«Не умею и не хочу быть модным»
Эта просторная комната стала его кельей, где Данилов живет фактически затворником последние 20 лет. Как образно и точно сказал о нем один из коллег, Данилов, не приняв нового времени, ушел во внутреннюю эмиграцию. Нет, конечно, из этой раковины он, как рак-отшельник, иногда выбирается на свет. С триумфом проводит редкие персональные выставки. Одна из них, приуроченная к 75-летию и 40-летию творческой деятельности, недавно прошла в Днепропетровском художественном музее. Ею Данилов остался и счастлив, и разочарован одновременно. Потому как даже немалая экспозиция не смогла вместить и третей части созданного за последнее время. Полотнами нашпигована вся его мастерская. К мольберту, как на своеобразную Голгофу, он восходит каждый день, считая: «Не имею права есть, если сегодня не поработал кистью. А вот заниматься продажей своих работ у меня нет времени, да и торгашеской жилки тоже. В Днепропетровске есть несколько выставочных залов. Но большинство представленных там работ – низкопробны. Такое ощущение, что чем меньше умеет этот художник, тем больше выделывается, эпатирует, стремясь к популярности любой ценой. Я же не умею и не хочу быть модным художником. Если творец хочет узнать свой уровень – пусть поставит себя рядом с Рембрантом».
Эк куда Данилов замахнулся, скажете вы. Но, наверное, на такое мерило он имеет право как мастер, входящий (согласно Международному художественному реестру) в число 10 тысяч лучших художников мира, формирующих мировое художественное наследие 18-21 веков. Десять лет он возглавлял Днепропетровскую областную организацию Национального союза художников Украины. А его разноплановые произведения каждый из жителей и гостей нашего города может видеть ежедневно. Это барельефы в театре оперы и балета (там же Данилов оформил панно для комнаты приема гостей), в вестибюле диорамы «Битва за Днепр», в фойе театра имени Шевченко, в дегустационном зале «Нектар». Вячеславом Павловичем созданы удивительные витражи и росписи в Днепропетровской медакадемии, в органном зале, в Днепропетровской консерватории – да всего его творческого наследия не перечислишь...
Да, и в нашу эпоху Данилов может произвести взрыв очередной своей работой. Как, например, это случилось при украшении реконструированного сквера Ленина возле облгосадминистрации. Многие сходятся во мнении, что именно даниловская скульптура «Замрияна» стала самой заметной в пантеоне поселившихся в сквере скульптур.
Многожанровый соцреалист
Но такие выходы с новыми работами на широкую публику у него нечасты. Может, потому, что его душа диссонирует с нынешним временем, когда «все на продажу».
- Деньги не могут быть идеей, основой творчества, - убежден Вячеслав Данилов. – Десять лет во главе областной организации Союза художников стали для меня самым печальным временем. 1990-е вообще были страшной эпохой, когда агрессивно вломившийся в общество капитализм вызывал неприятие друг друга среди всех, распад художественного товарищества. «Наезды» на союз со стороны Лазаренко и Юли перемежались с обещаниями «золотых гор» - все это оказалось блефом. Вот от этого циничного мира я и ушел в затвор. Я готов сделать для города знаковый, монументальный проект, но таких предложений просто нет. А от частных заказов я отказываюсь. Было у меня несколько попыток поработать со, скажем так, обеспеченными людьми. Но из-за их кощунственного невежества с ними невозможно работать. Я в душе остался обычным советским человеком и не стыжусь этого. Моральные принципы той эпохи – до сих пор для меня основные, движущие. Социалистический реализм был методом раскрытия человеческой души в ее стремлении к лучшему, светлому. Хотя я не был художником-соцреалистом в обычном понимании – исповедовал многожанровость, от классики до авангардизма.
Впрочем, почему «исповедовал»? Умение реализовать на холсте и бумаге свое видение мира и людей в разных жанрах и манерах присуще Данилову и поныне. Он не скрывает, что ему близка классика и Сальвадор Дали, который тоже был достаточно классичен. Пантеон великих испанцев во главе с великим мастером эпатажа Данилов отразил в знаковой для себя работе «Ваше здоровье, господа художники!». Ренессансные мотивы тоже звучат пронзительно-светлыми нотами на многих холстах. Он не признает чистый авангард («Когда человек не умеет писать – он просто пачкает холст»), протестуя против этого художественного метода своим диптихом «Черный и белый квадрат». Но в то же время в лучшем смысле авангардны его графические работы, включая интерпретацию образа «Туринской плащаницы». И все-таки большинство работ Вячеслава Данилова несут в себе не художественный ребус, не загадку, а свет и радость, доступные для понимания каждого. Великолепны его пейзажи, завораживающие нетипичной для этого художника палитрой ярких, радостных цветов. Мощной энергией застывших в окружении трав и цветов древнеславянских божеств (Велеса, Богини земли) наполнен его новый триптих «В поисках утраченного». Красной нитью через все этапы его творчества проходит гимн человеческой гармонии и преклонение перед красотой женщины. Но его обнаженные – не просто красавицы в завораживающих пейзажах. Эстетизируя своих моделей, в каждой из них Данилов видит Мадонну, личность.
Дизайнер человеческих душ
Как признается Данилов, его стиль – это дизайн человеческой души. Своей миссией он считает вклад в стремление поднять общество с четверенек низменных инстинктов к божественной сущности, к любви. Искусство, по его трактовке,- это искушение высшими силами давать красоту существу, считающему себя человеком.
- Как говорил Ионеску, если не нести обществу искусство, то все мы будем носорогами, - говорит художник. – Из-за произошедшего в обществе социального слома кажется, что быт, деньги – основа всего. Но в эту «носорожистость» необходимо вливать светлое, доброе, пусть оно и не воспринимается всеми. Древние поморы, уходя на год бить тюленя, брали с собой потешника. Ему наделяли два пая добычи за то, что он не давал промысловикам озверевать. Увы, нашему обществу до мироощущения дикарей-поморов, похоже, далеко…
Это просто совпадение, но афишу его юбилейной выставки «Лицо времени» украсил портрет изможденного украинца, удивительно похожего на нынешних героев Майдана. Впрочем, совпадение ли? Ведь настоящий творец всегда предчувствует социальный слом или взрыв. К нынешней ситуации Вячеслав Данилов относится осторожно:
- Я достаточно осторожно и иронично смотрю на происходящее в Украине,- признается художник. – Майданы, протесты – это не выход. Стремление в Европу надо начинать с себя, со своей души, со своей культуры. Красьте стены своих домов, а не гадьте в подъездах. На клумбах садите цветы, а не ставьте машины. Не воруйте бесконечно, а умейте своим богатством делиться с обществом, как это давно научились делать в ставших по сути социалистическими передовых странах Европы. Изменить жизнь в Украине можно только «усердным внутренним деланием», а не присоединением к другой модели социальных отношений. И я в этот процесс стремлюсь делать свой посильный вклад. Пусть в мастерской живут десятки работ, не увиденных еще никем, остаюсь оптимистом, творящим на «потом».