Судьба нашей землячки удивительна вдвойне. Иконопись – совершенно особый жанр художественного творчества, в мир которого допускают только избранных творцов. Создавать иконы просто по своему желанию невозможно. Разумеется, я говорю о традиционной, канонической иконописи… Еще сложнее представить женщину-иконописца. Лишь монахини по особому благословению имеют право создавать образа святых. До встречи с Илоной творящих в миру женщин-иконописиц мне встречать не довелось. Но в каждом правиле бывают исключения.
Наверное, стать творческим человеком ей было предопределено на генетическом уровне. Отец Геннадий Тимофеевич был архитектором-строителем, многие дома в Днепропетровске построены по его проектам. Мама Елена Анатольевна была не только комсомольским и партийным вожаком, но и неплохой портретисткой. Но, наверное, самую мощную тягу к кисти и холсту Илона унаследовала от деда Тимофея Васильевича, который в родном для него Воронеже считался одним из ведущих живописцев середины двадцатого века.
- Рисовать я любила с самого детства, - вспоминает Илона. – Окончила изостудию. Но когда после школы пришло время определяться с будущей профессией, уехала с мамой в Афины. После обучения в Афинском Национальном государственном университете получила профессию учителя и переводчика новогреческого языка. Довелось поработать в торгово-промышленной палате в Пирее, в журналистике и даже в структурах греческой госбезопасности. И все это время не прерывала рисование.
Любимый жанр Илоны Новгородовой – пейзаж. Ее творчество – это величественный жест роскошного торжества природы со свежим дыханием цветущих садов, полей. Природа, в которой художница черпает свои силы, дает ей возможность лучше всего выразить свои творческие чувства. Каждый ее пейзаж – глубоко чувственен, эмоционален. Годы жизни в Греции обогатили ее палитру новой тональностью. Сила, мощь героев древней Эллады зачастую прорывается на ее полотнах торжествующей и гармоничной симфонией красок и тонов. Ее картины дают возможность словно вживую ощутить пение птиц, буйство молодости и природы. Поражают своей красотой и загадочностью озера и горы, становящиеся героями многих картин. Живописные работы – словно застывшая в красках поэзия.
Но как же в творческую палитру талантливой живописицы пришла иконопись?
- Родители у меня были атеистами, в детстве я даже не была крещена, - рассказывает художница. – Но христианские традиции Греции, дух этой удивительной страны всколыхнули мою душу. Влюбившись в историю, культуру Греции, я начала глубже изучать историю христианства. Православие приняла и разумом, и сердцем. Когда посещала знаменитый остров Патмос, не могла сдержать слез. Неоднократно ездила на Святую Землю. И однажды меня пронзило понимание того, что вся современная живопись берет свои истоки в иконописи. Захотелось глубже изучить этот жанр, его традиции.
Стоит отметить, что просто так, по своему желанию, рисование художником икон – не благословляется церковью. Слишком особый, тонкий это жанр. Для того, чтобы получить право создавать образа, обязательно надо пройти обучение в иконописных мастерских. А обучение включает в себя совершенствование не только техники, художественных приемов, но и души…
- Однажды летом на три месяца я приехала на остров Крит, в город Агиос-Николаос, - говорит Илона Новгородова. – В этом городке есть древний женский монастырь, а при нем – известная во всей Греции иконописная мастерская. Только в ней этому мастерству обучают девушек. Причем отбор кандидаток на обучение – довольно строгий и принципиальный, на то время я была единственной ученицей из стран СНГ. Перед тем, как вообще приступать к обучению иконописи, была очень тяжелая подготовительная духовная практика. Месяц – суровый пост, очищающий тело и душу. Ломает, просветляет мировоззрение это радикально. Помню, когда дело дошло до начала практическому обучению иконописи, состояние души было таким светлым, радостным, торжествующим, что словами невозможно передать…
Созданные за время обучения иконы Илона передала греческим монастырям, лишь две оставив в своем доме в Афинах. Сейчас у нее – две Родины, жизнь проходит между Днепропетровском и столицей Греции. Не забросила она и традиционную живопись, выставки ее работ проходили в нашем городе, в России, в Греции. Именно с нашим городом связана главная творческая мечта художницы: принять участие в росписи одного из восстанавливаемых днепропетровских храмов.
Но в свой очередной приезд в Днепропетровск Илона Новгородова вдохновилась совершенно другой идеей.
- Издалека, из Греции происходящее в Украине казалось страшным сном, - признается она. – Когда я вернулась в родной Днепропетровск, охватил ужас от происходящего со страной. И – восхищение теми ребятами, которые сражаются за единство Украины и отдают за это свои жизни. Вместе с другими патриотами я проведывала раненых бойцов, семьи погибших героев. И во время таких встреч родилась идея создать цикл портретов бойцов, погибших и раненых в АТО. Хочу поддержать выживших в этой войне мужественных парней и отдать дань памяти погибшим таким, доступным для меня способом…
Первым героем этой серии стал наш земляк Анатолий Голозубов. К нашей общей скорби, этот портрет – посмертный. Сражаясь с сепаратистами, Анатолий героически погиб в Донбассе 13 июля на 45-м году жизни.
Светлая память герою! И пусть эта война больше не заберет ни одной жизни!