Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
07.10.2014

У каждого фотоаппарата есть своя душа

У каждого фотоаппарата есть своя душа
Один из самых известных днепропетровских фотографов Владимир Рязанов собрал уникальную коллекцию старинных отечественных фотоаппаратов.

Наверное, каждый, кто держал в руках настоящий фотоаппарат, согласится: у каждого из них есть свой нрав, свой характер. Своя, если угодно, душа… Чаще всего он, согретый вниманием и бережным отношением своего владельца, старается сделать все возможное для наиболее качественного снимка. Но иногда может так закапризничать, что мама не горюй!...

Большинству жителей Днепропетровска имя Владимира Рязанова давно знакомо. Известно по подписям к газетным и журнальным фотографиям, по проводимым выставкам. 57 лет (!) своей жизни Владимир Леонидович предан фотографии, из них ровно сорок – останавливает мгновения в качестве профессионального мастера объектива. Сколько за эти годы аппаратов перебывало в его помощниках, он сейчас и сам вряд ли сможет сосчитать. О каждом из них он готов рассказывать практически бесконечно. И из этой ностальгии лет десять назад выросло его главное увлечение – коллекционирование старинных фотоаппаратов советской эпохи.

Коллекция выросла из профессии

Вообще-то коллекционером Рязанов был всегда. В молодости собирал спичечные этикетки, резные деревянные и расписные ложки, старые стеклянные бутылки уникальных форм. Нынешнее же хобби органично выросло из главного дела его жизни.

- Безусловно, я уважаю практичность и качество цифровых фотоаппаратов, - признает Владимир Рязанов. – Но когда в руки беру старый пленочный фотоаппарат, в душе сразу просыпается трепет. Фотоаппарат – это машина, но она сохраняет тепло рук фотографа, его любовь к фотоделу. И еще каждый старый фотоаппарат – это часть нашей истории, которую мне хотелось бы сохранить.

Сегодня в коллекции Владимира Рязанова – более 200 экземпляров старинной фототехники, стеллажи с которой занимают целую комнату в стандартной «двушке». Как необычайно скромный человек, Владимир Леонидович не хочет себя называть лучшим в Днепропетровске коллекционером по этой теме. В количественном отношении его собрание, во-первых, ограничивает определенное число марок советских фотоаппаратов. У людей, собирающих вообще все фотоаппараты, возможно, есть и более широкие коллекции. И, во-вторых, финансовые возможности. Живя на обычную пенсию, он не может себе позволить купить редкие модели, которые порой выставляются на аукционах за несколько тысяч гривен.

«Заболел» фотоделом в 10 лет

А «заболел» фотографией Володя в десять лет…

- В этом возрасте я впервые попал в лабораторию фотолюбителя и с потрясением увидел, как в ванночках с проявителем, закрепителем рождается фотография, - вспоминает Владимир Рязанов. – Моему потрясению и восторгу не было предела! Я упросил отца-военного (жили мы тогда на Кавказе) купить фотоаппарат – моим «первенцем» стала «Смена-4», которая сейчас – самый ностальгический экземпляр коллекции. Стал с радостью снимать друзей, пейзажи. О моем, тогда еще редком для ребенка, хобби узнал школьный учитель истории, который постоянно организовывал археологические экспедиции в старые крепости Кавказа, на места раскопок. К этим экспедициям он стал привлекать и меня – я с удовольствием фотографировал и развалины, и старинные находки.

Вскоре отца перевели служить в Днепропетровск. В школе Владимир с удовольствием участвовал в подготовке стенгазет, при этом окончив курсы художников-оформителей при областном Доме народного творчества. А первые газетные публикации случились в газете Черноморского флота (где Рязанов проходил службу) «Флаг Родины». Увидев в газете первые снимки с подписью «Фото В.Рязанова», он понял, что его мечта – стать профессиональным фотографом.

До реализации мечты пришлось не один год проработать художником-оформителем на заводах ЖБК-24 и «Вторчермет». Параллельно с этим Владимир вел фотостудию при ДК металлургов и все свободное время посвящал самообразованию – изучал книги, альбомы, журналы по фотоделу. Когда при только что воссозданной газете «Днепр вечерний» открыли фотоклуб (вел его легендарный Александр Саетов – увы, уже покойный), с удовольствием стал его посещать. Яркие, нестандартные, эмоционально насыщенные работы Владимира быстро заметили и пригласили его работать в областную молодежную газету «Прапор Юности».

Он до сих пор помнит свой дебют в молодежке. Рязанова отправили снять фоторепортаж о работе комсомольцев на станции Нижнеднепровск-Узел. Владимир настолько творчески подошел к заданию (запечатлев не только ударный труд комсомольцев, но и множество параллельных тем), что его первый фоторепортаж получился « сквозным», украсившим все страницы «Прапора» - от первой до последней!

