Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
02.07.2013

Прикоснуться к автостарине можно каждый день!

Прикоснуться к автостарине можно каждый день!
В Запорожье корреспондент нашего сайта посетил единственный в Украине музей ретро-автомобилей «Фаэтон».

Автомобили я люблю с самого детства. Но, - да простят меня владельцы навороченных современных автолошадей, - бесконечный поток машин на улицах редко когда трогает сердце. Но когда в этой шеренге «фордов», «опелей» и «нисанов» сверкнет хромом, заурчит утробно старенькая «Волга» или «Победа», в душе что-то защемит. От ностальгии по тем временам, когда практически каждая машина была не сборником новых технологий, а произведением дизайнерского искусства со своим неповторимым обликом.

Конечно, старинные автомобили можно не только случайно увидеть в потоке машин. В Днепропетровске тоже есть серьезные коллекционеры ретро-техники, на городские праздники устраиваются показы автостарины. Но, во-первых, такие показы не часты, и нет возможности увидеть такую технику в любой день. Во-вторых, как утверждают знающие люди, демонстрируемые экспонаты – лишь небольшая часть того, что хранится по ангарам состоятельных коллекционеров и показывается только «своим» людям. Аналогичная картина – в Киеве, Донецке, Харькове, Одессе…

Единственным городом Украины, где вот уже полтора года, с декабря 2011-го, постоянно работает открытый для всех желающих музей ретро-автомобилей «Фаэтон», стало Запорожье. Наверное, это символично, что такой музей одноименным клубом был открыт на родине, увы, почивших в истории «Запорожцев» и «Таврий». Побывав в этом городе, наш корреспондент не мог не посетить это собрание старинных и редких транспортных средств.

Вначале поясню, как добраться до музея. От перекрестка главной магистрали этого города, проспекта Ленина с проспектом Металлургов в сторону Кичкаса ходят маршрутки №№ 14, 54, 73, 83. Встать на улице Выборгской и идти в сторону промзоны. Окрестности музея клуба «Фаэтон» не производят впечатления – он затерян среди обычных заводских ангаров и корпусов. Потеряться не дадут указатели. Работает музей ежедневно с 9 до 17 часов и занимает три огромные ангара. Переступаю порог одного из них, уплачиваю 30 гривен за билет и… замираю от восхищения.

- Запорожский клуб ретро-автомобилей «Фаэтон» был создан больше десяти лет назад, - поясняет мне Дмитрий – билетер, экскурсовод, коллекционер и член клуба в одном лице. – Проводили выставки, участвовали в пробегах – в общем, поначалу все, как у всех. Главным вдохновителем развития клуба и создания этого музея был знаменитый на всю Украину наш земляк Леонид Хлевной, чье имя и носит клуб. Увы, его не стало за пять лет до открытия музея, а дело отца продолжает сын Константин.

Клуб объединяет несколько десятков любителей автостарины, в музее представлены автомобили многих из них. Большинство экспонатов предоставлены председателем президиума правления клуба «Фаэтон» Дмитрием Поздняком. Кстати, есть раритетные машины с днепропетровской «пропиской».

Слушая Дмитрия, поражаюсь темпам развития этого музея. В декабре 2011-го это собрание (тогда насчитывавшее чуть больше десятка старинных машин) открылось на площади зала, который и сейчас считается центральным. В просторном, 20 на 50 метров, ангаре экспонаты размещались с огромным резервом. Теперь же машины «нашпигованы» так, что между некоторыми из них даже протиснуться невозможно.

Одна часть экспозиции главного зала – военная техника 1930-50-х годов. Начинается шеренга военными мотоциклами, легендарными джипами Великой Отечественной «Виллисом» и ГАЗ-67, продолжается шикарными по своей сохранности «полуторкой» ГАЗ-АА и несколькими модификациями ЗИСов, включая легендарную «Катюшу». Здесь же – редкий бронеавтомобиль военного периода БА-64, неподалеку от которого – уже послевоенные БРДМ и роскошный БТР-152, в который можно даже забраться вовнутрь. Советскую армию послевоенного периода представляют ГАЗ-63, ЗИС-150, вот-вот этот ряд дополнят раритетный и мощный МАЗ-200 и вездеход ЗИЛ-157, которые пока что на улице ожидают завершения реставрации и своей очереди на размещение в музее.

