Личность любого архитектора воспринимается сквозь призму его реализованных проектов. Наверное, сейчас не все горожане смогут вспомнить подробности судьбы выдающегося днепропетровского зодчего Олега Петрова, в биографии которого нынешний год значим вдвойне. Ровно век назад, 18 ноября 1914 года он появился на свет в нашем городе в семье служащих. Двадцать лет назад он ушел из этого мира. Ушел, навечно оставив после себя негласное звание основателя школы современной днепропетровской архитектуры и основателя архитектурного факультета нашей строительной академии. Именно из этого факультета в мир больших проектов шагнули сотни тех зодчих, которые за последние 40 лет принесли нашей архитектурной школе статус одной из ведущих в Украине.
Но красноречивей всего об Олеге Борисовиче до сих пор говорят его здания и сооружения. Он был автором более 80 реализованных в нашем городе проектов. Мы просто перечислим самые знаковые из них… Восстановление Мерефо-Херсонского моста. Грандиозный комплекс зданий бывшего Минчермета на главной площади. «Дом победителей», грандиозная «сталинка» по пр.Карла Маркса, 55, занимающая целый квартал от Карла Либкнехта до Артема. Новый корпус тогда еще ДИСИ и комплекс общежитий этого института. Восстановление театра Горького и реконструкция Дома ученых. Дом быта на Короленко. До сих пор потрясающая воображение «ракушка» (летний театр на воде) в парке Глобы. Грандиозный «дом с изгибом» на Ширшова. Реализованный под его руководством грандиозный проект благоустройства «200-летию Днепропетровска – 200 новых зеленых зон»… Все это – Олег Петров.
Накануне столетия со дня рождения выдающегося зодчего мы вспоминали о его судьбе и самых знаковых проектах вместе с тележурналистом, сценаристом, писателем, автором книг «Петровский зачет» и «Зодчие Днепропетровска» Игорем Владимировичем Родионовым и профессором, деканом архитектурного факультета Приднепровской академии строительства и архитектуры Александром Васильевичем Челноковым .
- Град Петра и город Петрова - это ироническое сопоставление в посвященной О.Б.Петрову книге «Петровский зачет» я позволил себе потому, что оно в духе самого Олега Борисовича, - говорит Игорь Родионов. - Основатель города на Неве и архитектор, возрождавший послевоенный Днепропетровск… В истории их объединяет одно невероятное совпадение, похожее на легенду. Во время отливки «Медного Всадника» расплавленный металл вырвался из формы, и мастер-литейщик бросился самоотверженно спасать памятник Петру Великому, заложив огненную брешь собственной фуфайкой. Интересно, что подобная история приключилась спустя три столетия во время отливки скульптурного портрета архитектора Петрова… Работа скульптора Бориса Волкова высоко оценена искусствоведами и экспонируется в Днепропетровском Художественном музее.
Звезда архитектора Олега Петрова взошла в разрушенном фашистами Днепропетровске. До войны он закончил наш строительный институт, успел поработать архитектором и был призван на фронт в первые дни войны. Когда жена Зинаида провожала его на призывной пункт, она обливалась слезами и была уверена, что этот интеллигентный очкарик погибнет в первом же бою. Но он героически прошел всю войну, был награжден орденами и медалями, залпы Победы услышал в мае 45-го в Австрии. Когда же, демобилизовавшись, шел по улицам родного разгромленного города, то с горечью думал, что Днепропетровск не восстановить и за полвека.
В проектном институте, занимавшимся восстановлением города, каждому специалисту приходилось одновременно вести по 6-7 проектов. Олег Петров как человек с огромной жизненной энергией и поклонник оригинальной архитектуры (и в первую очередь – великого Ле Корбюзье) не скатился до штамповки одноликих проектов. Каждое его здание – оригинально, знаково и до сих пор является украшением нашего города. Увы, не каждый его проект был реализован в том виде, в котором задумывал его мастер…
- Уже легендарной стала история о том, как здание комплекса Минчермета лишилось изящного шпиля из-за приезда в наш город Хрущева, посчитавшего шпиль «архитектурным излишеством», - говорит Александр Челноков. – Но Олегу Борисовичу удалось так трансформировать проект, что он выглядит завершенным, самодостаточным. Каждый из его проектов блестяще выдержал испытание временем еще и потому, что он использовал многообразие самых современных архитектурных идей. Больше того: сегодня мы ближе к идеям Петрова, чем в его эпоху, часто возвращаемся к его работам. По-прежнему актуальным и изящным выглядит Летний театр в парке Глобы – его «гиперболический параболоид», «гипар» на десятилетия опередил свое время. Удивительно гармонично ему удалось реконструировать построенный по проекту легендарного Красносельского Дом ученых, прозрачной стеной холла и другими решениями привнеся в старинное здание 19-го века совершенно новое звучание. С коллегами из Франции мы исследовали наследие Олега Борисовича и поражались тому, как тонко ему удавалось адаптировать неоклассический стиль (так называемый «сталинский ампир») к скудным возможностям днепропетровской архитектуры в вопросах практического воплощения проектов.
