Корреспондент Городского сайта смог не только понаблюдать за ходом подготовительных работ, но и единственным из всех журналистов поприсутствовать на совещании, где рассматривались все вопросы по подготовке и работе в новом сезоне Малой Приднепровской.
Пока работники Детской дороги и руководители структурных подразделений (на балансе которых находятся подвижной состав детской дороги, ее имущество и т.д.) ПЖД собираются на совещание, есть время полюбоваться на великолепный макет железной дороги, установленный в вестибюле вокзала. Пыхтит паровоз, проносясь с составом по мостикам, в тоннелях, замирает на светофорах. А вот и вдохновитель этой красоты – Александр Бойко, инструктор детской дороги.
- Этот макет был открыт в прошлом году, над ним с учениками нашей дороги мы трудились полгода, - поясняет он. – Начали работу по зову души, захотелось сделать дорогу-мечту в масштабе 1:87. Часть элементов (два состава, пассажирский и грузовой, рельсы, часть домиков) заводского изготовления, но многое сделано уникально, вручную.
Может, когда-нибудь и наша Малая Приднепровская станет похожа на идеальную дорогу с макета? Впрочем, она и в нынешнем виде хороша и любима тысячами горожан.
- Действительно, Днепропетровская детская дорога – «витрина», брэнд Приднепровской железной дороги, и ее состоянию наши старшие коллеги всегда уделяют повышенное внимание, - соглашается ее начальник Роман Яковлевич Куриленко. – За сезон работы наша дорога перевозит более 40 тысяч маленьких и взрослых пассажиров. Но ценность дороги – не только в ее развлекательных функциях. Мы обеспечиваем практику более 700 детям, которые обучаются у нас с октября по май и потом закрепляют полученные знания в ходе работы машинистами, вагоновожатыми, локомотивщиками, диспетчерами, дежурными по станции, проводниками, дежурными стрелочных переводов. Очень многие из наших выпускников связывают свою жизнь с огромным миром железных дорог. Нынешним летом юные железнодорожники Днепропетровской детской намерены принять участие в 10-м Всеукраинском слете юных железнодорожников, который в июне пройдет в Донецке, а также посетить своих коллег из других детских железных дорог Украины.
Что будет сделано здесь до 1 мая? Запланировано покрасить, отремонтировать здание станции «Пионерская», где расположена Малая Приднепровская, капитально отремонтировать все пять железнодорожных переездов на путях, а также в локомотивном и вагонном хозяйстве. Наведут полный порядок и на прилегающей к станции территории, которую украсят цветниками. - В этом году обещаем детишкам и взрослым не менее интересный и содержательный сезон, чем в предыдущие годы, - добавил Роман Куриленко. - Как всегда, будем рады детям социальных категорий - сиротам, воспитанникам детских домов и детям других социальных категорий, для которых поездки будут бесплатные.
А тем временем подготовка к новому сезону идет полным ходом. Одними из первых к работе приступили юные машинисты и бригада, ответственная за наведение красоты и порядка в подвижном составе.
Старший машинист Олег Мусиенко и работник детской дороги Александр Глущенко заняты локомотивом. В первую очередь они освобождают дизель тепловоза от пластин, которые защищали механизмы зимой от повреждений. Дальше юные мастера займутся чисткой, смазкой и проверкой в работе дизеля. - Открытия сезона ждем с нетерпением,- признаются ребята. – Успели соскучиться по работе, которая дала нам новый смысл в жизни.
Оба парня видят себя в будущем железнодорожниками. Александр, пройдя обучение на детской дороге, уже занимается в железнодорожном техникуме. Туда же после окончания 59-й школы планирует поступить и Олег. Над вагонами «колдуют» старшие коллеги ребят, бригада специалистов ПЖД. Бригадир Юрий Владимирович Теличко поясняет:
- Над приведением в порядок подвижного состава трудится пять человек, так что терять времени нельзя. В целом вагоны в хорошем состоянии, хотя они служат уже более полувека. Но три года назад и вагоны, и тепловозы прошли капремонт. За прошедшую зиму они серьезно не пострадали. Хотя от перепадов температуры, как видите, в некоторых местах краска облущилась. Эти зоны мы зачищаем, шпатлюем и потом красим.
