Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
27.01.2012

В паровозном царстве, вагонном государстве

В паровозном царстве, вагонном государстве
Николай Новиков построил дивный древний город с коллекцией старинных паровозов.

…Кто сказал, что машина времени существует только в романах фантастов?

Переступаешь порог квартиры жителя Днепропетровска Николая Новикова – и мгновенно переносишься в альпийский городок средневековой Германии.

Гремит цепями подъемный мост охотничьего замка, притулившегося на склоне поросшей мхом горы. Созывая на службу, звенит колоколами древний костел. У старинной пожарной части стоят в полной боевой готовности экипажи и машины, готовые сразу же броситься тушить пламя. Свадебная процессия в конных экипажах подкатывает к ратуше, на крыльце которой молодоженов и их гостей встречает бургомистр. Жители городка с любопытством взирают за происходящим из окон старинных домов, каждый из которых не похож на соседний. Но вся эта благодать – лишь фон для действа, происходящего на первом плане. Отправляясь от вокзала и сверкая фонарями, в путь уходит пассажирский состав с древним паровозом. Не успевает он скрыться с глаз, как на смену ему из тоннеля выныривает громадный локомотив с вагончиками. Рядом, по другой, петляющей вдоль живописного озера с кувшинками и лебедями колее громыхает грузовой поезд. А рядом, в своеобразном депо, своей очереди отправиться в путь ждут еще несколько десятков старинных паровозов с вагонами.

Этот сказочный городок создан Николаем Федоровичем в масштабе 1 к 87, и любой из паровозов без труда помещается на ладони. Но несмотря на столь небольшой масштаб, город, созданный руками мастера и коллекционера, занимает почти половину его квартиры. Квартиры, порог которой Николай Новиков практически никогда не переступает.

Коллекция как путь из депрессии

У многих коллекционеров история собирательства начинается в детстве. Новиков и подтверждает, и… опровергает этот стереотип.

- Лет с пятнадцати я начал собирать масштабные копии, - вспоминает он. – Только это были не паровозы, а легковые машинки в масштабе 1 к 43, в которых отражалась вся история советского автопрома. Продолжал это увлечение и взрослым, собрав более 250 копий автомобилей. Будучи механиком и автолюбителем, я любил масштабные копии за достоверную передачу облика и каждой детали модели. С сыном Димой собирали и паровозики. Но девять лет назад эту коллекцию пришлось продать…

В жизни Николая Новикова все разделилось на до и после февраля 2003 года. В безвозвратном «до» осталась жизнь во всей ее яркости и кипении. Интереснейшая работа со множеством поездок по всей Украине и за рубеж. Широчайший круг друзей и товарищей (из которых сейчас рядом остались очень немногие). Активный образ жизни с ежедневными пробежками, заплывами в Днепре или бассейне. Все это враз рухнуло февральской ночью на автостраде под Киевом, где Николай попал в аварию.

- Моя машина попала в аномальную ловушку – на ровной трассе ее «повело» и бросило на ограждение трассы, - печально вспоминает Николай. – Пассажиры отделались царапинами. А вот моя нога была изуродована настолько, что потребовались двадцать операций и пять аппаратов Елизарова, чтобы я начал ходить спустя несколько лет. После аварии я лежал дома пластом, утратив веру в себя и жизнь. И чтобы вернуть мне хоть какой-то интерес к жизни, жена Валентина начала покупать красивые копии средневековых домиков – мол, собирай потихоньку... Вот так, здание за зданием, и начал расти этот город.

Огнедышащие драконы из металла

Когда Николай склеил несколько домиков, задумался: а чем и кем этот город населить? Вспомнил о собирании паровозиков вместе с сыном, о коллекционерах, с которыми в то время контактировал, обменивался редкими экспонатами.

- Откликнулись на просьбу теперь единицы. Как говорится в одной мудрой пословице, «никогда не преувеличивай глупости врагов и верности друзей», - признается Николай. – И особенно я благодарен коллекционерам Борису Прихожему (он ежегодно бывает на самой грандиозной в мире выставке масштабных моделей техники в немецком Нюрнберге и обязательно оттуда привозит редкие экспонаты) и Валентину Дмитриеву (он по профессии железнодорожник и рассказал мне очень много редких фактов об истории такой техники). Они заложили основу моего паровозного депо.

