«В студии Роман Евдокимов. Здравствуйте!» — прозвучит голос радиоведущего.
— Зато это настоящая мужская работа. И потом в шахте я зарабатываю семье на жизнь, в студии же отвожу душу. И здесь важно, не подать и намека на твои личные проблемы. В эфире ты унылый и раздраженный никому не нужен. Ты должен быть бодрым, веселым и излучать позитив.
Стремительным, порывистым появился он на пороге павлоградского корпункта «Зори», где мы назначили нашу встречу. С трудом верилось, что этот человек только что работал в забое. Роман на шахте «Благодатная» трудится электрослесарем подземным. Обслуживает канатные надпочвенные дороги, электровозы, другое шахтное оборудование.
В разговоре с ним выясняется, что его отношение к горняцкому делу определяется семейными традициями. Оба деда молодого человека работали на шахтах Донбасса. Сам Роман — коренной житель Донецка, но в последние годы его домом стал Павлоград.
— Я очень благодарен этому городу за то, что здесь у меня, тогда еще совсем пацаненка, осуществилась мечта — работать в профессиональном эфире, ведь сегодня радио «Самара» в Западном Донбассе очень популярно.
А начиналось все с мальчишеского увлечения радиоделом.
— Впервые о радиопередающем устройстве я услышал от деда. Я все приставал к нему, давай, мол, и мы сконструируем что-нибудь такое. Записался в радиокружок, оброс идеями, но откуда у ребенка финансы для их материализации? Пришлось обмануть родителей: сказал, что деньги нужны школе на краску, а сам купил старенький радиоприемник. Этим первым приобретением дело не закончилось. Квартира со временем начала наполняться оборудованием, это все на лампах, все гудит, нагревается.
Теперь уже и не представляет, как такое терпели родители. А терпели, по всей видимости, потому, что видели, насколько серьезно относится Рома к своему увлечению.
— Конечно, мне это развязало руки. И я построил радиостанцию. Купил старые, 60-70-х годов, микрофоны. Сижу в своей мини-студии и вещаю на средних волнах. Читаю гороскопы, какие-то анекдоты из газет, словом, я в своей стихии. Зона охвата — 50 километров.
Как аппетит приходит во время еды, так и в случае с юным радиолюбителем появилось стремление расширить вещательный диапазон. Приобрести дорогостоящее оборудование помог отец одноклассника, тоже увлекающегося радиоделом. Купили стоваттный передатчик, смонтировали антенну на крыше двухэтажного барачного типа дома, в котором была квартира бабушки. Изувечили при этом цветочную клумбу, которую самим же пришлось и реанимировать под неодобрительные замечания жильцов.
— Мы назвали свое детище довольно амбициозно — «Радио Премьер». Эффект был ошеломляющий. Сейчас заниматься собственным вещанием просто. А тогда… К тому же не было обратной связи. Мы сами выдумывали какие-то вопросы. Ну а потом начались проблемы с законностью нашого вещания. Радиопиратство, мол, радиохулиганство и все такое прочее…
— Он пришел к нам худенький, совсем мальчишка и напросился записать какой-нибудь текст, — рассказывает Ирина Норенко, представляющая руководство «Самары». — Его завели в студию, дали текст, у него все получилось с первого раза. Правильно расставленные акценты, грамотная речь. Сегодня мы поручаем Роману самые ответственные тексты. Но он ведет и развлекательные программы.
То его первое появление на радиостанции коллеги вспоминают очень по-доброму и с улыбкой. Роман пешком шел в самую отдаленную часть неизвестного ему города, где на «выселках», так назывался район Cтройбазы, находилась тогда радиостанция.
Преодолевал заросли многолетних сорняков, уже неработающих промышленных территорий, где и ходить-то местные жители в одиночку побаиваются. Постучался в первую попавшуюся ему под руку дверь. Директор Александр Устименко увидел на пороге белесого парнишку, увешанного какими-то проводками, в наушниках.
— Меня приняли радиоведущим. Как я был рад, не передать словами. Представьте себе, я до пятого класса заикался и шепелявил. Меня даже к логопеду водили, потому что не выговаривал буквы «р», «л» и «ш». Но, получается, выговорился благодаря тому детскому вещательному опыту, когда скороговорки начитывал. Ну а самое главное — Бог подарил мне такой «радийный» голос.
Сегодня в эфире «Самары» это единственный мужской голос, все остальные радиоведущие — женщины. Слушателей, в особенности слушательниц, увлекает его красивый густой баритон, завораживающая легкость общения, никогда не переходящая грани дозволенного.
Хотя ему самому приходилось всякое выслушивать. Это уже в порядке вещей, и на такие звонки он старается не обращать внимания.
— Всякое бывает, — говорит Роман. — Вот даем мы новости ДЭТЕКа. Материал приходит поздно вечером. На подготовку информации к эфиру у меня всего два часа. Тут ты уже и монтажер, и журналист, и диктор.
Он никогда не пытается подстраиваться под своего слушателя, а просто старается делать то, что действительно интересно ему самому, — ставить в эфир музыку, которая иногда нравится, иногда не очень, доносить до аудитории самую свежую информацию об артистах и альбомах в наиболее доступной и занимательной форме, и быть при этом всегда искренним и доброжелательным.
Его контакты с постоянными слушателями, непосредственные и по телефону, их отзывы позволяют говорить о том, что с этим радиоведущим им было интересно.
Как бы тепло и доброжелательно не относились к Роману в коллективе «радийщиков», он принял решение устроиться работать на шахту. Ведь теперь он не один, должен содержать семью. Его не хотели отпускать, но потом нашли приемлемый вариант. Построили сетку вещания под Романа, под его рабочий график.
— Совсем уйти с радио я не мог, спасибо, мне пошли навстречу, — говорит он, — хотя выходных у меня практически не бывает. Когда я не в шахте, я на радио, домой прихожу поздно вечером. Жена начинает потихоньку начинает «восставать».
— А как работа в шахте? Ребята слышали тебя в эфире? Задают вопросы?
— В шахте мне очень комфортно. Там, как я уже сказал, настоящая мужская работа. Некая компенсация за «радиотреп» в эфире. Сначала я все скрывал, а потом узнали.
— Роман и в семейной жизни эдакий «гарант», — говорит о нем жена Ольга, — добытчик, труженик, к тому же очень заботливый и внимательный.
Конечно, ей хотелось бы больше времени проводить вместе с мужем.
У каждого из нас есть хобби, которое заряжает позитивом, помогает полнее ощущать окружающий мир. Кто-то прыгает с парашютом, иной медитирует, оставаясь на своей волне, а Роман Евдокимов предпочитает разделять свои ощущения с радиоаудиторией. И это важно прежде всего для него самого. А потому и получается сочетать физическую работу в шахте с веселой работой на радио.
— Я не могу отказаться от эфира! Это совершенно особое состояние, когда ты садишься к микрофону. К тому же у меня это неплохо получается, зачем же зарывать талант в землю? (Улыбается.) А и вправду — зачем?