Валерий Борисович Янковой занят проверкой и восстановлением конструктивных элементов вагонов – поручней, ручек, оконных рам.
- Все сохранилось в принципе неплохо, - говорит он. – А где надо, быстро все приводим в порядок – опыт есть большой.
Еще один рабочий, Олег Косяченко, занят восстановлением внутренних интерьеров вагонов. Сами скамейки – в хорошем состоянии. Но под ними некоторые участки пола вагонов требуют восстановления. Кое-где требуют замены ручки для открытия окон. Приходится менять несколько стекол, разбитых зимой хулиганами.
- Все мы работаем с особым чувством, - радостно сообщают ремонтники. – Ведь нашим же детям, внукам предстоит кататься на этой красоте. Свой фронт работ завершим до 26 апреля, а 28-го будет пробная обкатка подвижного состава. Открытие нового сезона детской железной дороги произойдет 1 мая в 10.00.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Инициаторами строительства Днепропетровской детской железной дороги стали комсомольцы Днепропетровского паровозоремонтного завода (ДПРЗ). При поддержке секретаря обкома КП(б)У Хатаевича была создана инициативная группа, которую возглавил комсомолец Иван Слепов. Весной 1936 года молодёжь города на субботниках начала строительство детской дороги. Главный путь длиной около 2 км окружал пруд и площадку аттракционов в парке имени Чкалова (ныне парк имени Глобы). Частично он прошёл на месте узкоколейки, построенной для обслуживания посетителей Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки 1910 года. Над прудом, по эстакаде, проходила одна из аллей парка. В насыпи этой эстакады для пропуска линии ДЖД было построено два тоннеля, получившие имена А.С. Пушкина и В.В. Маяковского. На маршруте было две станции – Жовтенят (после войны переименована в Пионерскую) и Комсомольская, а также одна промежуточная платформа Депо имени Чапаева, где располагалось локомотивно-вагонное депо.
6 июля 1936 года при большом стечении народа состоялось торжественное открытие Малой Сталинской железной дороги – второй ДЖД в СССР после Тбилисской. Первым начальником её стал всё тот же Иван Слепов. На момент открытия дорога была оснащена ничуть не хуже самых передовых «взрослых» магистралей. На станции Комсомольск имелся радиоузел, оборудованный патефоном. Юные пассажиры даже могли воспользоваться действующей между станциями телеграфной связью.
За время фашистской оккупации детская дорога была практически уничтожена. Однако в отличие от других детских дорог, сильно пострадавших в годы войны и не возрождённых после Победы, эту ждала иная участь. Восстановлению дороги придавалось особое значение. Восстановительные работы на самой дороге начались в октябре 1944 года. Большей частью приходилось всё строить заново. Но, несмотря на сложности, работы продвигались очень быстро.
Взамен утраченных локомотивов дороге был выделен паровоз серии 159, получивший на дороге обозначение ЮП-4-95. (Этот паровоз проработал на дороге до конца 1980-х годов, а последний раз был растоплен в 1996 году, в день 60-летия дороги, после этого был передан на Западную Украины для эксплуатации туристическими фирмами). 29 октября 1944 года на Днепропетровской детской железной дороге было возобновлено регулярное пассажирское движение.
В 1958 году на Малой Сталинской началась «дизельная эпоха». Дорога получила свой первый тепловоз – ТУ2-172, а чуть позже (в начале 1960-х) и несколько пассажирских вагонов PAFAWAG, которые служат юным пассажирам и поныне. После развенчания культа Сталина по всей стране началось переименование всего, что было связано с его именем, поэтому с конца 1961 года Малая Сталинская железная дорога стала именоваться Малой Приднепровской. В 1970-е годы обсуждался проект удлинения кольца ДЖД на юго-восток, на всю территорию парка. Это позволило бы увеличить протяжённость дороги до 3–3,5 км. К сожалению, этот проект реализован не был.