— Вячеслав Алексеевич, как вы попали в команду «Днепр»?
— Я работал на ЮМЗ. Там у нас была команда «Метеор». Играли на первенство производственных коллективов. Когда был Кубок Союза, вышли в финал. После этого нас всех забрали в дубль «Днепра». Там тоже играли неплохо, заняли первое место. Потом меня пригласили в Желтые Воды. Там в 1966-м году в составе команды «Авангард» мы выиграли чемпионат Украины. Получили звание мастеров спорта.
— А как вы стали массажистом?
— После того, как я перестал играть, работал тренером команды завода прессов. Окончил институт физкультуры. Потом в команде при Валерии Лобановском освободилось место массажиста. В институте у нас была практика массажа. И я был знаком с этим делом. Работал массажистом «Днепра» с 1970 по 2004-й год.
— Что вы можете вспомнить о работе с Владимиром Емцем и Геннадием Жиздиком?
— Емец — талантливый, общительный человек, с юмором. Вы ему интересную историю рассказали, а он ее запомнит, да так по-своему перескажет, что и лучше звучит. Футболистам всегда, шутя, говорил «Не будь валенком!» А Жиздик — человек фронтовой, прошел войну, потерял руку. Он как отец у нас был — мы его все папой и называли. Подход у них к людям творческий был. Всегда находили время для общения с футболистами — вызывали, беседовали, рассказывали, что надо еще сделать.
— А как вам работалось с Евгением Кучеревским?
— Мы с ним познакомились еще в Желтых Водах. Он тогда был вратарем. Очень жизнерадостный человек. Во многом был схож с Емцем и Жиздиком — не зря прошел их школу. К игрокам относился по-дружески, но требовательно.
— Каким был ваш распорядок дня в те годы?
— Утром уезжали. Целый день на базе. Ежедневно серия массажей. Принимал до пяти человек в день, по 40 минут каждого. У меня был график: какой футболист когда приходит. После тренировок и сильных игр — всегда массаж.
Валерий Лобановский отпускал нас переночевать домой только тогда, когда мы выигрывали. А если проиграли — возвращались на базу: там массаж, баня, бассейн, легкие тренировки. А дальше — подготовка к новой игре у ребят, а у меня работа — восстановить после травм, сильных нагрузок.
— Как-то настраивали футболистов на победу?
— Настрой идет от всей команды, начиная от массажиста. Перед каждой игрой они ложились на мой стол, и я должен был подготовить их, чтобы не порвали мышцы — растереть. Для этого приезжали за час до игры. За это время все проходили через мои руки. Подготавливал и морально: «Ребята, надо выиграть, соберитесь. Волю в кулак! Если были у вас какие-то невзгоды, забудьте о них, когда выходите на поле. Мы единое целое. Вы все решаете одну задачу. Если не будете помнить об этом, не будет успеха».
Так и воспитывал в процессе массажа. То же и тренеры говорили. Мог еще и подсказать, как не нужно двигаться, чтобы хуже не стало. А перед игрой мы всегда пили кофе и разговаривали. Такой небольшой ритуал.
— Что вы помните об игре со «Спартаком» в ноябре 1983-го?
— Забивает Таран гол, потом ничья — 2:2. Весь стадион ревет. И тут неожиданная концовка: 4:2. Радости было!.. Весь стадион праздновал. Мы тоже. Все начальство обкома пришло поздравить: Бойко, Ситников, Пятаков. Каждый из них много помогал команде.
— Нервничали футболисты?
— Конечно! Такой матч. Да еще и после игры была специальная врачебная комиссия — брали анализы на допинг. Забрали Краковского, Дилая. Больше часа ждали, пока пройдут проверку. Сомневались судьи, что мы смогли выиграть у такой знаменитой команды без стимуляторов.
— Чем вас наградили после матча?
— Всем вручили медали. А я вскоре квартиру получил, но к этому и без матча шло дело.
— Как отмечали победы?
— После сезона команда каждый раз собиралась на базе. Приезжало руководство города, завода, профсоюзов. Мы с семьями, девушками. В дружеской обстановке и отмечали все выигранные сезоны. Были и торжества. Встречались с болельщиками, разговаривали. Их у нас была целая плеяда. Человек десять-двенадцать ездили за командой по всему Союзу, всегда поддерживали.
— Какая поездка была самой запоминающейся?
— В 1974-м году при Викторе Каневском поехали в ФРГ, Мюнхен. Десять дней жили за городом. Там была база «Баварии». Получилось так, что приехали перед самым Новым годом. Его встречали в Германии. Как всегда, привезли с собой сало, конфеты, водку. Новый год встречали дважды — по нашему времени, а потом по немецкому. Пригласили немцев, угощали их нашим салом. Они съели все. Только говорили: «Гут, гут!»
— Хватало ли времени на семью?
— Как и футболисты, редко бывал с семьей. Только поздно вечером приезжал, когда отпускали с базы.
— Чего еще вам стоила победная серия «Днепра»?
— Посмотрите, чего мне стоило (Вячеслав Алексеевич показывает руку, пораженную артритом). У меня не работает этот палец. Это же сколько людей было: футболисты основного и дублирующего состава, начальство. Я до 83-го года работал один. Потом у меня помощники появились.
— Как восстанавливали руки после матча?
— Холодной водой.
— Общались ли с коллегами, обменивались опытом?
— Да у нас были сборы — в Киеве, потом еще в Тбилиси. Там рассказывали о разных методиках спортивного массажа. Из Донецка у меня был знакомый массажист.
— После 2004 года чем занимались?
— Лечился. Сила пропала в руках. Потом помогал Валерию Лапшину в школе «Днепр-75». Проработал там года два-три. После ушел на пенсию.
— Как проводите досуг сейчас?
— С котами (улыбается). Кот Пепсик и кошка Тина. И внуки есть — уже взрослые. Внучка работает, внук — учится в восьмом классе.
— Как вы можете охарактеризовать период жизни, связанный с «Днепром»?
— Я очень доволен. Было трудно, тяжело, но эти годы остались в памяти на всю жизнь.
— Следите ли вы сегодня за играми команды?
— На стадион не хожу, но смотрю по телевизору. Все вот-вот должны за что-то побороться, а не получается.
— Что бы вы пожелали команде?
— Чтобы хоть какая-то из медалей появилась на шеях у футболистов: бронзовая, серебряная, ну а лучше всего — золотая!