В «табачном кабинете» Владимира Потапенко пачки расставлены рядами вдоль стен, рассматривать их можно бесконечно, но это – еще не коллекция, поясняет Владимир, а лишь «двойники», которые используются для демонстрации и обменов. Коллекционные пачки, занесенные в электронный каталог, хранятся в коробках, и дольше чем на несколько минут коллекционер их на свет старается не доставать – так они дольше «проживут». Табаком, на удивление, здесь не пахнет, да и сам владелец коллекции никогда не курил и не любит, когда курят в его присутствии. Интерес к коллекционированию возник у Владимира еще в 1986 году, когда в изолированном от остального мира «Союзе» в его руки попала красивая «заморская» сигаретная пачка.
- В 86 году на любительском турнире по бадминтону в маленьком городишке Комсомольск организаторы заявили в качестве призов полные импортные пачки сигарет, - вспоминает Владимир. - Это была закрытая страна, таких сигарет нигде не было, они были красивые и недоступные. За второе место я получил пачку из Северной Кореи «GgoeGgolsae», она была очень красивая – поставил на полку и рассматривал. Позже поехали с мамой в Сочи отдыхать, по пути на одном из полустанков в киоске продавалось Marlboro, я тогда удивился, это ведь символ Америки! Потом, правда, оказалось, что это молдавский Marlboro. А еще позже шел по городу и увидел, что посреди улицы валяется пачка английского Dunhill, в СССР это был нонсенс! Подобрал ее и поставил на полку рядом с «GgoeGgolsae». C тех пор и начал собирать пачки, а со временем осознал, что нужно покупать не только красивые коробки, а заняться коллекционированием сигаретных пачек вообще.
Если при Союзе такое хобби было достаточно сложным, в месяц коллекция могла пополняться на один-два экземпляра, то сейчас Владимир не успевает распаковывать посылки, которые еженедельно приходят к нему со всего мира. Коллекция насчитывает уже почти 30 000 пачек, а на карте мира практически не осталось «белых пятен», то есть тех стран, из которых у Владимира не было бы «экспонатов».
- Видите, серым обозначены страны, где никогда не производились сигареты, например Гренландия, а белым – где производились, но я таких еще не имею, - демонстрирует коллекционер карту мира, в которой «белых» и «серых» стран практически не осталось.
– Вот, к примеру, две бывшие колонии из Южной Америки, где когда-то были мелкие табачные фабрики, но они давно закрылись и такие пачки на аукционах не встретишь. Также пока закрашены белым несколько африканских стран и ряд островов. В целом же в моей коллекции есть пачки из около 150 стран мира.
Родные к такому занятию Владимира уже привыкли. Дети, правда, так и не заразились увлечением отца, но смирились с тем, что оно занимает столько времени и места. «Получается, что отобрал комнату у дочки», - вздыхает коллекционер.
Правда, хобби уже практически превратилось в любимую работу. «Раньше я работал на коллекцию, а теперь она работает на меня» - признается Владимир. Благодаря своему необычному увлечению, теперь он колесит по заграницам и даже немного зарабатывает, продавая на аукционах дублирующиеся экземпляры. Там же, либо путем обмена с единомышленниками по всему миру, и пополняет свою коллекцию: в месяц прибывает до нескольких сотен новых пачек! Стоимость одной может достигать сотен евро – в зависимости от того, насколько редкий и давний это экземпляр. Самая древняя пачка в коллекции у Владимира – почти 150-летней давности.
- Эту пачку я купил на аукционе, - демонстрирует коллекционер самую древнюю свою «жемчужину». – Такой больше ни у кого нет, неизвестна ее история и свойства, например сколько папирос она содержала. Так что пока в свой каталог я ее не заношу, она как бы вне коллекции.
Еще один уникальный экспонат коллекции – большая коробка «Гайдамаки», Владимиру не известны другие обладатели такой же пачки. Рассчитана она на 100 папирос, а Владимиру Потапенко досталась случайно: увидел ее на полке в местном ЖЭКе и обменял на несколько блоков сигарет. «Гайдамаки» можно продать на аукционе за сотню евро, но Владимир не готов расстаться с ней ни за какие деньги: коллекция – это святое.
- Мне нравится даже не столько результат, сколько сам процесс коллекционирования: поиск, переговоры, обмен, аукционы, - с азартом рассказывает Владимир. – Поэтому «любимой пачки» у меня нет, все одинаково ценны. Более того - любая пачка, которой еще нет, дороже, чем та, которая есть.
Среди 30 000 пачек коллекции есть светящиеся в темноте, с голографическими рисунками, ароматизированные, пачка, в которой были сигареты с каннабисом, и даже такая, в которой сигареты из конского навоза. Одних только «Camel» более 1000 видов, хотя существует их несколько тысяч, и на аукционах такие пачки – самые популярные. Сколько стоит вся его коллекция целиком, владелец не признается, хотя ради интереса просчитывал. «Эту сумму страшно называть», - смеется.
Несмотря на то, что темпы пребывания новых пачек в коллекции Владимира Потапенко с годами лишь увеличиваются, занятие это бесконечное, признается он. Кроме того, что в мире постоянно выпускаются все новые сигареты, даже чтобы собрать все уже существующие нужны годы и годы.
- Еще лет 10 назад в Книгу рекордов Гиннеса был занесен человек, у которого больше 200 тысяч пачек, - говорит Владимир. - Но он собирает пачки, у которых есть любые отличия на любой стороне. Мне это неинтересно. По полным пачкам чемпионом мира является москвич Игорь Сергеев, у него больше 40 тысяч, так что даже до него мне еще расти и расти. Правда, я собираю и полные и пустые, ведь полные сложно не столько собирать, сколько хранить – для них нужно очень много места.
В конце января представители Национального Реестра Рекордов Украины написали Владимиру письмо о том, что до конца марта приедут в гости, чтобы зафиксировать его рекорд. Правда, как именно они будут это делать – остается загадкой, ведь на пересчет всей коллекции нужно несколько недель.
мда... с такими текстами в Европе нам делать нечего Ответить | С цитатой
Владимиру- удачи, был бы музей, с удовольствием сходила бы. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1