Мария Ростиславовна Капнист (1914—1993) — известная киноактриса, заслуженная артистка Украины, снявшаяся в более чем 120 фильмах. В частности, это «Тени забытых предков», «Вдали от Родины», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Руслан и Людмила», «Пропавшая грамота», «Бронзовая птица», «Старая крепость» и других. Ее, как и прежде, помнят любители кино.
До сих пор во всех справочниках год её рождения значился как 1915-й, но сейчас дочь уточнила дату рождения — это все-таки 1914-й. К столетнему юбилею актрисы «Укрпочта» издала юбилейную марку, ей посвященную. В Днепропетровске побывала дочь Марии Ростиславовны жительница Харькова Рада Капнист, много изучающая и пропагандирующая вклад рода Капнистов в духовное наследие. Корреспонденту «Зори» удалось встретиться с Радой Капнист и поговорить с ней о ее легендарной матери Марии Ростиславовне Капнист.
— Яркой звездой блеснула в небе Мария Капнист — и такой же звездой осталась в нашей памяти. Рада, стал ли нынешний юбилей актрисы толчком к росту интереса к ее творчеству?
— В последнее время Марией Ростиславовной очень заинтересовались — и в Интернете, и журналисты. 22 марта исполнилось столетие со дня ее рождения. В столице должен был пройти торжественный вечер, посвященный ей, но в связи с последними событиями в Украине его перенесли на сентябрь. Видимо, нынешним юбилеем и был вызван усиленный интерес к личности мамы. Ею интересуются не только люди нашего возраста, но и молодежь.
— Напомните ее роли.
— Совсем недавно я узнала, что она играла в «Тенях забытых предков» режиссера Сергея Параджанова, фильме «За двумя зайцами» Виктора Иванова (в качестве дамы в иллюзионе, ее не оказалось в титрах). До определенного времени ее приглашали лишь на эпизодические роли. Хотя они были такими яркими, такими сильными, запоминающимися! Кто-то из современников сказал, что у нее такое лицо, что если бы жили знаменитые итальянские скульпторы, они бы ваяли ее лицо в разных ролях. Настолько оно выразительно.
За ее плечами — тяжелейшая жизнь, она стала очень мудрой, прозорливой женщиной. Так что такой человек не мог остаться незамеченным. Хотя при жизни она, к сожалению, главных ролей не так уж много сыграла. Но там, где ей достались главные роли, они принадлежат к лучшим в ее творчестве. Это, к примеру, Милица Федоровна в фильме «Шанс» (1984).
— А бывшим подросткам запомнился фильм «Бронзовая птица», где она играла графиню.
— Да! Это действительно так. Она там фигура очень значительная. И к тому же пережила это все сама — на ее глазах провели 18 обысков, когда девочке было всего шесть лет. Происходило это в Судаке в Крыму. Она сыграла то, что было. Ведь судьба ее трагична. Шутка сказать — пятнадцать лет лагерей и тридцать лет гонений.
До революции семья жила в чудеснейшем доме на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Она видела всю эту красоту. У нее были гувернантки, ведь Капнисты — древний дворянский род. Все предки ее были известными меценатами, много делали для возрождения Украины.
— Какую линию Капнистов вы представляете?
— У известного русского поэта, автора «Ябеды» Василия Васильевича Капниста (1758—1823) был брат Петр Васильевич Капнист. Вот мы его потомки. Между братьями была большая дружба. И Петр даже незаметно финансировал брата Василия. А Василий Васильевич при каждом случае выступал за то, чтобы крестьянам легче жилось. Человек очень неординарный, интереснейший. Кто не знает, пусть обратится к его творчеству — это поэзия не только бунтаря, но и чудесного лирика.
— Кстати, их родной брат Николай Васильевич Капнист в 1787—1793 годах занимал должность екатеринославского губернского предводителя дворянства. Вы сейчас продолжаете традиции рода и создали Фонд памяти Капнистов.
— Откликнулись люди преимущественно пенсионного возраста. Но мы установили памятник Василию Капнисту на его родине на Полтавщине. Об этом мечтала мама. Когда в 1958 году отмечали 200-летие поэта, тогда всё очень торжественно, на государственном уровне происходило. И 250-летие торжественно провели в Киеве, Москве, Петербурге.
— Вы живете в Харькове. А мама жила с вами или в Киеве?
— Мы с мамой оказались не вместе — это грустная история. Сейчас об этом уже создан фильм Виктора Василенко и Людмилы Михалевич. В основе — трагедия мамы. Родила она меня в заключении. Нас разлучили, когда мне было всего два с половиной года. Поэтому мы с мамой долгие годы не виделись. Только в пятнадцать лет, будучи уже девушкой, я поняла, какой это интереснейший, умнейший человек. В свое время она вышла из заключения. Оказалась на поселении. Надо было найти работу. С ребенком это очень сложно. Бралась за тяжелую мужскую работу. А меня пришлось отдать в детский садик для детей репрессированных. Там оказалась садистка-воспитательница, которой я чем-то не понравилась. Когда мама увидела, что она меня избивает, влетела в помещение и начала ее колотить. Это была настоящая тигрица, защищающая своего детеныша!
