— Андрей Степанович, откуда вы родом? Кто ваши родители?
— Я из города Сокаль Львовской области. Отец был шофером, мама — простая рабочая. Нас в семье трое братьев. Я самый старший. Двое стали врачами, а я — футболистом.
— Вы с детства занимаетесь футболом?
— Если честно, я хотел играть в футбол, но в таком городе, как Сокаль, было мало возможностей для развития. Большим футболом я стал заниматься, когда меня призвали в армию. Служил в Мукачево, на Закарпатье, в спортроте. После, в 1978-м меня пригласили в Ужгород, в команду «Говерла». А 1980-м в Ивано-Франковск — уже в первую лигу. Оттуда я и приехал в Днепропетровск. Это было в 81-м году. Пригласили Емец и Жиздик, которые как раз приняли команду «Днепр».
— Какими были ваши первые достижения в «Днепре»?
— В 83-м в Вильнюсе с трех моих передач мы забили три гола и выиграли 3:1 с Жальгирисом. В Ташкенте играли, помню, в том же году. Так получилось, что я забил 1:0 и мы выиграли. С того момента у нас появилась надежда, что будем чемпионами.
— С кем вы дружили в команде?
— У нас был очень хороший коллектив. Емец и Жиздик создали такую атмосферу в команде, что никто не делился на молодых, старших. На футбольном поле все забывалось — делали одно дело. Друзей у меня очень много! Я по-прежнему поддерживаю хорошие отношения со всеми ребятами, кто играл тогда в «Днепре». И буду очень рад их увидеть на товарищеском матче 12 октября.
— Как складывались ваши отношения с Владимиром Емцем и Геннадием Жиздиком? Почему, по-вашему, именно эти тренеры привели команду к чемпионству?
— Когда я попал в команду, ничем не рисковал. Из первой лиги переходил в высшую — шел на повышение. Но после встречи с этими людьми все изменилось. У них к каждому свой подход. Были очень сильными психологами. В первую же встречу с Емцем и Жиздиком я понял: попал туда, куда нужно. Они были для меня как родители. Я приехал в новый город — никого не знаю. Тренеры поддерживали и морально, и материально. Знали, когда надо поругать, а когда — подойти мягко. Таких, как они, я больше не встречал.
Одно время меня в Одессу приглашали — в «Черноморец». Я подумал и решил, что от добра добра не ищут. Слышал, как работают тренеры в других командах — одного ругают, второго отчислили, у третьего — забрали квартиру, машину. У нас такого не было никогда. Штрафовали. Но всегда старались помочь, подсказать, направить. Берегли и воспитывали многих для советского спорта. Некоторые футболисты раскрылись именно в «Днепре». Олег Таран не сразу смог себя проявить. Емец и Жиздик в нем увидели потенциал. Как можно было с таким отношением играть плохо?
— Какие уроки Жиздика и Емца вам запомнились?
— Помню, Емец мне когда-то сказал: «Андрюха, ты в футбол играешь десять лет. Но за эти десять лет ты должен заработать, найти хороших друзей и найти себя в этой жизни после футбола. Последнее — самое трудное».
— Что вы помните о матче 6 ноября 1983-го?
— Помню, перед тем играли с Динамо (Москва), выиграли. Думали, что мы уже чемпионы. А Шахтер бился со Спартаком в Донецке. Думали, что Шахтер у них очко—два заберет. Даже ничья нас устраивала. Пошли праздновать.
Когда приехали на следующий день с утра на базу, сразу вызвали группу футболистов, которые праздновали. Владимир Александрович говорит:«Так, тут мне принесли чек на энную сумму! Завтра игра со «Спартаком». Если вы у них не выиграете, значит, все полетите!».
Мы пришли к ребятам и говорим — давайте что-то делать.
А когда выиграли, пришли Емец с Жиздиком в раздевалку: «Ребята, мы должны были вас как-то мотивировать! Даже если бы и проиграли, заняли бы второе место — тоже нормально. Но такое раз в жизни бывает — стать чемпионом Советского Союза».
— После матча вас вызывали на допинг—контроль. Как это было?
— Меня и Краковского вызвали из «Днепра», Гаврилова и Дасаева — из «Спартака». Нам поставили ящик пива, дали тараньку. Я не понял, что происходит. До этого не знал, что такое допинг-контроль. Надо было все быстро употребить и сдать мочу на анализ.
Спросил, зачем это. Ответили, что «Спартак» поставил такие условия. Ничего, мы посидели, попили, поговорили с ребятами. Они: «Вы заслуженно выиграли». Зачем этот допинг-контроль, никто так и не понял. Команда два часа ждала нас в раздевалке — переживали. Слава Богу все обошлось.
— Что говорили спартаковцы после матча?
— Дасаев рассказал, что они приехали уставшие. Были готовы только на один тайм. Но у них и задачи были другие — продвинуться в турнирной таблице, чем выше, тем лучше. А у нас установка — выиграть.
