- Борис Альбертович, сторонники газеты «Лица» и ее редактора Алены Гарагуц утверждают, что в статьях, которые стали предметом иска, приведены лишь общеизвестные факты и оценочные суждения. Но ведь, строго говоря, это ненаказуемо. Стоит ли судиться?
- У меня нет претензий к лингвистическим изыскам г-жи Гарагуц. Она может обзывать меня любыми словами, чем, кстати, успешно занималась предыдущие пять лет. Просто пристрастие к штампам – дурная привычка, распространенная среди журналистов определенного уровня. Наклеивать ярлыки проще всего, ведь тогда не нужно собирать факты, проверять информацию, добиваться комментариев. А подадут в суд, сразу готова отговорка: это - оценочное суждение. Мне неприятен такой подход некоторых, так сказать, коллег, но судить за примитивную аргументацию или корявый стиль действительно нельзя. Мы же не предъявляем иск тому, кто постоянно грызет ногти или ковыряется в носу.
- Тогда за что вы преследуете «Лица»?
- Это ключевой вопрос. Если бы г-жа Гарагуц хоть в одном из своих многочисленных обращений к общественности дословно процитировала мои исковые требования, инспирируемый ею околосудебный ажиотаж сразу бы пошел на убыль. Потому что ее судят не за безобидные «словосочетания», как она пытается всем рассказывать, а за злонамеренную ложь.
- Приведите конкретный пример.
- В одной из статей утверждается, что Филатов провернул «операцию по отчуждению» днепропетровского ЦУМа с помощью хозяйственного суда Херсонской области. У читателей, по идее, сразу должен возникнуть вопрос: где Днепропетровск и где Херсон? Значит, жулики купили нужное решение суда.
А теперь от вымыслов – к фактам. «В Едином госреестре судебных решений Украины какие-либо решения хозяйственного суда Херсонской области, касающиеся Центрального универмага г. Днепропетровска, отсутствуют». Я привожу дословную цитату из официального документа, чтобы стало понятно: г-жа Гарагуц выдумала этот эпизод от начала до конца и на основании лживого посыла, по сути, обвинила меня в преступлении. Я рассказал лишь об одном эпизоде, на самом деле их несколько, и это - только в одной отдельно взятой статье. Причем структура публикаций такова, что откровенная ложь, за которую судят, густо пересыпана полуправдой (теми самыми «оценочными суждениями»), которые можно распространять безнаказанно.
- Вы считаете, что редактор «Лиц» сознательно публиковала неправдивые и порочащие вашу честь и достоинство сведения?
- Уверен на сто процентов. Выражусь еще определеннее – я точно об этом знаю. Более того, я знаю, кто именно заказывал серию грязных публикаций, и кто за них расплачивался. В моем прошлом интервью сайту gorod.dp.ua эта тема уже освещалась, и я не хочу повторяться, напомню только, что информационная травля началась вскоре после обстрела моего вертолета летом прошлого года.
Удивительно, что клоуны, которые стоят за этой грязной кампанией, искренне уверены, что могут на меня повлиять. Они вступают друг с другом в коалиции, собираются и обсуждают, как бы получше меня «шандарахнуть». Даже кличку мне дали в целях конспирации. Я у них прохожу как «Карлсон». Наверное, потому, что летаю с пропеллером (смеется).
Ну, а самое смешное, что один из них уже отправился в места не столь отдаленные. Кроме того, по вертолетному стрелку дело вот-вот будет передано в суд. А «шнырями по особым поручениям» я займусь на десерт.
В грязной возне, в которую меня втянули против моей воли, особенно омерзительно, что г-жа Гарагуц, позиционирующая свою газету как честную и независимую, публиковала «заказухи» под видом журналистских расследований, то есть без пометки «на правах рекламы». Причем ни редактор, ни анонимные авторы статей ни разу не пытались связаться со мной, чтобы проверить слитый им компромат и получить хоть какие-то комментарии.
- Возможность заключения мирового соглашения между вами и ответчиком на данный момент остается?