Те, кто хорошо знал Олега Петрова, называют его человеком талантливым. Знатоки и сейчас удивляются архитектурному чуду почти сорокалетней давности - «аудиториям в козырьке» над главным входом в ПГАСА. А «летний театр на вантах» в парке Чкалова (ныне имени Глобы) - и сегодня фантастическое чудо. Мерефо-Херсонский мост, в послевоенной реконструкции которого Петров принимал самое непосредственное участие, занесен в анналы уникальных мостов в мире. Жилые и административные здания, построенные когда-то в духе советского неоклассицизма, и сегодня украшают наш город. Они давно признаны шедеврами отечественной архитектуры.
Архитектора Олега Петрова называют днепропетровским Ле Корбюзье. Он и в правду был на него похож. Но большее сходство было не во внешних проявлениях… Великий француз железобетонные плиты, ставил на «вертикальные стойки-колонны», стандартизировал и удешевлял технологию. И Петров осваивал типовое строительство, создавая из панелей свои шедевры. Правда, один это делал ради новаторства, а другой - не от хорошей жизни.
Но самое главное достижение Олега Борисовича, в том, что именно его усилиями в 1966 году был создан архитектурный факультет тогда еще ДИСИ - Днепропетровского инженерно-строительного института. Отсюда вышла замечательная плеяда зодчих, которые сегодня создают архитектуру современного Днепропетровска. Школа Петрова известна далеко за пределами Украины.
И сегодня вместе с Игорем Родионовым мы вспомним об историях, связанных с архитектурными шедеврами, построенными в Днепропетровске по проектам Олега Борисовича Петрова.
В послевоенном Днепропетровске, его еще называли городом «чугуна и стали», на площади им. Ленина было решено возвести внушительное здание республиканского Министерства черной металлургии. Над проектом работали архитекторы харьковчанин А. М. Нестеренко и днепропетровец О.Б.Петров.
Центральную часть Минчермета, согласно замыслу зодчих, венчал высокий шпиль, покрытый медью. А два боковых крыла, в которых разместятся общественные и государственные учреждения, украшали угловые надстройки с выразительными башнями над ними.
Надеясь получить «добро», чертежи будущего здания Минчермета рискнули показать самому Хрущеву, который с деловым визитом прибыл Днепропетровск. Взглянув на кальки, высокий гость неожиданно ткнул пальцем в башню со шпилем, гневно произнес:
- А это что такое?..
Олег Борисович Петров попытался объяснить «первому» задумку авторов проекта. Но Никита Сергеевич, не любивший никаких возражений, разразился длинной тирадой в адрес зодчего:
- …Вы знаете, дорогой мой, сколько надо шахтерам поработать, чтобы такое количество меди добыть? Сколько надо металлургам поработать, вы знаете?.. Нет, не знаете! А я знаю. Я сам шахтером был.
Ослушаться «первого» строители побоялись. И готовый к установке величественный шпиль спрятали от греха подальше. Да и надстройки на всякий случай убрали. Но «недоделки» нисколько не испортили архитектурный ансамбль, настолько талантливые зодчие точно выверили пропорции. Вот уже более полувека горожане так и не замечают, что бывший Минчермет стоит без шпиля, да к тому же фланги его здания усечены на одну треть.
Учебный корпус ПГАСА ( в прошлом ДИСИ) был построен по проекту архитектора Г. Швецко--Винецкого еще в 1930 годы. Стройка была невероятно трудной, без элементарной механизации ручных работ и качественных строительных материалов. Но, тем не менее, зодчему удалось воплотить свою идею - построить сооружение в духе конструктивизма, модного тогда течения. Кстати, полукруглый фасад здания с окнами-иллюминаторами по бокам уж слишком напоминают фюзеляж легендарного самолета-великана 1930-х годов «Максим Горький»…
В 70-е годы Днепропетровский инженерно-строительный институт получил новый импульс. И вуз стал расстраиваться. Талантливый архитектор Олег Петров, тонко чувствовавший идейный замысел своего предшественника, продолжил архитектурный образ. Не нарушая «полукруглую вещь» он пристроил к основному объекту еще и «крыло» в духе новой эпохи. В украшательский элемент – ажурный козырек над входом - он вложил функциональную нагрузку: разместил там аудиторию. Да не одну, а три!
Во время открытия нового учебного корпуса, кто-то высказал сомнение: выдержит ли нависающий над входом козырек заполненные студентами аудитории? И Петров-архитектор первым шагнул под своды козырька. А в 80-х зодчий достроил и высотный корпус ПГАСА.
