Вот только идентифицировать героев, с почестями предать их земле, найти их родных удается очень редко. За семь десятков лет в земле истлевают все документы. И если героя удается опознать, - считают поисковики, - это можно назвать настоящим чудом.
Такое чудо в этом году произошло, и касается оно нашего земляка – уроженца села Лапинка Никопольского района Николая Яковлевича Крохмаля, который с первого дня войны сражался летчиком и в одном из воздушных боев геройски погиб 5 августа 1942 года в небе над Тверской (тогда – Калининской) областью. Останки нашего земляка-героя были идентифицированы и только что торжественно преданы земле на его родине, в городе Никополь, на почетной Аллее героев.
6 января 2013 года поисковыми отрядами «Долина» (г. Зубцов Тверской области) и «Ратное поле» (г. Москва) в лесу в окрестностях бывшей деревни Подсосонье Зубцовского района Тверской области, что примерно в 28-ми км южнее г. Зубцова были обнаружены и полностью подняты фрагменты самолёта ЯК-1. Основная часть обломков данного самолёта была примерно на 4-х метровой глубине в центре воронки. Двигатель 12-цилиндровый V-образный (105-й, не форсированный). Его номер ПА135-1672. Среди обломков самолёта были обнаружены фрагменты пушки ШВАК 1941 г. СК №186, и фрагменты двух пулеметов ШКАС. Среди обломков в районе разбитой на несколько частей бронеспинки были обнаружены частично обгоревшие останки лётчика. Пилот до последнего держался за штурвал, так как фрагменты рук были обнаружены рядом со штурвалом. Также обнаружен обгоревший парашют с маркировкой от 22 июня 1941 года и табличка с датой 25.07.1941 г. Среди останков обнаружен смятый планшет и какой-то документ, который отправили на исследование.
«Место падения данного самолета обнаружил житель одной из деревень Зубцовского района Ведерников Владимир, который в разговоре со мной сказал, что видел в лесу под Подсосоньем воронку с алюминием по кругу и неподалёку – фрагмент хвостовой шасси от самолета, - рассказывает руководитель тверского поискового отряда «Долина» Андрей Виноградов. - В августе 2012 г. я вместе с ним сходили на данное место и обследовали его при помощи металлоискателей лопат и щупа. Стало ясно, что это точно место падение советского истребителя. 06 января 2013 г. началось для участников данной экспедиции примерно с 6.00 ч. Около 11.00 ч. все были готовы двинутся вместе с водителем трактора Сергеем и «на броне его железного коня» к месту падения самолета. Со слов Ведерникова, до места падения по другой дороге (не по той, что мы заходили в августе) километра 3-4. Оказалось больше 8-ми! Таким образом, 8 км где-то пешком, где-то «на броне», расчищая дорогу «основному участнику экспедиции» около 15.00 ч. мы прибыли на место. В начале четвертого начался подъем. До полутора метров не было практически ничего, напоминающего о самолёте, кроме нескольких труб. Все фрагменты самолета были на глубине примерно 4-х метров, достаточно компактно «в гармонь» прижатые к двигателю. Стемнело. Включили фонарь. И снова как днем. Все реально понимали, что копать надо до конца, до победного. Так как второй раз заходить или заезжать по проложенной дороге достаточно проблематично и выматывающее. Так вот в указанной «гармони» металла и различных деталей самолета были обнаружены частично обгоревшие останки лётчика, в которых был обнаружен планшет с указанным выше содержимым и красноармейская книжка. При извлечении обломков самолета на поверхность стало понятно, что самолет вошёл в землю вверх шасси (летчик лежал под педалями, бронеспинка была снизу останков). Подъём был завершен примерно к Рождеству Христову к 24.00 ч. Затем около 1,5 ч выезжали из леса снова «на броне» вместе, получается, с Крохмалем Н.Я.».
«Тело пилота очень сильно обгорело при пожаре, - добавляет заместитель руководителя московского поискового отряда «Ратное поле» (который вместе с «Долиной» подымал останки летчика и самолета) Андрей Зелинский. – К тому же на останки очень негативно повлияли 70 лет, проведенные в очень сыром грунте. Поэтому мы обнаружили лишь небольшие фрагменты костей размером 4-6 сантиметров. Осторожно достали их из земли и очистили от грунта. Рядом откопали армейскую книжку, которая лежала в смятом планшете вместе со штурманской линейкой, транспортиром, фрагментами карты. Чудо, что все это не сгорело при пожаре в самолете… Также мы обнаружили обгоревший парашют с роковой датой выпуска – 22 июня 1941 года».
А потом была напряженная, но поистине чудесная работа по идентификации летчика. На армейской книжке героя чудом сохранились отдельные надписи, среди которых удалось разобрать его фамилию и место рождения. Дальше поисковики России, Украины, Днепропетровской области (особенно велика в этом роль Виктории Нестратенко из Киева и Ольги Малкиной из Днепропетровска) помогли выяснить судьбу погибшего воина.
Николай Крохмаль родился в 1919 году в селе Лапинка Никопольского района в многодетной семье. У родителей Якова Евсеевича и Анастасии Ивановны было семь детей – пять сыновей и две дочери. С детства Коля мечтал стать летчиком, в 1939 году поступил в Качинскую высшую летную школу, выпускником которой так и не успел стать. На фронт сержант летной школы попал с первых дней Великой Отечественной, сражался в составе 163 истребительного авиаполка 3-й авиационной дивизии на одномоторном истребителе Як-1. 5 августа 1942 года он отправился на боевое задание по прикрытию группы наших штурмовиков в районе Ржева. В небе «ястребок» Николая был подбит. Судя по всему, летчик до последнего мгновения надеялся выправить полет машины, до последнего сжимал в руках штурвал. Единственный сохранившихся фрагмент его тела – это мумифицированные кисти рук, вросшие в штурвал… Но самолет практически вертикально вошел в землю – поисковики обнаружили спрессованную в «гармошку» машину на 4-метровой глубине.
За свою 23-летнюю жизнь Николай Крохмаль так и не женился, детей у него тоже не было. Но выяснилось, что в Никополе до сих пор проживают его родные – сестра Мария Яковлевна и племянник Вячеслав, которые больше 50 лет пытался что-то узнать о судьбе без вести пропавшего героя. И сестра, и племянник пришли на Аллею героев городского кладбища Никополя, чтобы вместе с представителями ветеранских, казацких организаций, военнослужащими, представителями местной власти провести летчика-героя в последний путь. По православной традиции, перед упокоением панихиду провел протоиерей Николай Марущак. А потом под звуки торжественного гимна останки Николая Крохмаля были захоронены рядом с самым дорогим для него человеком – мамой Анастасией Ивановной.
Как сообщает пресс-служба Никопольского горсовета, представители местной власти в лице секретаря горсовета Николая Метера поблагодарили поисковиков за их благородный и особенно символичный накануне 9 мая поступок. От имени городского головы Никополя Руслана Токаря Александр Зеленский и другие поисковики были награждены грамотами и памятными подарками. Вместе с останками героя российские поисковики привезли в Никополь фрагменты штурвала и парашюта Николая Крохмаля. Эти реликвии теперь будут храниться в местном краеведческом музее…
Наступил на бугорок, глядь, а это каска
Чуть копнул – и вот тебе: котелок да ложка
И над этим, надо всем – ягода морошка ... Ответить | С цитатой
Даже не был я знаком с парнем,
обещавшим я вернусь мама...
А сколько десятков тысяч еще числятся без вести пропавшими ?
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ !!! Ответить | С цитатой