— Как отмечали?
— На стадионе, в раздевалке сперва. Потом уже поехали в гостиницу «Днепропетровск». Той ночью весь город не спал, и мы тоже гуляли до утра. Седьмого нам привезли костюмы, и мы пошли по проспекту на демонстрацию.
— Что вам подарили в честь чемпионства?
— Дали телевизоры «Славутич». Их еще и не было в продаже. Кому квартиру, кому — машину. Лично мне — Волгу, 24-ю. Ну и премиальные — полторы или две тысячи рублей.
— После того сезона против вас играли как против чемпионов. Сложно ли было поддерживать тот статус?
— Емец всегда говорил: «Чемпионом стать трудно, а еще труднее — удержать это звание. Но ниже третьего места мы не должны опускаться».
К нам уже относились, как к бренду. «Днепр» теперь звучал не хуже, чем «Спартак», «Динамо» (Москва), ЦСКА, «Динамо» (Киев). Мы открыли Днепропетровск для Европы. Макаров, Бойко говорили: «Ребята, вы не знаете, что вы сделали!»
— Как слава чемпиона изменила вашу жизнь?
— Я каким был, таким и остался.
— И все-таки, ходить в людные места теперь было сложнее?
— Да, в какое злачное место не придешь — все докладывали старшему тренеру. А он сразу вызывал и наказывал.
А поклонники… Я был достаточно незаметный. В команде меня называли рабочей лошадкой. Опорный полузащитник черную работу делал, а основную — Литовченко, Протасов, Таран, Погорелов. Они забивали. А всегда помнят тех, кто забивал.
— Почему вы ушли из «Днепра»?
— В 1987-м году ушел в никопольский «Колос». Возможно, и поспешил, но тогда меня убедили, что так правильно. С перерывами играл там три года. Ушел в Полтаву, там год поиграл, потом в Никополь вернулся. Надо было оставаться в «Днепре» и, может быть, все было бы по-другому. Но я ни о чем не жалею. Я только рад, что туда попал.
— Как вы можете охарактеризовать период вашей жизни, связанный с «Днепром»?
— Это самые лучшие футбольные годы моей жизни.
— После этого карьера пошла на спад?
— Можно было идти в футбол, можно было идти в судейство, или в высшую школу тренеров. Но тогда кто-то вовремя не подсказал. Не было рядом уже Емца и Жиздика…
— Долго вы еще играли?
— Тут (Сокаль, Львовская область. — Прим. авт.) играл на первенство области. Потом за ветеранов — мы ездили на чемпионат Украины, чемпионат Европы. В мини-футбол играл немножко. С командой «Динамо» (Львов) попали в высшую лигу. Не жалею, жизнь у меня удалась.
— Чем занимаетесь сейчас?
— Я на пенсии. Тут рядом, в селе Перетоки Сокальского района есть команда «Скомекс» — тренирую чуть-чуть.
— А как проводите досуг?
— Летом — рыбалка, осенью — грибы. К рыбалке сын приучил.
— Ваш сын играл в футбол?
— Нет. Я его как не хотел отдать, он сказал: не мое. Окончил университет, работает экономистом. Играет в баскетбол иногда.
— Ваше отношение к акции «Днепр»—чемпион».
— Слышал о ней. Мне друг из Одессы привез газету. Говорит, тут о тебе пишут. Я не поверил сначала. А потом спасибо сказал, что привез — на память останется в подшивке. Я и вашу газету обязательно сохраню.
— Пожелайте что-нибудь болельщикам «Днепра».
— Я помню, в 80-х у нас был болельщик — режиссер театра им. Горького Жан Мельников. Он всегда после матчей приходил к нам в раздевалку — и с победами поздравлял, и после поражений поддерживал. В театр нас приглашал. Вот это был настоящий болельщик — несмотря ни на что, всегда с нами. Я желаю вам быть такими же, с командой до конца.
— Ваши пожелания команде «Днепр».
— Желаю, чтобы в тридцатилетие они принесли такой подарок своим болельщикам, как мы принесли в 1983-м году — стали чемпионами Украины.
Стоят (слева на право): Евгений Жучков (тренер), Андрей Дилай, Петр Кутузов, Юрий Миргородский, Владимир Багмут, Виктор Консевич, Леонид Колтун (тренер), Сергей Краковский, Геннадий Жиздик (начальник команды), Владимир Лютый, Олег Протасов, Роман Канафоцкий (администратор), Геннадий Литовченко, Анатолий Азаренков (тренер), Владимир Емец (старший тренер).
Сидят: Олег Таран, Николай Черныш (врач), Олег Серебрянский, Владимир Устимчик, Александр Лысенко, Николай Федоренко, Николай Павлов, Виктор Кузнецов, Сергей Пучков.