25-26 февраля в ТРЦ Караван на втором этаже пройдет 4-ый фестиваль Gorod Мастеров - масленичный выпуск!
Пэчворком (от англ. patchwork) издревле занимались даже наши прабабушки, просто они не называли этот процесс мудреным английским словом. Но если раньше превратить клаптики старых вещей в одеяло было вынужденной экономией, то теперь это целое направление в дизайне. Чтобы сделать такое одеяло, теперь не обязательно резать любимые рубашки - ткани и нитки для пэчворка продают в специализированных магазинах. И если вложить в работу любовь, чувство цвета и немножко усидчивости, может получиться очень красивый и уникальный в своем роде предмет интерьера.
Светлана Черная занимается пэчворком уже 4 года. За это время она научилась шить из лоскутков одеяла, панно, коврики и сумочки – все эти милые изделия ручной работы теперь украшают дома Светланы, ее родственников и друзей. Девушка рассказывает, что без разноцветных клаптиков уже не представляет своего свободного времени.
- Первое изделие я сшила еще лет 15 назад, когда от маленького ребенка осталось много вещей и тканей, - рассказывает Светлана. - Стало жалко их выбрасывать, захотелось чтобы они пожили еще. А потом я вспомнила, что моя бабушка делала одеяла из лоскутков. Я тогда не знала, что такое пэчворк, просто хаотично порезала эту одежду и сшила. А потом через много лет познакомилась с интересной женщиной на Андреевском спуске в Киеве, она создает текстильные картины. Мы несколько раз пересеклись, и я очень заболела этой темой: перелопатила гору литературы, залезла в интернет и поняла, что пэчворк – это мое, потому что жить без кусочков ткани я больше не могу.
Чтобы из лоскутков получилось красивое одеяло, либо коврик, нужно сначала нарисовать эскиз – вручную на бумаге, либо в специальной компьютерной программе. Потом подбираются ткани и нитки. Лучше брать качественные материалы, предназначенные специально для пэчворка, советует Светлана, они не полиняют и не изменятся после стирки.
- Я работаю с чистым хлопком, в основном это американские или японские материалы, такие ткани порой даже жалко резать. С хорошими тканями у нас сложно, я покупаю их в основном в Киеве, потому что свои старые уже все закончились, а использовать на хорошие изделия плохие, отжившие свое, материалы уже не хочется. Жалко, когда ты вложил в работу столько труда, постирал готовое изделие, а оно перекосилось или полиняло. Так что тут надо продумывать каждую мелочь, вплоть до ниток. Потому что это изделие на много лет, обычно они передаются из поколения в поколение, - рассказывает мастерица.
Одну такую работу можно делать до полугода, особенно если это большое одеяло со множеством лоскутков. Сначала клаптики пришиваются, а потом изделие нужно простегать, чтобы одеяло стало пушистым и теплым. Это самая трудоемкая часть работы, т.к. если пришить кусочки ткани можно на машинке, то стегать лучше вручную, так изделие получается более уютным.
- Самая большая моя работа – это одеяло на двуспальную кровать, 2,5х 2,5 метра, - говорит Светлана. - Это очень тяжело, оно состояло почти из 700 клаптиков, и надо было найти дома такую площадь, чтобы его разложить и сметать. Такие изделия можно шить только для себя, не на продажу, иначе жалко потом с ним расставаться. Другое дело, когда шьешь для своих близких, с мыслью о них, и вкладываешь в работу любовь. Это такие подарки, которые напоминают тебе о ком-то. Я подарила такое одеяло маме, теперь она с ним не расстается.
Кроме того, любое изделие в технике пэчворка – строго индивидуальное. Если нескольким людям дать одинаковый набор тканей и одну задачу, у каждого мастера все равно получится что-то другое.
- Это как калейдоскоп, который у многих был в детстве, - говорит мастерица, - сколько раз ни поворачивай, вроде одни и те же стекляшки, но узор получается разный.