Макияж на холсте
Талантливая художница родилась в Новосибирске, и первые детские «таежные», а, скорее, сказочные, впечатления отложили глубокий отпечаток в душе юной Ксении. Наверное, тогда и зародились удивительные фантастические сюжеты, которые позднее воплотились в работах мастера.
Громкий успех к Ксении пришел очень быстро: в детском саду, где рисунки Ксюши пользовались огромной популярностью.
— Одна девочка, я даже запомнила ее имя — Аня Кремень — просто «фанатела» от моих работ, — вспоминает художница. — Она предлагала взамен рисунков дорогущие по тем временам куклы Барби. Потом я училась в художественной школе, а когда мне было 14—15 лет, решила поэксперементировать с другими материалами, и прежде всего с маминой косметикой. Не то чтобы на масляные краски денег не хватало… Но все-таки. В ход пошли старые тени, тушь, помада, тональный крем. Любопытно, что начала я не с декоративной, а с так называемой белой косметики. Я взяла папин крем для бритья и загрунтовала им рабочий лист. Получилось очень даже симпатично! Подумала: почему бы губы не нарисовать помадой? Сам портрет писала гуашью, а губы — помадой.
Это было начало нового творческого приема! Для работы Ксения использует недорогую косметику, купленную на столиках распродажи в магазинах. По ее словам, цена косметических средств не влияет на качество рисунка. «Делать портреты достаточно легко, ведь используешь все средства, которыми ты в жизни рисуешь свое лицо, — шутит художница. — Возьмем, к примеру, картину «Первая жена султана». Кожа женщины получилась очень похожей на настоящую, потому что я нарисовала ее смешением тонального крема с розовой помадой. Волосы обычно рисую с помощью брасматика, но здесь еще добавила китайскую тушь для рисования, так как копна волос у женщины очень густая, и брасматика просто не хватило бы.
Собственную технику рисунка Ксения Федорченко назвала креативно: «макияж на холсте». По-моему, очень точно!
Талант мастера-новатора раскрылся в Днепропетровске
Как уже отмечалось, одаренная художница родилась в Новосибирске, в детский сад ходила в Ленинграде, но ее творческий дар в полной мере раскрылся именно в нашем городе. После окончания школы Ксения обучалась искусству дизайна в ДНУ.
В 2009-м ее картины, написанные тенями, произвели настоящий фурор.
— В 2009 году я выставляла свои работы в Одессе, в музее современного искусства, — отмечает Ксения. — Тогда же я продала свои первые четыре картины. И там же гражданин Турции попросил нарисовать его кошку. За каждую картину я получила по $100. Для меня тогда это были безумные деньги. А в феврале нынешнего года я выиграла Гран-при среди более 200 художников и выставку своих работ в 2013 году. Планирую представить свои произведения и в других городах Украины, и за рубежом.
В ход у Ксении идет практически все. Так, на той же жене султана гроздьями висят «драгоценные» бусы, сделанные из журнальных вырезок. А вот пенку для бритья девушка использует, как фон для картин. — Получается эффект застывшего мыла с пузырьками, что создает необычный рельеф, — поделилась секретом мастерства художница.
Как правило, все мазки на холст она наносит пальцами, а для мелких деталей использует кисти или ватные палочки. В результате такой чисто женской техники картина рождается за каких-нибудь полтора-два часа.
— Тени хорошо впитываются в холст, плюс сверху я наношу тонкий слой клея, так что даже при огромном желании стереть нарисованное не получится, а храниться такие картины могут сколько угодно, — уверяет художница.
Галеристы в один голос твердят, что уникальность работ очевидна, ведь техника, в которой работает Ксения, мало распространена. Но сама художница считает, что дело здесь не столько в технике, сколько в душе.
— Главное в моих работах — душевное усердие и доброта, — утверждает автор. — Когда пишу картину, «отпиливаю» часть души.
Не пишете картины на мелованной бумаге
Может показаться, что ничего особо оригинального в технике Ксении Федорченко нет. Ведь подобным «высоким искусством» ежедневно занимается каждая женщина, придавая посредством косметики своему образу совершенство. Но искусство Ксении — это в первую очередь портреты ее собственных душевных состояний, портреты мечты.
— Хочется проиллюстрировать свои детские рассказы, — говорит Ксения. — Есть, например, у меня своего рода сказка о море, в которой повествуется о штормах и штилях, затонувших кораблях и морских чудовищах. Мечтаю совместить текст с образом. И в том месте, где речь идет о кораблях, буквы обретут их форму, а рассказы о стихии напомнят саму морскую рябь.
Фантазии художников, действительно, нет границ. При этом некоторые ее работы предсказывают действительность.
— В детстве я часто рисовала дома, — вспоминает собеседница. — Однажды я написала картину о доме своей мечты. На фоне светлого (помог тональный крем!) неба возвышался прекрасный черный дом. И спустя два года отец получил квартиру в таком же доме. Его фасад — почти копия моего рисунка. Правда, реальный дом, в отличие от нарисованного, был абсолютно белым. Получается, что я заглянула в будущее.
Сегодня у Ксении Федорченко несколько сотен работ. По словам их автора, совершенно невозможно предугадать, сколько времени уйдет на то или иное произведение.
— В среднем на картину уходит около недели, — рассказывает художница. — Иные фантазийные произведения делаю за час-другой. Но случается и так, что между замыслом и реализацией проходят годы.
Сейчас имя Ксении Федорченко на слуху, во многом именно благодаря ее оригинальной технике. По мнению Ксении, косметика зачастую гораздо предпочтительней традиционных красок. Она дешевле, практична и ароматнее. Впрочем, пользоваться ею надо с умом.
— Не пишете картины на мелованной бумаге, — советует мастер, — иначе косметическая краска может посыпаться. Лучше всего взять листы для акварели. Потом изображение желательно закрепить клеем ПВА.
Конечно, чтобы постичь секреты мастерства нашей одаренной землячки, лучше посетить ее мастер-класс. Хотя в любом настоящем произведении — главная составляющая не ремесленная, а душевная. В чем и уверена Ксения Федорченко.