Этот мир – не просто прекрасная альтернатива улице и засасывающему молодежь миру компьютеров. Для многих подростков с таких занятий авиа-, авто- и судомоделизмом, изготовления игрушек, сувениров, познания химии, астрономии, дизайна начинается совершенно новый путь к реализации своей мечты и выбору будущей профессии. Несмотря на крайне сложное для Украины время, детское техническое творчество на Днепропетровщине развивается, привлекая все больше ребят и девчонок.
Чем же удается привлечь в наш компьютерный век молодежь к техническому творчеству и моделированию? Что заставляет сотни ребят ежедневно приходить в областной центр на улицу Ульянова, 4, а еще тысячи – в его центры-филиалы, станции юных техников, секции, расположенные по всей Днепропетровщине? Не первый год сотрудничая с этим центром, его педагогами и воспитанниками, я каждый раз удивляюсь тому, каким неподдельным восторгом горят глаза детей. И тех, кто только начинает заниматься таким творчеством, изготавливая свой первый кораблик или самолетик. И тех, которые уже завоевали десятки медалей и кубков на соревнованиях всех рангов – от областных до международных…
- Это – ошибочный миф, что в компьютерную эпоху ребенку не интересно попробовать что-то сделать своими руками,- убеждена заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДОЦНТТ и ИТУМ Надежда Борисовна Фурштейн. – Интересно, еще и как! В каждом ребенке живет искра творчества, и наша задача – заметить ее и зажечь. И многие родители понимают, насколько важно в детях сызмальства развивать желание и умение творить, мечтать, добиваться поставленных целей, в конце концов – делать что-то своими руками полезное для себя, дома. Поэтому мы стремимся привлечь к обучению деток еще с шести лет, учитывая прежде всего интересы самого ребенка и пожелания родителей. Если ребенок пришел к нам заниматься с ранних лет, то он наверняка увлечется моделизмом на многие годы. Разностороннему обучению ребенка, развитию в нем полезных умений и навыков, открытию в нем интереса к уже конкретному виду творчества способствует программа начального технического моделирования. Прозанимавшись им пару лет, дети уже осознанно выбирают то, что им интересней всего: мальчики – авто-, авиа-, судомоделизм, девочки – рисование, народные промыслы, поделки, оригами и так далее…
Руководитель авиамодельного кружка Константин Анатольевич Федурко тоже убежден, что приобщение к техническому творчеству с раннего возраста – более эффективно.
- Большую роль в этом, конечно, играют родители,- считает он. – Если ребенка лет до десяти не увлечь чем-то полезным, то позже это будет сделать гораздо труднее. Нынешнее поколение молодежи действительно растет более инертным, ленивым. Если же ребенка привели к нам, то мы приложим все усилия, чтобы ему заниматься было прежде всего интересно. Словами сложно передать, как моих начинающих воспитанников завораживает конструирование первого в жизни самолета, полет собранной ЕГО руками модели…
Именно с такой мечтой о полете первой модели вдохновлено занимается в этом кружке Даниил Скакун. Парень пришел в авиамоделизм достаточно поздно – в неполные 14 лет. Но теперь, похоже, стремится наверстать упущенное, засиживаясь над конструированием самолета даже тогда, когда более молодые ребята давно разошлись по домам.
- У меня еще с детства была в душе любовь к технике, - признает Даниил. – Ходил в студию «Изобретатель», конструировал дома роботов. Но только недавно понял, что больше всего хочу собрать и запустить в небо свой самолет…
С такой мечтой сюда приходят сотни ребят и девчонок...
История развития технического творчества в нашей области своими корнями уходит в тридцатые годы XX века, когда в 1932 году в Днепропетровске была организована областная детская техническая и сельскохозяйственная станция (ДТС). При ней были созданы первые кружки - авиамодельный, автоводителей, судомоделизма, фото- и радиодела, агрокультур (где исследовали новации овощеводства).
В 1934 году была создана Павлоградская ДТС, а в 1939 открыта детская техническая и сельскохозяйственная станция в Днепродзержинске. Стали ежегодно проводиться различные соревнования и выставки детского творчества среди школьников области, лучшие работы экспонировались на выставке достижений народного хозяйства в Москве, были отмечены грамотами и медалью ВДНХ.
Мирную, творческую направленность работы школьников прервала война. Бывшие юные техники сражались на фронтах Великой Отечественной. Полученные в технических кружках знания помогали бойцам быстро осваивать военные специальности, управлять танками и самолетами.
