Сегодня, как доктор медицинских наук и психотерапевт с тридцатилетним стажем, он с интересом анализирует психическое состояние дяди по написанным им когда-то произведениям. Расспрашиваю доктора и о роли психотерапии в наших реалиях.
— Георгий Владимирович, ваша семья жила в Днепропетровске, Дмитрия Шостаковича — в Москве. Как вышло, что ваш род разбросало по разным краям бывшего Союза?
— Род Шостаковичей происходит из Литвы и Польши. Но в 1830 году Петра Михайловича, прадеда знаменитого композитора, за участие в польском восстании выслали на Урал. Болеслав Петрович, дедушка Дмитрия Дмитриевича и мой прадед, тоже оказался революционером. За подготовку восстания 1861 года его сослали на Сибирь, в Якутск, а затем в Иркутск. В большой иркутской семье Болеслава Шостаковича и родился Дмитрий — отец композитора. Он был третьим ребенком в семье. Детям ссыльных не разрешалось выезжать за пределы Сибири, однако они учились за границей. Исключение сделали лишь для Дмитрия — отца композитора. Он уехал в Петербург учиться, там создал семью, в которой и родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Дмитрий Шостакович и мой отец были не только двоюродными, но и крестными братьями. Ведь Дмитрий Болеславович крестил моего отца.
После революции и Гражданской войны запрет на выезд из Сибири для семьи Шостаковичей был снят. Все решили переехать в Петербург. Мой отец тогда уже интересовался психиатрией, получил образование и с удовольствием принял участие в конкурсе украинской психоневрологической академии. Потом была Великая Отечественная война. Так и разбросало Шостаковичей по разным краям бывшего Союза.
Сегодня Максим Дмитриевич, сын композитора, живет в Штатах. Мои двоюродные братья — в Питере и Иркутске.
— Бывал ли когда-нибудь Дмитрий Дмитриевич Шостакович в Днепропетровске?
— Нет, приезжал с концертами уже его сын Максим.
— Каким вам запомнился Дмитрий Шостакович?
— У нас в семье не из кого не делали кумиров. Я понимал, что он известный композитор, но меня это не волновало. У нас были простые семейные отношения, не окрашенные музыкальным рефреном. Уже позже я стал слушать его музыку и кое-что понимать.
Тревожный, талантливый, скромный. Он не ходил с нимбом над головой. Обожал футбол, болел за московский «Спартак». В те несвободные времена футбол был очень важен. Он давал возможность поорать, получить эмоциональную разрядку. Тогда фанаты были не такими, как сегодня. Среди них было множество интеллигенции — ученые, композиторы.
Ведь тогда все творческие люди вынуждены были прославлять вождя и социализм. Не минула эта участь и Дмитрия Дмитриевича. Но это были гениальные музыкальные произведения.
Музыка Дмитрия Шостаковича тревожная. Его подчеркнутая скромность тоже была связана с тем, что все его высокие звания на тот момент были опасным грузом. Сталин специально собирал вокруг себя гениальных людей, которым воздавал всяческие почести. С другой стороны, все они были его заложниками. Не все выдерживали такое положение. Так, популярный в то время композитор Исаак Дунаевский покончил жизнь самоубийством. А один из близких друзей Дмитрия Дмитриевича, Всеволод Мейерхольд, во время правления Сталина был арестован и расстрелян. Природная скромность Дмитрия Шостаковича сочеталась в нем с огромным количеством переживаний за себя и за друзей. Вся эта палитра чувств отражена в его произведениях.
— Помните ли вы похороны композитора?
— Да, я был на его похоронах. Собралось очень много народа. Выступал Родион Щедрин. Но я воспринимал это без особого восторга. Скорбел по родственнику, которого любил, к творчеству которого всегда относился уважительно.
— Какое ваше любимое произведение Дмитрия Шостаковича?
— Седьмая симфония и Марш Фортинбраса к «Гамлету». Но это мое субъективное мнение, я ведь не музыковед, а врач по образованию.
— Георгий Владимирович, почему вы решили стать психотерапевтом?
