— Владимир Николаевич, с чего началась ваша спортивная карьера?
— Я пятнадцать лет играл за команду «Иртыш» (Омск). Приглашали и в другие, но я остался в родном городе. После окончания футбольной карьеры меня привлекли к судейству. Начинал с городских соревнований, потом дослужился до арбитра в высшей лиге.
— Почему вы решили стать спортивным судьей, а не тренером, как многие?
— Судья находится ближе к игрокам, на поле. Поэтому и принял решение посвятить жизнь карьере арбитра. Я об этом не жалею. Потому что многого добился в профессии. Также нашел много друзей и товарищей. Проехал почти всю Европу и Среднюю Азию. Судил много международных матчей.
— Помните ли вы первый матч, который судили в высшей лиге?
— Это был матч «Пахтакор» — «Зенит» в Ташкенте. В Узбекистане футбол — национальный вид спорта, поэтому собрался полный стадион. Играли Красницкий, Абдураимов — члены сборной Союза.
В начале карьеры судил матч «Спартак» (Москва) — «Днепр». Играли в столице. Тогда же познакомился с Жиздиком и Емцем. Они в ту пору еще работали в никопольском «Колосе», но вскоре перешли в «Днепр». Когда они возглавили команду, она резко стала подниматься вверх в турнирной таблице.
— Что вы можете сказать об этих людях?
— Они заслуживают большого уважения. Люди высокой культуры поведения, всегда понимали свою ответственность перед ребятами и болельщиками. И к судейским бригадам относились с почетом, и ко мне в том числе, хоть и были старше.
— Что помогло им привести команду к чемпионству?
— Думаю, что характер и мастерство таких игроков, как Литовченко, Протасов. Ведь они и играли в сборной, и становились лучшими бомбардирами. Не могу не отметить игру Лютого, Лысенко, вратаря Краковского. Собралась команда единомышленников. Да и полный стадион болельщиков поддерживал их всегда.
— Что вы можете сказать о «золотом» матче 6 ноября 1983 года?
— Я много раз судил в Днепропетровске. Мне нравился ваш город, да и команда была достойная. В тот день стадион «Метеор» был переполнен. Два гола подряд забил «Днепр». 2:2 — отыгрался Гладилин. 3:2. На последних минутах против игрока «Днепра» было нарушение в штрафной площадке. Я назначил одиннадцатиметровый, который был реализован. И счет стал 4:2. После игры пришли руководители команд, поблагодарили за судейство. Потом мы поехали на базу «Днепра», подняли бокалы за команду, за руководство города, которое создавало условия для хорошей игры футболистов.
— Ходили слухи, что руководство в Москве очень хотело, чтобы в этом матче победил «Спартак» и применяло рычаги давления к Днепропетровску. Не было ли к вам вопросов со стороны Москвы после того, как вы назначили пенальти «Спартаку»?
— Нарушение есть нарушение, независимо от того, «Спартак» это или «Днепр». Никаких вопросов ко мне не было. Но, конечно, при счете 3:2 все еще могло решиться иначе. Нужно было быть уверенным, чтобы назначить одиннадцатиметровый удар.
— Как судья, можете ли вы охарактеризовать игру «Днепра» в целом как честную?
— На следующий год я судил игру «Днепр» — «Шахтер» за Кубок сезона и удалил Литовченко. Он тогда ударил игрока. Со стороны команды претензий не было, ведь заслуженно. А так — вели себя по-спортивному. Судил их и в Ташкенте, и в Тбилиси, в Киеве и Москве. И в Минске в 1982 году — в тот год, когда клуб «Динамо» стал чемпионом. Никогда не было противоречий.
— Когда вы последний раз были в Днепропетровске?
— Еще в восьмидесятых. Но десять лет назад был звонок:
— Владимир Николаевич, это с вами говорит младший Емец. Мы будем праздновать 20 лет победы «Днепра» в чемпионате Союза. Прилетайте в Москву и вместе со «Спартаком» летите к нам в Днепропетровск.
Я тогда немного приболел, не удалось приехать. Хочу передать Игорю Емцу большую благодарность и пожелать успехов в его профессиональной деятельности.
— Как вас принимали в нашем городе?
— Жил в хорошей гостинице возле трамвайной линии. В аэропорту встречал администратор команды «Днепр» Роман Канафоцкий. Всегда можно было на него положиться. Мы с ним и в театр, и в кино ходили. Претензий никаких. Всегда вспоминаю его. Таких порядочных и дисциплинированных людей очень мало. Передавайте ему привет!
— Сейчас вы следите за украинским чемпионатом?
— Иногда, когда удается. Видел выступления вашей сборной, матчи с Францией. Слежу и за выступлениями «Днепра». Думаю, что ваша команда останется флагманом украинского футбола, как и «Динамо» (Киев), «Шахтер» (Донецк). Заложен фундамент для хорошей игры. Полагаю, что «Днепр» продолжит выступать удачно, хотя не все так быстро делается, ведь произошла смена поколений.
— Изменилось ли судейство с тех пор, как вы были арбитром? Стало ли оно более жестким?
— Конечно, со временем меняются, ужесточаются требования. Уже нет в этой профессии людей «с животиком». Смотрят и на физическую подготовку, и на психологическую устойчивость. Не сразу появляется судья. В считанные секунды нужно принимать решения. Для этого должен быть характер. Характер есть — будет судья.
— Ваш внук тоже работает футбольным судьей. Вы его направляли в профессии?
— Видимо, смотрел на меня и решил, что тоже хочет этим заниматься.
— Даете ли вы ему советы в профессиональной деятельности?
— Конечно.
— Например?
— Рангом выше судить матчи. Посмотрим, как оно будет.
— Какой матч был самым сложным в вашей судейской карьере?
— Сложных было много, но на первом плане — матч «Днепр» — «Спартак», когда «Днепр» стал чемпионом. Я всегда привожу эту игру в пример. Тогда хорошо отработали и мои помощники.
— Арбитр болеть ни за кого не может. Но в глубине души, кого вы хотели видеть победителем в том матче?
— В моем окружении всегда считали, что я спартаковский судья, но я очень хорошо относился к «Днепру». Мою кандидатуру никто не навязывал, но руководство днепропетровской команды всегда соглашалось, чтобы я обслуживал их матчи.
— Ваши пожелания команде «Днепр» и ее болельщикам.
— Команде «Днепр» желаю добиться таких же результатов, как в 1983 году, воспитать игроков для сборной Украины. Всем им — здоровья, обойтись без травм, успехов в жизни и профессиональной деятельности. А болельщикам — новых побед команды.
Уборщица раздевалок - "Это был грандиозный день в истории Днепра!"
Милицинер из оцепления -"Невозможно передать атмосферу того незабываемого дня!"
Водитель клубного автобуса -"Все несли мой автобус на руках с Титова до Карла Маркса"
Повар на базе -"В тот день у меня подгорели котлеты, но Емец и Жиздик меня не ругали!" Ответить | С цитатой