Оказалось, что если пройти за сценой театра мимо тяжелых занавесов и ширмы и спуститься на несколько ступенек вниз, можно попасть в настоящий кукольный рай. Здесь, а также в подвале театра, живут несколько сотен персонажей спектаклей – каждый из них дожидается своего выступления в персональной коробке или сумке.
- К куклам мы относимся очень бережно, т.к. они очень хрупкие - рассказывает артист театра Александр Глумов. – Каждая из них хранится в специальном мешочке, чтобы не поцарапалась и не испортилась. Бывают, конечно, «аварии», но тогда мы отдаем куклу «на ремонт» художнику и он все исправляет.
Александр одну за другой вынимает кукол из их «жилища», чтобы продемонстрировать нам. Первой под руку попалась коробка с персонажами «Гулливера»: строгий госсекретарь, милая овечка и печальная императрица.
- Она грустит потому, что влюбилась в Гулливера. Его персонажа в коробке нет потому, что Гулливер – это я. Правда, сейчас я осваиваю в этой сказке другого персонажа – сурового императора, а главного героя будет играть наш новый актер.
«Застывшая» мимика каждой куклы не мешает ей менять настроение и характер. Оказывается, что половинки лица у каждого персонажа немного отличаются. Одна и та же Императрица может стать уставшей и замученной, если сгорбить ей спину и опустить лицо, мечтательной и романтичной – если выпрямить шею и поднять глаза к небу, и надменной – если повернуть другой стороной и добавить строгую походку. Характер героя зависит и от прожекторов: светом тоже можно изменить выражение лица кукле, все это регулируется за долгие часы репетиций.
Быть кукольником – работа не из простых. Отработать часовое представление физически ничуть не легче, чем занести шкаф на 9 этаж. С той разницей, что пока ты проделываешь сложные пируэты за ширмой, мимика и походка твоего героя должна оставаться неизменной.
- У меня рост 1,82 метра, а стандартная высота ширмы – 1,7 метра, но кукольником быть все равно очень хочется, - делится особенностями театральной «кухни» Александр Глумов. - Дело в том, что когда я поступал в театральный колледж, у меня был рост 1,66 м, ни о каком драмтеатре и мечтать нельзя было, только о кукольном. А потом поступил, и буквально за год вырос на 10 сантиметров, сразу же превысив «лимит». Так что теперь мне приходится работать с опрокинутой головой, приседать, выгибаться, но при этом руку держать ровно и следить, чтобы походка у персонажа оставалась плавной. Если сцена длинная, то уже через 15 минут тело начинает ныть. Конечно, ко всему привыкаешь, но как только берешь новую куклу, все начинается заново – снова ищешь позиции, как извернуться. А ведь еще есть партнеры, с которыми нужно помещаться за ширмой и аккуратно их обходить, не забывая о своем персонаже!
При этом артистам постоянно бьет в глаза свет прожекторов, а юные зрители могут реагировать абсолютно непредсказуемо. В злых персонажей бросаются тапками, а добрым помогают, чем могут.
- Недавно был случай, когда мальчик так хотел помочь главному персонажу, что не выдержал, выскочил на сцену и начал подавать реквизит сказочному герою, - смеется Александр. – Но главная беда театра – что родители часто приводят слишком маленьких деток, например в 2-2,5 года. Детей до 5 лет в театр кукол лучше не пускать, они могут испугаться и больше никогда туда не придут. Более того – многие вещи они могут воспринимать неадекватно, так что лучше подождать, пока чадо немного подрастет.
За кулисами мы встречаем и автора всех тех сотен кукол, которые живут в театре – Виктора Никитина. Персонажи авторства известного художника живут не только в Днепропетровске, а и во многих странах мира – России, Израиле, Германии, Болгарии и Америке. Художник занимается куклами уже более 40 лет, за это время его руками было создано несколько тысяч работ.
- Человек моей профессии не может себе позволить быть злым, таить обиду или проявлять жестокость, - говорит Виктор Никитин. – Иначе это все будет видно в мимике, цветовой гамме, внешнем виде кукол. Так что это не просто профессия, это целая жизнь.
Главный режиссер театра, Михаил Овсянников, тоже вложил в эту работу всю свою жизнь. Он признается, что однажды поставил личный рекорд – создал целый спектакль за 3-4 дня. Но некоторые «детища» вынашиваются годами, а бывает что и десятилетиями, все зависит от наличия подходящих актеров и кукол.
- Как говорил Станиславский, для детей нужно лучше играть, чем для взрослых, - говорит Михаил Михайлович. - Потому, что дети очень тонко чувствуют фальшь, неправду и мгновенно теряют интерес, их внимание улетучивается, они начинают разговаривать - и тогда все пропало. Поэтому надо быть очень точным в спектакле каждую минуту, и всегда сконцентрированным.
Кукольные спектакли не просто развлекают, но и в игровой форме подсказывают детям, что хорошо, а что плохо. Это хорошая альтернатива современным «покемонам» и «трансформерам», которые только пугают и убивают время. Но прямых наставлений в таких спектаклях не дают, иначе было бы скучно.
- Театр – это не воспитательное учреждение, дети через художественные образы и происходящее на сцене должны сами делать эмоциональный вывод о том, что такое хорошо и что такое плохо, - говорит Михаил Овсянников. – Но страшных героев мы стараемся не делать. Негативные персонажи у нас не пугают, а смешат - таким образом, дети через смех понимают неправомерные поступки, например, Бабы Яги, и сами делают вывод, что так поступать нельзя.