- О мировом соглашении можно говорить, когда ответчик искренне раскаялся и опубликовал опровержения с извинениями, не дожидаясь решения суда. Но я не думаю, что г-жа Гарагуц будет каяться и добровольно публиковать опровержения. Ведь она злонамеренно раздувает скандал, почти каждый день поливая меня грязью. Кроме того, ее бредни перепечатали десятки сайтов, а также специально созданных «одноразовых» блогов. И она, как первоисточник, должна понести ответственность за распространение недостоверной информации в общеукраинских масштабах.
- А по-человечески вам Алену Гарагуц не жалко?
- По-человечески мне жалко моих родных и близких, которые много месяцев подряд вынуждены читать в «Лицах» «оценочные суждения» о том, что я - подлец, разбойник и чуть ли не убийца.
А еще жаль простых людей, откликнувшихся на призыв о защите свободы слова. Самое обидное, что они в большинстве своем вышли на митинг искренно и бескорыстно, с верой, что редактор «Лиц» бесстрашно борется с властью, а не промышляет «заказухами». Кстати, мой коллега Борис Брагинский пообщался с этими людьми и пришел к выводу, что они почти ничего не знают о сути предъявленного г-же Гарагуц иска. Даже организатор митинга Константин Писаревский был не в курсе. Общее мнение таково, что девушка допустила случайную оплошность типа неверно поставленной запятой, а Филатов - тут как тут. И, конечно, по заказу губернатора.
Одно мне непонятно. В своем издании г-жа Гарагуц регулярно клеймит власть, включая, естественно, и Виктора Януковича. Но недавно разразилась дифирамбами в его адрес. А все потому, что президентский пресс-секретарь Дарка Чепак пообещала взять «Лица» под свою защиту.
У газеты «Лица» и ее главного редактора вообще достаточно плохо с идеологической ориентацией. Знаете, есть издания, условно говоря, «промосковские», например, газета «2000». Есть - «региональные», например, «Сегодня». Есть «бютовские», как «ВВ», или национально-либеральные, как «День». А есть местечковая пресса флюгерного типа, где в каждом номере - перепечатки из интернета, реклама колдунов и непременный «заказняк». Догадайтесь сами, о какой газете идет речь.
- Как к вашему судебному процессу отнеслись коллеги по журналистскому цеху?
- Как к частному выяснению отношений между двумя конфликтующими сторонами, чем, собственно, этот суд и является. Никакой политики и конспирологии. Был приятно удивлен, когда на слушаниях дела выступили привлеченные г-жой Гарагуц в качестве свидетелей журналисты Вадим Рыжков и Геннадий Сахаров. По изначальному замыслу гражданки Гарагуц, уважаемые журналисты, видимо, должны были заклеймить Филатова перед судом. Но они, к своей чести, не стали этого делать. Просто сказали правду. Спасибо им за это.
- Но Дарка Чепак вступилась же за коллегу.
- Мой суд с газетой «Лица» высветил достаточно серьезную проблему. Где сегодня в Украине грань между нарушением свободы слова и безнаказанностью нечистоплотных бумагомарателей? Гарагуц и «Лица» оседлали удобный для себя тренд. Стоит закричать на всю страну: «Караул, свободу слова зажимают», и общественность кинется защищать «обиженного». Не вникая в суть конфликта.
Знаете, сколько мне позвонило корреспондентов центральных СМИ по этому вопросу? С десяток. Причем каждый из них собирался готовить материал о защите свободы слова. И каждого я спрашивал: «А вы читали, что Гарагуц месяцами печатает обо мне на своем сайте и в газете?». Никто ничего не читал. Но после первого же знакомства с «разоблачениями» корреспонденты, как правило, теряли интерес к теме и извинялись за беспокойство.
- И все-таки, вы считаете, что иски против СМИ – это нормально?
- Насколько я знаю, днепропетровские журналисты, регулярно получают повестки в суд, однако никто не делает из этого трагедии. Я, кстати, не являюсь исключением. Когда вел в течение шести лет авторскую передачу на 9-м и 51-м телеканалах, на нас неоднократно подавали иски обиженные бизнесмены и чиновники, но ни одного процесса о защите чести и достоинства мы не проиграли, потому что тщательно проверяли полученную информацию и могли подтвердить ее документально.