Более редкие, на мой взгляд, экспонаты из следующей шеренги – это тоже военные американские «Дожди», грузовик «Джи Эм Си», редкий в наших краях австрийский вездеход «Штейр-Пух», плавающий армейский «ЛуАЗ» (был и такой!), коллекция артиллерийских орудий времен Великой Отечественной.

С этим собранием машин в камуфляжной раскраске резко контрастируют центральные экспонаты зала. Здесь сияют хромом старая и новая «Чайки» (ГАЗ-13, 14), ЗИМ, представительская чехословацкая заднемоторная (!) «Татра-713» и два великолепных «Шевроле» 1960-х годов, которые, как утверждают сотрудники музея, в ту эпоху принадлежали послу США в Союзе. Как они попали в этот музей – тайна за семью печатями.

А на крошечной «антресоли» над этим залом уместилась прекрасная коллекция двухколесных транспортных средств – старинных велосипедов, мопедов, мотоциклов, мотороллеров. Среди них смешно и умилительно выглядят детские педальные машинки в виде старых «Москвичей», «Жигулей» и прочих авто.

Второй зал, как поясняет мне Дмитрий, был открыт всего полгода назад. Здесь собраны старые советские легковые автомобили: инвалидные коляски СМЗ, «Запорожцы» во главе с «горбатым» ЗАЗ-965, «Москвичи», начиная с 401-го, самые первые «Жигули» и «Волги». Оригинальными вкраплениями в этой шеренге выглядят польская «Варшава» (прообразом для которой стала наша «Победа»), самый популярный гоночный автомобиль эпохи СССР «Эстония» и нечто удивительное веселенькой оранжевой окраски… Что за невидаль?

- Эта машинка в 2004 году была собрана в единственном экземпляре несколькими запорожскими энтузиастами, - поясняет Дмитрий. – Ребята попытались представить, как выглядел бы «горбатый» «Запорожец» в 21-м веке. Называется он просто – «Желтенький автомобильчик». Кстати, единственный в музее, на котором мне пока еще не удалось проехаться. А так у нас абсолютно все экспонаты – на ходу…

Приедь я в этот музей десятью днями раньше – третьего зала попросту не увидел бы: он распахнул свои двери для посетителей ровно неделю назад. Тематику зала определить невозможно – это, по образному выражению Дмитрия, «сборная солянка». Открывают ее несколько шикарных военных машин во главе с мощным грузовиком «Джи Эм Си» - любимой машиной супергероя Рэмбо. Дальше – несколько редких легковушек с «Фордом-В8», который раньше служил в… запорожском НКВД. За ними – редкие мотоциклы (включая трофейные немецкие), уголок пожарной техники с роскошным ЗИЛ-164, миленькие «Фольксвагены» (включая редкую плавающую модель).

Треть зала занимают экспонаты, никак не связанные с автомобилями. Это старинные модели радио, телевизоров с крошечным экраном, проигрывателей. Два больших стенда посвящены оружию – это экспонаты клуба «Воин», который занимается реконструкцией военных боев.

А над всем этим разношерстным великолепием парит самый древний экспонат музея – тачанка выпуска 1904 года. Она тоже полностью аутентична, была найдена в этих краях. А поскольку гуляйпольщина – родина батьки Махно, у этой тачанки тоже может быть богатое прошлое.

С уверенностью можно предполагать, что в ближайшее время экспонатов в этом музее станет еще больше. Рядом с тремя выставочными залами – целая шеренга техники, ждущей своего восстановления.



Текст: Владимир Городченко

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »


Магдал  (03.07.13 14:23): На последней фотке трактор, украденный в Магдалиновке. Верните реликвию в зад, подонки! Ответить | С цитатой
joker555  (03.07.13 10:21): Кто знает точный адрес музея? Подскажите пожалуйста. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Алекс  (03.07.13 09:42): На 54 фото Конопля=)) Ответить | С цитатой
Кира  (03.07.13 09:06): Это, наверное, самое невероятное место! Ездили туда с семьей года полтора назад. Жара была и все такое... Уже ничего не хотелось. Но тут вспомнили о музее. Короче, советую всем там побывать. Мало того, что экспонаты в очень хорошем состоянии, многие на ходу, так еще и магазин есть, где продуют самое большое количество в Украине! редких моделей разного масштаба. Вижу, за полтора года в экспозиции прибыло. На след. выходных поеду снова. Молодцы, ребята! Такие раритеты стоят того, чтоб ими дорожить! Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності