Как происходил выбор членов жюри, как проводился отбор лучших и немного о том, что такое дизайн в современных условиях нам рассказала президент фестиваля Елена Барановская:
- Мы работаем по нескольким направлениям: графический дизайн, предметный дизайн, интерьер и иллюстрация. В год мы проводим 2-3 выставки. И в этом году - это девятый фестиваль. Первая выставка – иллюстрация, проходит сейчас, потом будет выставка посвященная дизайну среды и предметному дизайну, а позднее графическому.
Иллюстрация применима во многих сферах. В книге, рекламе, моде, интерьере и даже в предметном дизайне.
- На конкурс подало работы 95 иллюстраторов. Сколько из них было из Украины?
- Могу сказать в работах. В этом году для выставки отобрано 500 работ. Из них 300 из дальнего зарубежья, а 200 – Россия и Украина.
- В десятку лучших вошел только один украинский иллюстратор. Почему так получилось? Почему украинских победителя не три, например? Есть этому какое-то объяснение?
- Жюри оценивало работы тайно. Члены жюри не знали, какая работа представляет конкретную страну, и кто ее автор. Так получилось, что победили представители разных стран, и только из России оказалось два победителя. В Украине подход к иллюстрации в какой-то степени однотипный. У нас есть своя школа, свои традиции в иллюстрации, и это конечно видно по работам. Они часто схожи технически, схожи по мысли. Ну а жюри, оценивая работы, принимает во внимание неординарность мысли, необычность графической техники, новизну идеи. Хочет увидеть в работах что-то новое. Поэтому однотипные работы не могут побеждать одновременно.
- А как формировалось жюри вашего фестиваля?
- Мы выбираем известных личностей в области дизайна и иллюстрации. Один из членов жюри - Michael Weinzettl иллюстратор и издатель журнала «Архив», который выпускает также журнал «200 лучших иллюстраторов мира». Этот человек очень хорошо знает данную тему. Второй член жюри- Charles Hively издатель американского журнала «3х3». Это журнал современной иллюстрации международного значения. Александр Казарин – председатель Международной ассоциации «Союз дизайнеров», куратор и организатор нескольких конкурсов и фестивалей. И Александр Линецкий – известный дизайнер, главный редактор информационного портала design - union . ru , он-лайн версии Союза дизайнеров России.
Наш член жюри должен быть профессионалом высокого уровня, повидать много в нашей отрасли, а главное быть лоялен к различным техникам и темам.
- Как можно охарактеризовать различия в мышлении иллюстраторов разных стран? Проявляются в дизайне национальные особенности?
- Разные школы всегда отличаются друг от друга. Конечно же, национальные особенности и множество других различных факторов формируют мышление иллюстраторов в разных странах. Очень важна востребованность. У нас иллюстрация мало востребована. В нашей стране много энтузиастов, которые делают иллюстрации не на заказ, а для себя или специально для конкурсов. Например, есть люди, которые по собственному желанию делают замечательные книги ручной работы. За рубежом все происходит по-другому. В мире, иллюстрация достаточно востребована и активно используется в книгах, в журналах, в рекламе, на футболках и т.д. Иллюстраторов привлекают создавать графику для интерьеров. Благодаря этому иллюстрация очень разнообразная, мы можем увидеть множество различных техник и тем.
- А если говорить о ментальности и национальном колорите? В иллюстрации он проявляется?
- За рубежом иллюстраторы мыслят более свободно. Они не боятся поднимать спорные вопросы, затрагивать острые темы, иллюстрировать неординарно, использовать какие-то необычные техники. Иностранцы делают такие вещи, которые у нас, наверное, никто бы не стал делать.
- Тогда, наверно, можно сказать, что разделительная черта идет по линии мы/они. В глобализованном мире идеи с новыми техническими приемами перемещаются свободнее, и они оказываются более восприимчивыми к новому?
- Да, они свободнее в своих творческих проявлениях. Можно сказать еще, что их иллюстратор не боится, что скажут про его работу другие.
- Один из мифов в нашем обществе, что человеку с хорошим кругозором и образованием легче найти себя в жизни. Но таких людей неохотно берут на работу. Как обстоят дела у дизайнеров? «Переобразованность» вредна для этой специальности?
- Дизайнер должен постоянно расширять свой кругозор. Все что происходит в мире, зачастую просто обязано отражаться в его работах. Еще говорят, что идеи витают в воздухе. Иногда в голову приходит идея, и буквально тут же видишь ее на борде, она воплощена уже кем-то другим, и ты опоздал буквально на несколько дней. Поэтому, чем больше дизайнер знает, чем шире его кругозор, который служит источником идей, тем меньше будет подобных совпадений.
- В последние годы благодаря науке мы знаем о человеке и его психике много как никогда, но почему-то на рефлексивном уровне ни художники, ни дизайнеры не отображают эти знания.
- По теории наука и искусство должны идти нога в ногу (смеется). Да это так и есть. Если говорить о человеке и его психологии, то художники всегда использовали эти знания. А если говорить о науке, то она тоже оставляет свой след в искусстве. Ведь современное искусство – это не столько живопись, сколько инсталляции и перформансы, в которых и используются современные знания, материалы и технологии. К примеру, выставляется живописная куча мусора, и в этом проекте художник вполне может где-то применить нанотехнологии помогающие раскрыть творческий замысел. Поэтому можно сказать о том, что современное искусство идет нога в ногу с наукой. А если говорить о дизайне, то он вообще не может существовать отдельно от современных технологий и знаний о человеке.
Все работы победителей можно увидеть тут.