В послевоенные годы в техническое творчество вернулись работать влюбленные в свое дело, преданные детям специалисты:
Областная станция юных техников начала проводить ежегодные конкурсы "Юные техники - школе". Сельские школьники в это время проводят большую работу по радиофикации колхозов; школьниками области произведено около 20000 приборов и учебных пособий, около 7000 радиоприемников. Восстанавливается в области и работа авиамодельных кружков.
В 1946 году открыта детская техническая и сельскохозяйственная станция в Никополе, в 1950 - в Марганце. Через два года произошло разделение ДТС на станции юных техников и станции юных натуралистов. При областной станции юных техников работали авиамодельный, автомодельный, мотоциклетный, судомодельный, механический, теплотехнический, фото и радиокружки, секции рукоделия и «умелые руки».
Последние 35 лет, с 1979 года и поныне, областной центр детского творчества возглавляет Людмила Васильевна Волкова, энергичная и очень целеустремленный человек. Она прилагает огромные усилия для сохранения и укрепления приобретенного в работе центра, для развития приоритетных направлений технического творчества.
В 1953 году юные техники Днепропетровщины участвовали в первом республиканском слете юных техников и соревнованиях по морскому моделизму. Год спустя - организована первая в облСЮТ постоянно действующая выставка технического творчества и заочные клубы по основным направлениям деятельности. Бурными темпами открывались станции и клубы юных техников при промышленных предприятиях в 1960-х и 70-х годах. В 1968 году начала работать СЮТ в Дзержинском районе Кривого Рога. В 1969 году открыты СЮТ в Октябрьском, Саксаганском районах Кривого Рога, в Ленинском и Красногвардейском районах Днепропетровская, в г. Желтые Воды, в Петропавловском районе. В1973-1984 годах - в Томаковском, Пятихатском, Васильковском районах области, в Жовтневом и Кировском районах Днепропетровска, городах Синельниково и Орджоникидзе. Всего к концу 80-х годов в области насчитывалось 27 станций юных техников и 30 клубов юных техников.
Большой популярностью пользуется авиамодельный спорт. Огромным энтузиастом авиамоделизма на Днепропетровщине был Евгений Ефимович Климов, который первым в Украине запустил кордовую модель. Из его кружков в большой спорт вышли именитые спортсмены-авиамоделисты, заслуженные мастера спорта международного класса Евгений Горбань, Валерий Струков и другие. За годы работы руководителем авиамодельного кружка Е.Е.Климов воспитал 16 мастеров спорта, двух рекордсменов СССР, двух чемпионов Европы и мира, 12 чемпионов СССР и 6 чемпионов СССР.
С 1950-х годов начинается активная работа радиоспортивных кружков. При облСЮТ был создан радиоклуб, объединивший более 400 любителей радиодела. Многие бывшие радиокружковцы получили в клубе знания, которые обусловили выбор их профессионального пути. В 80-х годах началось развитие и распространение кружков спортивной радиопеленгации "Охота на лис", радиомногоборья. Большой популярностью в структуре технических кружков пользовалось радиоконструирование, развитие которого приходится на 80-е годы.
Одним из самых привлекательных видов спортивного моделирования является судомоделирование, которое берет свое начало с 1950-х годов. Первым руководителем кружка был Александр Федотович Тришин, участник Великой Отечественной войны. Кружковцы добивались значительных успехов, занимали первые места в областных соревнованиях, некоторые из них были чемпионами Украины.
Бурное развитие космонавтики в 1960-70 годы способствовало расширению сети ракетно-космических кружков. Их воспитанники неоднократно становились победителями и призерами соревнований различного уровня - от областных до международных. Работами юных ракетомоделистов Днепропетровщины восхищались в Москве, Токио, Париже, Вашингтоне, Португалии, Японии.
В 1960-е годы появились первые автомодельные кружки в нашей области. В советское время наша областная команда дважды занимала второе место в республиканских соревнованиях. В 1985 Александр Резников был чемпионом СССР, Игорь Стасюк - чемпионом Украины, призером чемпионата СССР. А в эпоху независимой Украины наши автомоделисты неизменно входят в тройку лучших сборных страны в этом виде моделизма! В начале 70-х годов в Днепропетровской области были построены первые картинги. Сейчас картинг занимает достойное место в спортивной жизни школьников Днепропетровщины.