Мы жили с ней лишь первые пару лет моей жизни. А затем, через 15 лет, встречи наши случались один-два раза в год. Я регулярно приезжала на ее день рождения 22 марта. И в течение года мы тоже встречались. Тут свои сложности были…
— Судя по всему, она имела волевой, сильный характер?
— У нее действительно был очень сильный характер. Пройдя рудники, лесоповалы, имела очень сильные руки. Мама была дружна с актером Володей Федоровым, игравшим Черномора в «Руслане и Людмиле». Когда его кто-то обидел (он маленького роста), она сказала ему: «Я сейчас пойду тебя защищать!» Он говорит: «Да не надо. Я сам в состоянии себя защитить». — «Нет, Володя, я сейчас скручу вот эту трубу и покажу тебе, какая у меня сила!» У нее действительно были очень сильные руки
— Даже ее уход из жизни был трагичен — ее сбила машина.
— В последние минуты жизни ей было особенно трудно. Ее везли в реанимацию. И она заставила вдруг меня наклониться. «Мамочка, — спрашиваю, — что такое?» «Неси по жизни род Капнистов. Если не ты, то кто? — сказала она шепотом. — Дай мне слово». Так она взяла с меня обещание заниматься Капнистами.
— По мнению некоторых, Мария Капнист — актриса мирового масштаба. Ей удавалось превращаться из красавицы в старуху и наоборот.
— Жаль, что при жизни ей никто этого не говорил. Как она добивалась членства в Союзе кинематографистов, это грустная история. Я нашла ее записи на эту тему. Шлейф ее прошлого заключения не позволял ей проявить себя в главных ролях, лишь в эпизодических.
Кстати, в нашем доме на Английском набережной в Петербурге бывал Федор Иванович Шаляпин. Он был влюблен в мою бабушку — графиню Анастасию Дмитриевну Капнист (урожденную Байдак). Она была одной из известных красавиц Петербурга. И, кстати, по линии Байдаков мама считала себя потомком неустрашимого запорожского атамана Ивана Сирко. В Капуловке близ Никополя, где он похоронен, она не раз бывала. А в капуловском школьном музее ныне отдельная экспозиция рассказывает об актрисе Марии Капнист.
Так вот, Шаляпин обратил внимание на мою маму, когда она была еще ребенком — ей доверили роль пажа в домашнем театре. Он даже давал ей уроки актерского мастерства. Таким образом, моя мама с детства получала уроки самого Шаляпина.
Став постарше, мама с 1931 года была принята в студию Ю. Юрьева в Ленинграде, и ей прочили актерскую карьеру. Но вот актерскую практику, как ни странно, она получила именно в заключении. С Анной Васильевной Тимирёвой — гражданской женой Колчака — они ставили в тюрьмах спектакли. Режиссер Анна Лацис создала спектакль по пьесе Карло Гольдони «Забавный случай», и мама сыграла в нем роль Констанции. Этот эпизод описан в книге воспоминаний Даниила Фибиха (Лучанинова) «Двужильная Россия».
Когда мама вернулась из заключения, долго ходила по киностудии имени А. Довженко в поисках работы. Но одета она была суперскромно и выглядела совершенно истощенной: забирали ее в лагеря при весе 92 килограмма, а вернулась она с весом 47 килограммов. Так что поначалу режиссеры отказывали ей. Случайно на нее обратил внимание украинский кинорежиссер Юрий Семенович Лысенко, автор фильмов «Если бы камни умели говорить», «Таврия», «Проверено — мин нет» и др. Они очень подружились потом семьями. Лысенко дал маме роль в фильме «Таврия» (1959). Так в 45 лет состоялся ее кинодебют. Мама так сыграла роль монахини, что местные жители приходили просить ее: «Матушка, благословите!» Такой дар перевоплощения был у нее!
— Вы сейчас работаете над книгами о маме, роде Капнистов?
— Мне хотелось написать о ней интересную книгу. Но для этого надо обладать литературными знаниями. Поэтому я собрала статьи, воспоминания людей, знавших ее, родственников, знакомых, архивные публикации — вышла книга свидетельств о Марии Ростиславовне с фотографиями ее в разных ролях. Если получится, 10 сентября пройдет вечер, посвященный маме, в Доме актера к ее 100-летию. Будет инсценировка с музыкой, под которую будет рассказана ее непростая жизнь. «В огне непоколебимый» — это наш девиз. Многое, надеюсь, будет новым для зрителя и поклонников ее творчества. Мария Капнист остается с нами.