- То есть вы намерены судиться «до победного конца»?
- Я считаю, что за умышленный вред, нанесенный другим людям, надо отвечать. И если этот вред моральный, то за него надо отвечать вдвойне, потому что нервные клетки, в отличие от материальных ценностей, не восстанавливаются. Г-же Гарагуц и ее представителям даны все возможности, чтобы доказать опубликованные в отношении меня сведения. Если же им этого сделать не удастся, придется ответить за напечатанную ложь, и политика, а тем более губернатор Вилкул, здесь не при чем.
Хочу только предупредить г-жу Гарагуц: если она суд проиграет, то вынесенное решение придется исполнить неукоснительно. А не так, как в случае конфликта с одной из торговых сетей. Тогда «Лица» отказались публиковать опровержение, потому что в решении суда якобы не было указано, в каком виде его печатать. Гарагуц, помню, еще бравировала: «Решение суда неисполнимо, потому что непонятно, как его исполнять». Так вот, я использую весь юридический инструментарий, чтобы в моем случае закон был исполнен до конца.
В завершение – информация для тех, кто в обозримом будущем намерен что-либо сказать обо мне в прессе или на телевидении. Господа, я всегда открыт для комментариев, готов подтвердить или опровергнуть любую информацию о себе и не боюсь неудобных вопросов.
Сожалею, что не смог приехать к суду и потому, что, как оказалось, там не только присутствовали но и выступали Геннадий Сахаров и Вадим Рыжков - мною глубоко уважаемые люди, знакомые ещё по самому ПЕРВОМУ собранию РУХа на Яснополянской у Григория Никитовича Омельченко - последнего лоцмана Днепра.
Уважаемая Елена Александровна, ДЕРЖИТЕСЬ!!! Вы ОЧЕНЬ нужны всем нам! Обсуждение: 1
Достаточно вспомнить его "Губернские хроники" и заказные сюжеты.
И не стоит Боре делать из себя невинную овечку, т.к. он ничем не отличается от Гарагуц.
Ну разве что у Филатова денег побольше.
23 серпня 1998 р. президент Л. Кучма заснував найвищу державну нагороду – Герой України та ще і нагороди: за геройські вчинки – Золоту зірку, за трудові досягнення- орден Держави. Але всі ці нагороди не присвоюються за заслуги осіб в минулому, до 1991 року (котрі не були громадянами України). До наших днів званням Героя нагороджено 255 людей. Л. Кучма видав 132 нагород, В. Ющенко – 114 нагород, В. Янукович- 9 нагород. На сьогодні 201 Героїв живі, а 54 померли.
Симоненко Валентин Констянтинович – голова Рахункової палати
Ландик Валентин Іванович – нардеп, президент групи “НОРД”
Литвин Володимир Михайлович – голова Верховної Ради
Юрій Бойко – Міністр палива та енергетики
Тулуб Сергій Борисович – Міністр палива та енергетики
Засуха Тетяна Володимирівна- нардеп
Звягільський Юхим Леонідович – нардеп
Кірпа Георгій Миколайович – ге
С другой стороны верю ему, что он не первый начал. Валера Грамс, Мирон Сосновский и Марик Бери недооценили с кем связались. Теперь расхлебать не могут)))
500000 тыс грн компенсации,как это обьяснить с точки зрения совести и морали?журналисткой этики?
и еще вопрос по статье:"В одной из статей утверждается, что Филатов провернул «операцию по отчуждению» днепропетровского ЦУМа с помощью хозяйственного суда Херсонской области. У читателей, по идее, сразу должен возникнуть вопрос: где Днепропетровск и где Херсон?"
неа,у читателей совсем другой возникает вопрос:
проворачивал ли всуе Филатов операцию по отчуждению ЦУМА?с помощью любого другого суда или юр.инструментария???
но будет ли ответ на такой простой вопрос? Обсуждение: 1