В 1973 году на базе фотокинолаборатории была организована первая в Украине экспериментальная мультстудия "Веснянка". Много сил и энергии творческих поисков в новое дело вложили руководитель лаборатории Марлен Яковлевич Матус и педагог Кира Георгиевна Эмеретли. Они превратили кинокамеру в руках ребенка в инструмент познания мира и себя в нем. В составе облСЮТ мультстудия плодотворно работала 17 лет. За это время педагоги мультстудии создали уникальную методику комплексного эстетического развития детей средствами кино. "Веснянка" стала экспериментальной базой и достойным партнером ученых НИИ Академии педагогических наук СССР, все годы вели исследования на ниве художественного воспитания. Было изготовлено много мультфильмов, которые в конкурсных фестивалях различного уровня (от областных до международных) всегда получали самые высокие награды. В 1990 году уже на базе детской народной мультстудии "Веснянка" был создан самостоятельный первый в Украине детско-юношеский киноцентр с тем же названием.
В это же время бурными темпами начали развиваться средства персональной вычислительной техники и открываются первые кружки компьютерной техники (в облСЮТ в 1986 году). В 1992 году областная станция юных техников получила статус Областного центра научно-технического творчества и информационных технологий учащейся молодежи. Началось обучение учителей информатики и учителей-предметников использованию ЭВМ в преподавании основ наук. С появлением новой техники начали проводить занятия на ЭВМ с учащимися младшего возраста. В 1994 приобрели класс Apple, на базе которого начала развиваться в центре компьютерная графика и издательское дело. За годы существования этого направления в Областном центре за обучение в кружках программирования, подготовки пользователя ПК прошло около 2500 учеников.
15 декабря 1981 при содействии бюро Приднепровского научного центра АН УССР, коллегии отдела народного образования Днепропетровского облисполкома, ради ректоров, президиума областного общества "Знание", областных советов НТТ и ВОИР была создана Малая академия наук школьников (МАН). МАН - самодеятельная организация школьников, проявляющих повышенный интерес к различным отраслям знаний.
- На заре независимости Украины, в 1991 году в Днепропетровской области работало 1800 технических кружков, которые посещали почти 40000 учеников, и к нашему времени количество занимающихся техническим творчеством детей практически не сократилось, - рассказывает директор ДОЦНТТ и ИТУМ Людмила Васильевна Волкова. - Сегодня непосредственно в Центре обучаются более 1000 детей в возрасте от 6 до 18 лет в 17 творческих объединениях. А в целом в Днепропетровской области функционируют 18 профильных внешкольных учебных заведений научно-технического направления: 8 станций юных техников, 7 центров научно-технического творчества, клуб научно - технического творчества, 2 клуба юных техников, единственный в области клуб "Юный авиатор», 15 многопрофильных учреждений, имеющих в своем составе технические отделы.
Непосредственно в станциях, клубах юных техников, центрах научно-технического творчества получают внешкольное образование более 12 тысяч воспитанников. Еще 59 многопрофильных учреждений занимаются развитием художественно-технического профиля, а это кружки фотодела, дизайна, народных промыслов, декоративно-прикладного, изобразительного искусства, и тому подобное. Именно кружки художественного профиля составляют большинство из общего количества кружков научно-технического направления. В целом учебными заведениями всех типов Днепропетровщины в кружки по научно-техническому направлению внешкольного образования привлечено более 33 тысяч учеников – 12 процентов от общего количества детей в школах области.
Но при воспитании творческой молодежи акцент сделан не только на количестве, но и на качестве образовательных услуг. Основными направлениями развития научно-технического творчества являются начально-техническое моделирование, информатика, компьютеры и программирование, техническое конструирование, радиоконструирование, авиа-, судо-, автомоделизм, эстетическое творчество: дизайн, фото, конструирование и моделирование одежды. Большой популярностью пользуются кружки декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Из новых направлений научно-технического творчества в нашей области особую популярность приобрели стендовый моделизм, изготовление воздушных змеев.
- В нашем центре особое внимание уделяется внедрению развивающего обучения, поэтапности и перспективности, в воспитании способностей каждого кружковца, - продолжает Людмила Волкова. - Педагогический коллектив центра в своей работе реализует целостный подход к формированию личности. Занятия в творческих объединениях для ученика - это создание себя, своего образа, своего «Я». Ведь главное во внешкольной педагогике - ребенок, его желания, стремления, запросы. С годами многие воспитанники нашего центра становятся победителями всеукраинских, международных соревнований по авиамодельному, ракетомодельному, автомодельному спорту. Но гораздо важнее то, что все наши выпускники во время обучения получают бесценные навыки и знания, которые формируют их умения и характер, учат множеству полезных навыков, помогают найти путь во взрослой жизни…
выбрать свою будущую профессию.
И вам большое спасиба за очень важный труд! Ответить | С цитатой