Так одном архитектурном ансамбле - комплексе зданий ДИСИ-ПГАСА, построенных в разное время, - Олег Петров мастерски соединил сразу три эпохи: довоенную, послевоенную и современную. Чем это не фантастика?!
В годы Советской власти была такая традиция - профессиональные праздники встречать «трудовыми подарками и славными достижениями». День строителя в Днепропетровске решено было отметить сооружением оригинальным, ни на что построенное до этого не похожим.
Архитектор О. Петров предложил в парке имени Чкалова (ныне Лазаря Глобы), возвести Летний театр на 1100 мест. Да не где-нибудь в укромном тенистом уголке городского парка, а на воде, как бы плывущим по озеру. Более того, навес отличался необычной конструкцией - держался на стальных тросах, так называемых вантах. В Союзе ничего подобного до этого не строили.
Конечно, сомнения возникали - а надо ли экспериментировать, тем белее в центральном парке, на уникальном озере? А впишется ли в старый парк ультрасовременная по тем временам архитектура?
Власть доверяла архитектору О. Петрову. И там, где опытный зодчий прикладывал свою руку и знания, местная власть чувствовала себя уверенно. Гиперболический параболоид, или как его еще называли «гипар», в угоду престижа местной власти, довольно быстро обретал свои очертания.
Объект, построили, как водилось в те годы, в авральные сроки. А потому без перестраховки не обошлось. Вантовая система, хотя и рассчитывалась конструкторами с особой тщательностью и многократным запасом прочности, все же пугала – крыша-козырек будто висела в воздухе. Побаиваясь «как бы чего не вышло», власти обязали строителей усилить конструкцию… подпорками.
Оригинальный летний театр «Строитель», или «Ракушка», как его еще называют горожане, стала визитной карточкой Днепропетровска. Здесь снимался ключевой эпизод фильма «Родня», ставший классикой советского кино. Уникальное сооружение, построенное в конце 70-х прошлого столетия в стиле так называемого, «социалистического модерна», казалось горожанам прообразом архитектуры будущего.
Дом-монумент, расположенный между улицами Артема и К. Либкнехта, хорошо знают горожане - как старшее поколение, так и молодежь. Когда-то в этом здании располагались самые большие в городе магазины - «Научно-техническая книга» и Центральный гастроном № 1. А вот молодое поколение постперестроечной поры это сооружение называет не иначе как «Дом, где много модных бутиков».
Здание, украшенное трехъярусной композицией в духе итальянских «палаццо», символизирует славную Победу советского народа в годы Великой Отечественной войны и, безусловно, является главным украшением проспекта. Дом, построенный в стиле советского неоклассицизма, в народе называют «сталинкой». В начале 1950-х годов автор проекта Олег Петров провел немало бессонных ночей за эскизами и чертежами, вырисовывая каждую деталь здания. Конфигурация дома сложная, времени не хватало, и многое проектировалось на ходу. Война позади, а дисциплина по-прежнему оставалась железной. За каждым карандашным наброском стояла чья-то человеческая судьба, а то и жизнь. «Почему срываете государственные сроки?!» - звучало как приговор.
На фронтонах по масштабам сооружения Петров расположил скульптуры «Сталевар», «Колхозница», «Мать». Тогда эти образы были близки и понятны каждому. Новоселье в этом жилом здании было в городе событием. Ордера на квартиры выдавали в первую очередь ветеранам войны и труда, передовикам производства.
Внутренняя отделка торговых залов отличалась парадностью и своеобразной торжественностью, создавая у посетителей особое настроение праздника и новой мирной жизни. По вечерам у дома собиралась толпа зевак: «светодинамическое чудо» имитировало на витринном стекле магазина аквариум с разноцветными рыбками. В просторных торговых залах было много света, лепнины и позолоты. Послевоенная архитектура, как бы мы к ней сегодня не относились, людей возвышала.
Здание на углу улиц Ширшова и Центральной построено более полувека назад. В его легком искусном изгибе видится некая архитектурная недосказанность. Что задумывал архитектор Олег Петров, уже останется тайной…
В тяжелые послевоенные годы строителям было не до изысков, но к прекрасному они стремились. Например, фасад этого дома из силикатного кирпича щедро украшен ажурной лепниной - как сухой корж нежным кремом. Своими краями здание похоже на праздничный торт. Дом под номером 2/4, будто стесняясь своего наивного прошлого, застенчиво выглядывает из-за мощных стен недавно возникшего торгового комплекса «Пассаж» на оживленный проспект Карла Маркса.
Архитектурные творения, созданные по проектам Олега Борисовича Петрова, по-прежнему являются украшением Днепропетровска. И именно по его наследию и сегодня сверяют свои идеи все молодые зодчие. А в память об основателе современной школы зодчих в ПГАСА ежегодно проводится конкурс проектов молодых архитекторов «Петровский зачет».