Наверное, каждый в детстве представлял, что игрушки ночью оживают: разговаривают между собой и путешествуют по комнате. А что происходит после захода солнца со старинными предметами, которые видели половцев, скифов и казаков? Появляется ли в Историческом музее дух Яворницкого и кто играет на казацких инструментах? Об этом мы решили узнать, проникнув в музей поздно вечером под предлогом ночной экскурсии.
Оказалось, что приведения в музее Яворницкого действительно есть, одно из них встречает поздних посетителей прямо на входе. Правда, как оказалось позже, призрак не настоящий – такую роль играет один из сотрудников музея. В процессе ночной экскурсии это «приведение» знакомит посетителей с некоторыми экспонатами и рассказывает про историю таинственного портрета казака-характерника, нарисованного на половинке двери.
- Изначально мы нанимали профессиональных актеров для участия в ночной экскурсии, но потом у нас появились молодые сотрудники с актерскими талантами и мы решили, что можем обходиться своими силами, - рассказывает старший научный сотрудник музея им. Яворницкого Алла Москалец. – После первой подобной экскурсии мы поняли, что совмещение рассказа экскурсовода и театрального действа выглядит интересно, так что во втором проекте театра уже больше, примерно 50 на 50. В ночной экскурсии «Человек и степь» есть не только говорящие приведения, в ней казаки демонстрируют боевые искусства, поют птицы, тихонько звучат украинские народные мотивы, над экспозицией стелется туман, а в полумраке залов горят лишь свечи. Эта экскурсия проходит в музее уже 7 лет, она была экспериментальной, но, на удивление самих сотрудников, интерес посетителей до сих пор не проходит.
- Учитывая, сколько людей на эту экскурсию пришло за первые три года, мы думали, что ее уже посетили все желающие, тем не менее, посетители продолжают приходить и группы набираться, - говорит Алла Москалец. – Экскурсия «Человек и степь» создавалась еще в 2005 году, к нам тогда обратилась Ассоциация музеев Франции с просьбой принять участие в международной акции «Ночь музеев». Они предлагали одноразово, в Международный день музеев, провести какое-нибудь мероприятие ночью. Это могло быть что угодно, вплоть до конференции, лишь бы после захода солнца. Мы решили сделать что-то необычное, так и родился этот проект.
Учитывая сколько усилий и средств было вложено в экскурсию, проект решили сделать периодическим. Тем более, что желающих сразу же было в десять раз больше, чем могли вместить залы. Так ночные экскурсии стали постоянной частью жизни музея Яворницкого.
- Очень хотелось, чтобы эта экскурсия вызывала эмоции. Поэтому мы выключили свет, выпросили у пожарных разрешение зажечь свечи, добавили кусочки театрализации, бой казаков, - вспоминает сотрудник музея. – Это был авторский проект, но по сути, мы писали его всем коллективом: у каждого рождались идеи, все привносили что-то свое. Получился философский мини-спектакль. В нем есть нечто мистическое: степь рассматривается как некоторое существо с душой, своей историей…
Экскурсия «Человек и степь» - это своеобразные фантазии на тему одного из рассказов Олеся Гончара. Алла Москалец признается, что сама она родом из России, поэтому украинскую литературу не изучала, но во время подготовки проекта открыла для себя творчество Гончара и в последствие перечитала множество его произведений.
Экспонаты, отобранные для ночной экскурсии – тоже особенные. Некоторые из них в обычной экспозиции не увидишь. Одна из «изюминок» проекта – рассказ о Керносовском идоле, внесенном в каталог каменной пластики ЮНЕСКО. Таким экспонатом владеет только наш днепропетровский музей. Главным украшением другого зала является уникальная екатерининская карета, экипажей такого класса в мире осталось только три.
- Эта карета приехала в Екатеринослав своим ходом из Петербурга, путешествие длилось четыре с половиной месяца, - рассказывает Алла Москалец. – Двенадцать таких карет были сделаны для Екатерины, но только одна сохранилась до наших дней, так что даже питерский музей «Царское село» нам завидует. Более того, эта карета прошла через всю историю нашего города. Она была первым экспонатом первого музея в Екатеринославе, в 1915 году на ней даже можно было покататься во дворе музея, а во время войны на ней эвакуировали экспонаты.
Для ночной экскурсии сотрудники музея старались выбирать крупные экспонаты, которые можно рассмотреть в сумерках. Но все равно многие посетители норовят забиться в самый темный угол зала, чтобы рассмотреть мельчайшие экспонаты и прочувствовать атмосферу. Таких людей приходится одергивать – это требование безопасности.
Несколько лет назад на ночной экскурсии был даже тогдашний президент Украины Виктор Ющенко. Визит главы государства запомнился сотрудникам музея по дискуссии с его охраной – телохранители запрещали выключать свет.
- Когда мы сказали, что свет будет гаснуть, охрана сказала «нет», но мы все-таки настояли и сам президент тоже настаивал, ему хотелось посмотреть, - рассказывает Алла Москалец. - Ющенко видел не все, только куски экскурсии, но то, что успел увидеть, ему понравилось, это произвело на его впечатление.
В программе Исторического музея пока только две ночных экскурсии, но третья уже готовится, признаются сотрудники. Запустить новое представление планируют через год, к следующим новогодним праздникам. Новый спектакль будет еще зрелищнее: для него уже закупают дополнительное техническое оборудование. Но есть у музея еще одна мечта – поставить в залах полноценный спектакль.
- Мы поняли, что музей может быть хорошей площадкой для воплощения театральных проектов, тут можно играть полноценные пьесы, написанные профессиональными драматургами, - говорит Алла Москалец. - Наша мечта – привлечь сюда профессиональных актеров и режиссеров, которые бы нам на этой площадке поставили что-то более сложное. Правда, просто взять и поставить здесь пьесу нельзя из-за небольшой пропускной способности зала: ни один театр не пойдет на постановку пьесы в музее, потому что в театре эту пьесу посмотрят сотни человек, а здесь – не более 40 за один раз. Себестоимость такого спектакля будет непомерно большая, и цена будет высокая. К тому же, это технически очень сложно: музей не имеет профессионального освещения. Но одноактные спектакли не академических, а экспериментальных театров, с философским подтекстом – это вполне возможно. На мой взгляд, это их площадка, так что эту тему мы будем развивать.