От «Смены» до «Никона»

А потом были почти сорок успешных лет работы фотокорреспондентом практически всех днепропетровских газет: «Днепра вечернего», «Днепровской правды», «Нашего миста». До сих пор его работы с удовольствием публикуют многие издания. Периодически Владимир готовит фотовыставки – как свои, так и друзей.

- С ходу мне непросто вспомнить, сколько фотоаппаратов за эти сорок лет были моими помощниками, - признает Владимир Леонидович. – Начинал на «Смене», потом были «Друг», разные модели «Киева», «Зенита». Я всегда стремился фотографировать необычно. Для этого использовал сверхширокоугольник «Русар», панорамный фотоаппарат «Горизонт» (очень популярный за рубежом!), большой телеобъектив-фотоснайпер. Но самым надежным аппаратом стал японский «Никон». Он долго был моей мечтой, ради нее пришлось расстаться с несколькими отечественными фотоаппаратами, влезть в долги и заказать «Никон» за тысячу еще тех, полновесных советских рублей через московскую «комиссионку»… Какие снимки были для меня самые памятные? Знаете, вспоминаются не звезды эстрады, спорта, политики, хотя их нафотографировал предостаточно. Для меня самым непростым и в то же время благодатным жанром был производственный портрет. В то время лиц людей труда нафотографировали столько, что удивить чем-то было вроде бы сложно. И каждый раз это было сродни новому вызову – запечатлеть производственника так, чтобы на него было приятно посмотреть. И еще при этом – потрафить вкусам редактората. Дело в том, что в советские газеты категорически не принимались фото чумазых шахтеров или небритых комбайнеров. Мол, такими «неухоженными» могут быть только угнетенные рабочие капстран… Вот и приходилось шахтеров после забоя перед съемкой почти насильно отмывать. А для побривки комбайнеров (которые в страду по несколько дней реально не уходили с поля, там и ночуя) всегда возил с собой механическую бритву с заводом…

Они побывали даже в космосе

О каждом экземпляре коллекции Владимир Рязанов готов говорить бесконечно. Как это ни парадоксально, самый старый экспонат его собрания – выбивающийся из тематики немецкий «Фокслендер» 1937 года выпуска (правда, с ним по древности конкурирует один из самых массовых довоенных советских аппаратов «Фотокор»). Этого красавца дополняет целая шеренга подобных аппаратов с «гармошкой». Но это – не раритеты начала двадцатого века, а их реплики, арт-объекты, сделанные руками Рязанова. Причем все эти экспонаты – рабочие.

В рабочем состоянии – и самый весомый (в прямом смысле слова!) экспонат, огромная камера для фотоателье 1956 года выпуска, купленная у отработавшего с ней всю жизнь мастера. Владимир Рязанов по праву гордится шикарной подборкой моделей легендарных аппаратов «ФЭД», «Смена», «Зоркий» (украшение этой линейки – аппараты, которые выпускались специально для военных и сотрудников НКВД), любимый аппарат космонавтов «Киев» (очень любопытны малоформатные модели!), «Зенит», «Любитель» (в том числе – редкие экспортные варианты), широкопленочные «Москва», «Искра».

А вот и один из любимцев коллекционера, панорамный «Горизонт» с движущимся объективом и радиальным расположением пленки. Меня удивляет фотоаппарат с огромным «телевиком». Оказывается, это самодельный «фотоснайпер», подпольно сделанный на тогда еще «закрытом» «Южмаше», его Рязанову подарил давний друг и коллега Виктор Грабовский. Еще один редкий экземпляр – шпионский аппарат С-64 (почему-то получивший прозвище «Елка») с двумя кассетоприемниками для перемотки пленки и в комплекте со спецчемоданчиком – таким действительно для пересъемки документов пользовались агенты КГБ…

Коллекция Владимира Рязанова – это живая история не только нашей старинной фототехники. На стеллажах его квартиры живет дух той неповторимой эпохи, ушедшей от нас навсегда. И главная мечта Владимира Леонидовича – дать возможность прикоснуться к атмосфере этого времени всем желающим, устроив в обозримом будущем выставку в историческом музее. Надеемся, эта мечта тоже сбудется…



Текст: Владимир Городченко

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »


Андрей  (07.10.14 23:05): Классная коллекция, молодец мастер!
Надо где-то приютить для всеобщего обозрения.
Ну и потрогать-покрутить интересно.
Ответить | С цитатой
andy_1004  (07.10.14 14:47): Молодец мужик - сам переболел в свое время
Имею сейчас Canon mark 2 - но свою первую смену 8М храню на память
Это профессионал - а я так - любитель
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності