Но, что же, такое талант? В чем его секрет и составляющие? Сегодня откровению, вдохновению, таланту и театру посвящается беседа с Заслуженным работником культуры Украины, художественным руководителем Дворца студентов, и на протяжении 42-х лет режиссером народного театра-студии «Маски» - Игорем Яковлевичем Трахтом.
- Игорь Яковлевич, Вы заслуженный работник культуры, режиссер, педагог с большим стажем работы. Как определяете талант своих подопечных? И что такое вообще талант – это труд, природные данные или «искра Божья»?
- Безусловно, талант - это все три составляющие! Это доказано давно и не мною... К сожалению, не у всякого это присутствует вместе... Отсюда и уходы из любительских театров людей, чье честолюбие не было удовлетворено "быстро" и "сразу". Я - за честолюбие обеими руками, но оно должно базироваться на самоотверженном труде, т.к. театр я считаю одной из форм религии...
- Что значит для Вас личность в искусстве? И что первостепенно личность или талант?
- Первостепенно - это личность. Только личность может дать трезвую оценку своему таланту и возможностям. Только личности под силу показать свои сильные грани, не делая акцент на своих недостатках.
- Ежегодно выпускается из вузов достаточно большое количество актеров, да и вообще будущих работников театральной сферы. Что должен уметь актер сегодня, какими качествами обладать для того, чтобы стать востребованным в данной профессии?
- Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего... Актер обязан быть личностью интересной и эрудированной. И кроме того - обладать бешеным трудолюбием и огромной требовательностью к самому себе!
- На сегодняшний момент в стране, в частности в нашем городе вновь постепенно возвращается молодежное театральное движение, создаются новые аматорские коллективы. Как Вы думаете, каким должен быть театр сегодня для того, чтобы он был интересен жителям города?
- Появление молодежных театров – безусловно, приветствую! Но многие из них начинают не с требований к себе, а с погони за дипломами на всевозможных фестивалях. Кроме того, некоторые из таких коллективов не хотят учиться у других, уверовав в свою "гениальность" и "элитарность". Огромный вред таким коллективам наносят их "болельщики", превознося их и критикуя других. За последние годы в Днепропетровске возникали и бесследно исчезали немалое количество таких театральных групп.
- Не секрет, что в последние несколько лет появилась массовая культура на театр, при чем в «святая святых» идут все, так как это модно. Как Вы думаете, с чем это связано, и есть ли в этом проблема, когда один непрофессионал плодит себе подобных?
- Непрофессионал не может "плодить" профессионалов. Кроме того, повторюсь - многие начинают не с того, что помогло бы создать театр с многолетними традициями.
- Игорь Яковлевич, какие методы, приемы, секреты используете в своей работе с актерами? Что посоветуете молодым режиссерам, которые только пришли в профессию и создали свою команду единомышленников?
- Если режиссеру нечего сказать своим актерам, если он не готов ответить на тот или иной вопрос, то это - не режиссер. Секрета никакого нет! Кроме того, что после любого большого или относительно небольшого успеха мы напрочь забываем о нем и с огромным желанием начинаем работу над новым материалом. И, конечно, делаем все, чтобы каждый из поставленных спектаклей жил как можно дольше.
- Какова роль режиссера – педагога в создании, «лепки » будущего актера, и, как следствие, театра?
- Есть такое остроумное выражение: "Режиссер - это Бог, но актеры - атеисты!" Наверное, в тесном сплетении этих противоречий и есть источник энергии существования любого театра. Как следствие этого, передача своей и режиссерской энергетики нашему зрителю, что является главной и конечной целью нашего труда.
- Многие маститые режиссеры имеют свой почерк в постановке и создании спектаклей. Можно безошибочно сказать, где театр Виктюка, где театр «Ленком» и т. д. У народного театра «Маски» за 42 года существования тоже есть свой почерк. Как искали свой стиль или его создавало время, опыт, студийцы?
- Почерк каждого режиссера - это, как отпечатки пальцев... Сколько режиссеров, столько и почерков. Конечно, исключая тех, кто в 19-18 летнем возрасте считает или точнее "мнит" себя режиссером. Такие люди в лучшем случае обслуживают второсортные корпоративы или бездумно подражают кому-то... Но ведь, копия - всегда хуже оригинала, не правда ли?
- В чем секрет Вашей неисчерпаемости в творчестве? Столько актеров, выпускников, спектаклей! Откуда черпаете силы и вдохновение?
- Откуда черпаю силы? Если честно, то и сам не знаю. А вот вдохновения мне не занимать. Это единственное, что я могу сказать точно!
- В театре, как известно, существует много традиций, есть общепринятые суеверия, а есть и свои собственные. В театре «Маски» существует круг своих традиций? И каким из них следуют неустанно?
- Традиции наши мало чем отличаются от традиций наших братьев по разуму и театральной "религии". Разве что... Вдень премьеры каждый актер, занятый в спектакле, получает от меня смс-ку с цитатой из его текста. После этого он обязательно должен ответить на поданную мной реплику. Если я вовремя этого не сделаю, то ребята волнуются... (улыбается – прим. А.М-О.).
- Какой совет или наставление можете дать молодым талантам нашего города?
- Я не Господь Бог... Но я бы сказал так: «Плодитесь и размножайтесь, но храни вас судьба от непомерной гордыни! Будьте дерзкими и озорными на сцене и скромными в жизни! Читайте книги и смотрите работы своих коллег! Обязательно чему-то, но научитесь. А успех... Он не заставит себя долго ждать!»