В этом депо сегодня – несколько десятков реликтовых, старинных составов. Несмотря на крошечный размер, и паровозы, и вагончики выглядят совершенно как настоящие. Своими руками Николай на локомотивах установил систему освещения – теперь, выныривая из тоннеля, паровозики светят фонарями, и только дыма из их труб не хватает до полной схожести с «огнедыщащими драконами железных дорог». При всем желании Николая все составы не могут враз отправиться с небольшого вокзальчика – колеи всего лишь три. Поэтому и приходится проводить ротацию. Откатал пару дней пассажиров шикарного поезда королевских Саксонских дорог старинный, еще первой эпохи этого вида транспорта BR-75, – ему на смену идет небольшой составчик, который за собой тянет самый маленький паровоз в мире, баварский Т-2. Под парами стоит мощный пятиосный паровозище «Черная Анна» и экзотический состав, в фирменных вагончиках везущий пиво. Рядом своей очереди ждут цистерны с нефтью и ремонтный поезд – как же без ремонта дороги?

«Каждый мужчина должен иметь свое хобби!»

Когда Николаю Новикову звонят друзья, на вопрос «Ты где?» он чаще всего отвечает: «В моей маленькой волшебной стране». Эту мечту он построил своими руками. Это только на первый взгляд может показаться, что создать такой городок – совсем несложно. На самом деле в городе мечты Николая Новикова фабричные – только паровозы и сборные дома. Все остальное сделано его собственными, поистине золотыми руками. Каждое деревцо соткано из тщательно подобранных и окрашенных пучочков декоративного испанского мха. Скалы и горы, сквозь которые проходят железнодорожные и автомобильные тоннели, вырезаны из пенопласта с такой точностью, что виден каждый отдельный камешек. Точно так же, деталь за деталью, складывались озеро, огромный виадук, площади, улочки удивительного города.

- Почему я построил именно альпийский город и собираю преимущественно немецкие паровозы? – переспрашивает Николай. – Я в свое время объездил почти всю Германию и полюбил эту страну. За удивительную средневековую архитектуру, которая ревностно сохраняется жителями в каждом городке. За трудолюбие, стремление к порядку нормальных немцев. За высочайшие качества немецкой техники, отражением которых служат и эти паровозы. Музеи старинных паровозов есть во многих городах Европы. И очень жаль, что в нашем государстве в свое время отработавшие свое красавцы-паровозы безжалостно отправляли на переплавку.

Действительно, своего музея паровозов на Днепропетровщине нет. Зато в областном центре есть человек с удивительной коллекцией копий легендарных паровозов и альпийским городом, созданным специально для этого собрания. А когда я случайно заглянул в один из шкафов Николая Федоровича, там обнаружились... заготовки и для второго городка.

- Заняться мне еще есть чем, - усмехается коллекционер. – Вообще же я считаю, что каждый мужчина должен иметь в своей жизни увлечение. Иначе от незанятости, безделия начнется пьянка, ссоры в семье. Бог дал стремление к прекрасному каждому человеку, и если человек стремится развивать в себе это начало, то он не станет замечать мелких неприятностей и огорчений. Любовь к прекрасному делает человека добрее и многограннее.

Текст: Константин Шруб

Днепр Вечерний »


Парвоз  (13.02.12 12:38): На Малой Сталинской дороге были паровозы, сделанные воспитанниками. Ответить | С цитатой
ПарОвоз  (30.01.12 09:10): Не обзывайте меня парАвозом... Ответить | С цитатой
для ООО  (29.01.12 20:06): Площадь Петровского, 20 - музей трудовой славы локомотивного депо
музей железной дороги, ранее находился на Ленина, 6, сейчас его там нет, где -незнаю. Но где-то точно есть
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Почти историк  (29.01.12 17:16): У нас в городе есть два музея паравозов, только о них мало кто знает. Вот только вопрос: почему же сам автор статьи - журналист ни слуом, ни духом об этих заведениях. Должен бы был узнать для приличия. Кстати, в этих музея около пятидесяти замечательнейших моделей всевозможных паравозов от самых крохотных до трехметровых))) Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Лена  (28.01.12 21:12): "В нашем городе музея паровозов нет...". Как это нет? В Депо Нижнеднепровск-Узел есть музей железной дороги, там - паровоз изготовленный моим дядей. Он также организовал весь этот музей. Он сделал несколько паровозов, некоторые - в бухгалтерии Депо, некоторые - у него дома. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
111  (28.01.12 13:14): "Взирают за происходящим"... Взирать можно на происходящее, а за ппроисходящим - наблюдать! Где учился автор? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Андрей (парус)  (28.01.12 07:27): хочу встретится с этим человеком т.к. сам собираю модели жд и особенно паравозы, кто знает адрес или номер напишите мне а [email protected] Ответить | С цитатой
 (27.01.12 22:13): А где фото провозного Царства? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності