Автомобили я люблю с самого детства. Но, - да простят меня владельцы навороченных современных автолошадей, - бесконечный поток машин на улицах редко когда трогает сердце. Но когда в этой шеренге «фордов», «опелей» и «нисанов» сверкнет хромом, заурчит утробно старенькая «Волга» или «Победа», в душе что-то защемит. От ностальгии по тем временам, когда практически каждая машина была не сборником новых технологий, а произведением дизайнерского искусства со своим неповторимым обликом.
Конечно, старинные автомобили можно не только случайно увидеть в потоке машин. В Днепропетровске тоже есть серьезные коллекционеры ретро-техники, на городские праздники устраиваются показы автостарины. Но, во-первых, такие показы не часты, и нет возможности увидеть такую технику в любой день. Во-вторых, как утверждают знающие люди, демонстрируемые экспонаты – лишь небольшая часть того, что хранится по ангарам состоятельных коллекционеров и показывается только «своим» людям. Аналогичная картина – в Киеве, Донецке, Харькове, Одессе…
Единственным городом Украины, где вот уже полтора года, с декабря 2011-го, постоянно работает открытый для всех желающих музей ретро-автомобилей «Фаэтон», стало Запорожье. Наверное, это символично, что такой музей одноименным клубом был открыт на родине, увы, почивших в истории «Запорожцев» и «Таврий». Побывав в этом городе, наш корреспондент не мог не посетить это собрание старинных и редких транспортных средств.
Вначале поясню, как добраться до музея. От перекрестка главной магистрали этого города, проспекта Ленина с проспектом Металлургов в сторону Кичкаса ходят маршрутки №№ 14, 54, 73, 83. Встать на улице Выборгской и идти в сторону промзоны. Окрестности музея клуба «Фаэтон» не производят впечатления – он затерян среди обычных заводских ангаров и корпусов. Потеряться не дадут указатели. Работает музей ежедневно с 9 до 17 часов и занимает три огромные ангара. Переступаю порог одного из них, уплачиваю 30 гривен за билет и… замираю от восхищения.
- Запорожский клуб ретро-автомобилей «Фаэтон» был создан больше десяти лет назад, - поясняет мне Дмитрий – билетер, экскурсовод, коллекционер и член клуба в одном лице. – Проводили выставки, участвовали в пробегах – в общем, поначалу все, как у всех. Главным вдохновителем развития клуба и создания этого музея был знаменитый на всю Украину наш земляк Леонид Хлевной, чье имя и носит клуб. Увы, его не стало за пять лет до открытия музея, а дело отца продолжает сын Константин.
Клуб объединяет несколько десятков любителей автостарины, в музее представлены автомобили многих из них. Большинство экспонатов предоставлены председателем президиума правления клуба «Фаэтон» Дмитрием Поздняком. Кстати, есть раритетные машины с днепропетровской «пропиской».
Слушая Дмитрия, поражаюсь темпам развития этого музея. В декабре 2011-го это собрание (тогда насчитывавшее чуть больше десятка старинных машин) открылось на площади зала, который и сейчас считается центральным. В просторном, 20 на 50 метров, ангаре экспонаты размещались с огромным резервом. Теперь же машины «нашпигованы» так, что между некоторыми из них даже протиснуться невозможно.
Одна часть экспозиции главного зала – военная техника 1930-50-х годов. Начинается шеренга военными мотоциклами, легендарными джипами Великой Отечественной «Виллисом» и ГАЗ-67, продолжается шикарными по своей сохранности «полуторкой» ГАЗ-АА и несколькими модификациями ЗИСов, включая легендарную «Катюшу». Здесь же – редкий бронеавтомобиль военного периода БА-64, неподалеку от которого – уже послевоенные БРДМ и роскошный БТР-152, в который можно даже забраться вовнутрь. Советскую армию послевоенного периода представляют ГАЗ-63, ЗИС-150, вот-вот этот ряд дополнят раритетный и мощный МАЗ-200 и вездеход ЗИЛ-157, которые пока что на улице ожидают завершения реставрации и своей очереди на размещение в музее.
Более редкие, на мой взгляд, экспонаты из следующей шеренги – это тоже военные американские «Дожди», грузовик «Джи Эм Си», редкий в наших краях австрийский вездеход «Штейр-Пух», плавающий армейский «ЛуАЗ» (был и такой!), коллекция артиллерийских орудий времен Великой Отечественной.
С этим собранием машин в камуфляжной раскраске резко контрастируют центральные экспонаты зала. Здесь сияют хромом старая и новая «Чайки» (ГАЗ-13, 14), ЗИМ, представительская чехословацкая заднемоторная (!) «Татра-713» и два великолепных «Шевроле» 1960-х годов, которые, как утверждают сотрудники музея, в ту эпоху принадлежали послу США в Союзе. Как они попали в этот музей – тайна за семью печатями.
А на крошечной «антресоли» над этим залом уместилась прекрасная коллекция двухколесных транспортных средств – старинных велосипедов, мопедов, мотоциклов, мотороллеров. Среди них смешно и умилительно выглядят детские педальные машинки в виде старых «Москвичей», «Жигулей» и прочих авто.
Второй зал, как поясняет мне Дмитрий, был открыт всего полгода назад. Здесь собраны старые советские легковые автомобили: инвалидные коляски СМЗ, «Запорожцы» во главе с «горбатым» ЗАЗ-965, «Москвичи», начиная с 401-го, самые первые «Жигули» и «Волги». Оригинальными вкраплениями в этой шеренге выглядят польская «Варшава» (прообразом для которой стала наша «Победа»), самый популярный гоночный автомобиль эпохи СССР «Эстония» и нечто удивительное веселенькой оранжевой окраски… Что за невидаль?
- Эта машинка в 2004 году была собрана в единственном экземпляре несколькими запорожскими энтузиастами, - поясняет Дмитрий. – Ребята попытались представить, как выглядел бы «горбатый» «Запорожец» в 21-м веке. Называется он просто – «Желтенький автомобильчик». Кстати, единственный в музее, на котором мне пока еще не удалось проехаться. А так у нас абсолютно все экспонаты – на ходу…
Приедь я в этот музей десятью днями раньше – третьего зала попросту не увидел бы: он распахнул свои двери для посетителей ровно неделю назад. Тематику зала определить невозможно – это, по образному выражению Дмитрия, «сборная солянка». Открывают ее несколько шикарных военных машин во главе с мощным грузовиком «Джи Эм Си» - любимой машиной супергероя Рэмбо. Дальше – несколько редких легковушек с «Фордом-В8», который раньше служил в… запорожском НКВД. За ними – редкие мотоциклы (включая трофейные немецкие), уголок пожарной техники с роскошным ЗИЛ-164, миленькие «Фольксвагены» (включая редкую плавающую модель).
Треть зала занимают экспонаты, никак не связанные с автомобилями. Это старинные модели радио, телевизоров с крошечным экраном, проигрывателей. Два больших стенда посвящены оружию – это экспонаты клуба «Воин», который занимается реконструкцией военных боев.
А над всем этим разношерстным великолепием парит самый древний экспонат музея – тачанка выпуска 1904 года. Она тоже полностью аутентична, была найдена в этих краях. А поскольку гуляйпольщина – родина батьки Махно, у этой тачанки тоже может быть богатое прошлое.
С уверенностью можно предполагать, что в ближайшее время экспонатов в этом музее станет еще больше. Рядом с тремя выставочными залами – целая шеренга техники, ждущей своего восстановления.