С детства учителя стараются привить нам идеи добра и справедливости. И делают это, в том числе, и с помощь искусства. В учебниках в цветных вкладках для этого специально подобраны различные репродукции. Глядя на них возникает чувство, что великие мастера прошлого были людьми необыкновенными. Необыкновенными – значит, не только талантливыми, но и обладали высокой моралью. Поэтому, придя на выставку Костырко, мы можем не увидеть в сценах насилия и в агрессивных атлетах, которых изображает Владимир, никаких параллелей с тем художественным наследием, которое нам оставили художники прошлого. Но немного ознакомившись с историей искусства, можно узнать много неожиданного.
Один из величайших художников прошлого Микеланджело Меризи да Караваджо известен широкой публике как создатель полотен на религиозную тематику. Но вот в жизни он был забиякой и игроком. Эти страсти приводили его к неоднократным тюремным заключениям, и ему не единожды приходилось скрываться от тогдашнего правосудия. Причем потасовки в то время были не просто драками. Выражаясь современным языком, эти драки были с применением холодного оружия. И заканчивались такие столкновения часто плачевно. Так Меризи бежал из Милана после того как карточная игра с его участием закончилась убийством. Другая игра, но уже в мяч, также заканчивается убийством и очередным побегом, но теперь уже в Неаполь. Обвинялся Караваджо и в том, что ранил человека шпагой только за то, что тот плохо отзывался о его работах.
Другой художник, Хосе де Рибера, который работал в стиле Караваджо, во время своей жизни в Неаполе организовал банду из художников, которая расправлялась с конкурентами. В общем, быть художником прошлого часто означало не только умение орудовать кистью, но и умение обращаться с оружием.
Но достаточно истории, давайте вернемся к нашему времени и поговорим о проекте «Ars Longa» и его создателе. Владимир Костырко учился в Львовском училище прикладного и декоративного искусства, а затем в Люблинском католическом университете на факультете истории искусства. Его творчество основано на некоем смешении прошлого (художник увлекается эпохами барокко и рококо) и настоящего, причем делается это с неподражаемой авторской иронией.
Одним из примеров, вдохновляющих Владимира к нахождению параллелей между прошлым и настоящим, является книга такого героя Ренессанса, как Бенвенуто Челлини. Челлини был скульптором и ювелиром, свою правоту он также любил доказывать с помощью кулаков и поножовщины. Интересен же Бенвенуто главным образом тем, что написал автобиографию, где запечатлены его похождения, в которой он пишет, что не помнит точное количество убитых им людей. И именно Челлини подтолкнул Костырко к мысли, что рука художника, рука мастера – это рука, которая умело орудует не только кистью.
Все кто хочет увидеть, как выглядит прошлое искусства, выраженное в форме современных представлений об уголовном мире вроде татуировок и мускулистых, накачанных тел в исполнении Владимира Костырко, может это сделать по адресу ул. Гусенко, 17.
Работает арт-центр «Я Галерея» с 10:00 до 20:00, выходной воскресенье.