать ящики, в которые упаковывают оружие.
Во-вторых, менеджера Никиты не единожды заставляли снять работы с выставки. Но с начала пресс-показа работа Никиты Шаленного, изображающая Путина с окровавленными руками, стала любимой темой журналистов. Как ни пытались организаторы ярмарки уйти от нее, не вышло:
— После окончания выставки я читал несколько статей международных изданий. В каждом упоминался наш проект. Мои работы показали в сюжете российского телеканала «Дождь».
Зрители делились на две категории. Первые внимательно рассматривали рисунки и благодарили. Вторые пытались спровоцировать менеджера на скандал.
— Одна женщина из посольства Малайзии плакала, — рассказывает художник. — Ведь несколько сюжетов были посвящены падению «Боинга». Она благодарила нас, что подняли эту тему. Ведь в России она замалчивается.
Кстати, «Альбом о войне» после приобрел швейцарский коллекционер — один из крупнейших в мире.
Люди острее воспринимают искусство
Казалось бы, в наше непростое время художнику сложно найти своего зрителя. Но Никите Шаленному стало проще доносить свои идеи до аудитории. Люди воспринимают все острее.
— Ранее они были заняты своим бизнесом, кредитами, погоней за какими-то товарами, — говорит он. — Было не до искусства. Парадоксально, но даже картины покупать стали чаще. С другой стороны, сегодня искусством занимаются только те люди, которые действительно преданны ему.
Мне еще не приходилось рисовать счастье, хотя и очень хотелось бы, говорит Никита:
— Знаете, есть такой художник Рене Магритт. Во время войны он много рисовал события, которые происходили вокруг. Однажды остановился и стал создавать солнечные, яркие, радостные работы. Предмет моего творчества — я сам, люди, которые меня окружают. То, что происходит с обществом вокруг, то и отражается в моих работах. Поэтому и нет пока в них счастья. Но падать духом не стоит. Я вижу у нашей страны большие перспективы.