Часовых дел мастер
Сидеть без дела Николай Иосифович Выставный не привык, хотя уже давно пенсионер.
— Я еще в детстве овладел ремеслом и токаря, и столяра, ведь родился в селе, — вспоминает мастер. — Поэтому профессию с молоком матери впитывал, а точнее — с легкой руки отца. Мальчики ведь всегда в первую очередь стремятся подражать родителям и дедам, а они у меня мастера на все руки были. В те времена денег не хватало, особенно сельским жителям, а поле вспахать, хозяйство вести как-то нужно. Вот отец и изготавливал самостоятельно инструменты для работы — себе и соседям. А я всегда рядом был, , интересно ведь, так и учился. Помню свою первую ответственную работу — самостоятельно смастерил колеса для подводы. Из дерева с такой любовью вытачивал каждую спицу. Хорошо тогда получилось. После окончания школы о будущем долго не задумывался — решил в механики пойти, а чтобы совместить приятное с полезным, поступил в техникум.
Дальше жизнь расставила все по своим местам: семья, работа на заводе и, конечно же, хобби — мастерить всякие безделушки, ремонтировать часы, собирать мебель.
— Вот жене повезло, наверное, — интересуюсь у мастера, — по дому ведь все неполадки устраняете?
— Не всегда она радовалась моим способностям, — признается Николай Иосифович. — Если для дома что-нибудь делаю, то это одно, а когда люди прибегают со своими просьбами — другое. Ну, какой жене понравится, когда муж постоянно занимается чужими проблемами? Хотя я стараюсь свою семью не обижать.
Руки сами делают
— Часы — это одно из увлечений, — рассказывает мужчина, показывая далеко не полную их коллекцию в музее «Интерпайп». — Когда меня пригласили продемонстрировать свои шедевры, сначала растерялся, ведь большинство из них находятся в частных коллекциях, пришлось привозить ту малость, что осталась. На самом деле, я не могу равнодушно смотреть на сломанные или отжившие свое вещи. Руки сами исправляют поломку или изъян. Полочки, шкафчики, даже автомобиль раритетный, правда, в миниатюре, но на ходу, детям смастерил. Представляете, какой фурор на массиве подняли? На нем и мои внуки еще раскатывали.
Умелец возвращается к своей коллекции и показывает большие каминные часы:
— Я их сделал, не поверите, из частей сломанного пианино. Как-то вышел во двор, а там соседи раритетный инструмент прошлого века выбрасывают. Мне жалко стало, вот и забрал детали, чтобы создать очередной экземпляр своей коллекции. Еще есть у меня часики с корпусом из обычного светильника, да много всякой всячины, обо всем и не расскажешь.
Как возникла идея создавать такие вещи? Николай Иосифович рассказал, что занимался починкой часовых механизмов, часто в руки попадались старые, но рабочие часы, с разбитым корпусом, а то и вовсе без него. Механизм был в идеальном состоянии, выбрасывать жалко, вот и стал выдумывать всякие новинки.
— Сейчас хороший механизм на вес золота, — утверждает мастер, — его изготовление — дело тонкое и кропотливое.
Процесс создания часов начинается с производства платины — детали, на которую крепятся все механизмы. Самые сложные элементы — баланс и спираль. Баланс ― колебательный механизм, который уравновешивает движение шестереночного механизма часов. Чтобы сделать этот самый баланс, нужно проделать около 200 операций. И еще множество действий нужно выполнить перед тем, как приступать к сборке миниатюрных пружинок и шестеренок в единый «орган». Вся эта операция очень длительная и утомительная — с помощью лупы и увеличительных стекол нужно поставить каждую деталь на свое место. Потому так ценен каждый экземпляр. А изготовление корпуса — это уже как подскажет фантазия.
Все к дяде Коле
— Благодаря своему увлечению я славу приобрел, — продолжает Выставный. — Вся Победа теперь знает, что старые вещи выбрасывать нельзя — все к дяде Коле. Я чиню, переделываю, в общем, даю волю воображению. Если что-то не получается, откладываю, и спустя время решение приходит само собой.
Часто к нему забегают мальчишки — то велосипед починить, то машинки, никогда им не отказывает. С интересом наблюдают они за работой, участвуют в процессе.
— Напрасно говорят, что современные технологии вытесняют у детей интерес к реальной жизни. Мой пример доказывает обратное. Жалко, что сейчас кружок по труду в школах сократили. Когда-то я подобный вел, — рассказывает мастер. — Случайно все вышло тогда. Как-то сыну в школе задание поставили — пригласить на классный час отца с тем, чтобы тот рассказал о своей профессии и показал, как это выглядит на практике. Я сначала растерялся, что же тут показывать — токарь и все, но пошел. Рассказываю о своих достижениях, показываю некоторые инструменты, гляжу, а в классе тишина — все, затаив дыхание, слушают, смотрят. После урока еще час им о ремесле повествовал. Вот после этого и приняли меня в школу, кружок вести.
Свое дело любить надо. Тогда и подвиги совершать можно, и ладится все — и в труде, да и в жизни тоже, убежден Николай Иосифович.