— Я работал по многим врачебным специальностям. Понял, что огромное влияние на жизнь человека и его здоровье имеет психологический настрой. Поэтому и занялся психологией и психотерапией. Кстати, первый учебник по медицинской психологии на украинском языке написан моим отцом — Владимиром Шостаковичем.
— Вы пошли по его стопам?
— Профессионально нет, он был психиатром. Однако отец был большим знатоком литературы, живописи. Он был для меня очень важен и, несомненно, формировал мое мировоззрение. Я никогда не стремился ему подражать. Когда занялся психиатрией, отец уже десять лет как умер, и еще лет через десять я стал психотерапевтом.
— Как долго вы уже в профессии?
— Более тридцати лет веду частную практику. Занимаюсь мультимодальной психотерапией: по мере необходимости применяю те или иные научные методы. Основной, как и многих коллег, психоанализ.
— На вашей странице в Фейсбуке много стихов и картин. С чем это связано?
— Мне интересно знакомить людей с поэзией и живописью. У меня на странице два тематических проекта. Первый — Ars (полностью звучит, как «Vita brevis ars longa» — «искусство длинно, жизнь коротка»). Каждый четверг я помещаю на странице альбомы с произведениями художников, которые меня интересуют. Уже поделился с читателями более чем 150 альбомами. Последние произведения — Исаака Иткинда, Марселя Дюшана, Кшиштофа Издебски-Круза, Эдмунда Дюлака, Надежды Рушевой…
Второй проект — «Антология шесть дней с поэтом». Шесть дней в неделю я помещаю на своей странице стихи поэтов, которые мне интересны. От Гомера до современных украинских и российских авторов. Последнее время, например, делился произведениями поэтов-дадаистов, которые предшествовали сюрреалистам. За время проекта уже рассказал о более чем 160 авторах.
— Откуда к вам пришла такая идея?
— Работа, связанная с людьми, требует интереса к людям. Каждый человек — творческий. Поэтому, на мой взгляд, все, кто работает с людьми, должны интересоваться литературой, живописью, музыкой. Еще мне кажется, что в социальных сетях должны быть не только фотографии кошек и собак, не только селфи (автопортреты пользователей. — Прим. авт.). В Фейсбуке есть место и для серьезных вещей. Люди реагируют, интересуются, узнают новое.
— Арт-терапию вы рекомендуете своим клиентам?
— Конечно, в моем кабинете вы можете увидеть их работы. Это вообще довольно популярное направление в психотерапии.
— Какие люди становятся вашими клиентами? Есть ли у них общие черты?
— Во всем мире к психотерапии обращаются люди молодые и среднего возраста, среднего класса. Это связано с кризисными периодами в жизни человека. Например, кризисы случаются в юности. Также связано с благосостоянием населения. Когда людям нечего есть, они не занимаются душой. Так и в Украине. Хотя обстановка в стране непростая, клиентов больше не стало. Их средний возраст — 27—40 лет. Приходят в равной степени как мужчины, так и женщины.
— Многие украинцы боятся обращаться к психотерапевту, предпочитая решать свои проблемы самостоятельно. Другие и вовсе не понимают разницу между психиатрами и психотерапевтами и стыдятся обратиться к психотерапии. Что посоветуете таким людям?
— К психиатру обращаться тоже не страшно и не стыдно. Все дело в стандартах, созданных в бывшем Советском Союзе. Конечно, каждый человек боится потерять лицо. Но обращение к психиатру тоже может быть добровольным, свободным и полезным. Разница в том, что психиатры излечивают психические заболевания. А психотерапия занимается разными здоровыми людьми, у которых есть сложности в жизни. Лучше прийти с проблемами к специалисту, чем к другу или подруге. Специалист не вынесет вашу ситуацию на суд общественности. У специалиста есть определенное образование и квалификация, которая позволит составить альтернативное мнение или несколько мнений, из которых клиент выберет более близкое ему.
Психотерапия меняет отношение к жизни. Люди приобретают уверенность, становятся взрослыми. А взрослый человек — это тот, кто имеет право на горе и радость, имеет право на прегрешения и ошибки. Если он понимает, что это право у него есть, жизнь становится гармоничной. Человек находит путь к себе.