8 сентября Я Галерея Днепропетровска представила выставку работ одного из самых влиятельных художников Украины Тиберия Сильваши под названием «Монохромы». Как правило, по выражениям лиц посетителей можно с большей или меньшей вероятностью предположить, что люди думают о выставленных работах. По реакции посетителей, пришедших на открытие этой выставки, можно было предположить, что основным эмоциональным лейтмотивом в выставочном зале была озадаченность.
Придя на выставку «Монохромы», зритель увидит ряд полотен довольно большого размера, закрашенных краской с разной степенью равномерности. Про выставленные картины нельзя сказать, что на них изображено что-то конкретное. Довольно удачно об этом на открытии выставки сказал один из основателей Я Галереи Павел Гудимов:
«Мы видим что-то непонятное. Хотя «непонятное» - наверное, не совсем удачное слово для описания произведения искусства. Но, тем не менее, называть работы Тиберия абстракционизмом будет некорректно. Для описания такого искусства термин «абстракционизм» не подходит, его можно считать устаревшим. О таком искусстве нужно говорить другими терминами и «непонятное» будет наиболее близким по смыслу к термину «нефигуративное искусство». Термин же «нефигуративное искусство» описывает искусство, которое не предлагает зрителю какое-то изображение. Такое искусство не несет какую-то информацию, оно воздействует не на логику, а действует непосредственно на эмоции».
О выставленных работах и творчестве Тиберий Сильваши говорила на открытии и днепропетровский искусствовед Елена Годенко-Наконечная:
«В первую очередь, мне хотелось бы сказать, что к нам в город приехал мэтр украинского искусства. Тиберий Сильваши не только художник, но и философ. Он известен не только тем, что рисует, но и тем, что пишет эссе. Также Тиберий занимается организацией художественных проектов. Но в первую очередь он, конечно, все-таки художник.
Вспомним Малевича и его «Черный квадрат». Художник изначально поставил его в углу, где он играл роль не картины, а какого-то объекта, который не изображение, а что-то большее. Вспомним иконоборчество в Византии, период, когда пытались запретить любые изображения Бога, так как Бог - это такая сущность, которую, по большому счету, невозможно как-то изобразить. И современное искусство также концентрируется вокруг проблемы постижения чего-то, что лежит далее, нежели то, что можно формально изобразить или как-то выразить. Работы, выполненные в рамках современного искусства, должны подтолкнуть зрителя к тому, чтобы он увидел не краску, а сам цвет, не холст, а прикоснулся к самому понятию материи. Суть того, в каком направлении движется работа человека, занимающегося современным искусством, можно проиллюстрировать словами Тиберия. Когда его спрашивают: «О чем ваши работы?», он отвечает: «Это живопись о живописи».