«Наши души отстали. Им нужно дать возможность нас догнать»
Уже с порога замечаешь, что тут живет творческий человек: в каждой комнате мастера Аркадия Гольдмана все заставлено и завешано его работами. Это – результат сорокалетнего ювелирного труда. На подоконнике – «сырье» для будущих произведений искусства.
- Согласитесь, у этих корней интересная форма. В них точно есть идея, но какая именно – я еще не знаю. Иногда материал может лежать годами, пока я не увижу в нем задумку. А бывает, что нахожу корень и сразу понимаю, какая скульптура из него получится, - рассказывает мастер. Материалы для своих работ Аркадий Гольдман ищет в лесу – в поисках вдохновения может часами общаться с природой, пока не найдет подходящий объект. Идеи приходят уже после того, как в руки попадает корень необычной формы – будто сама природа подсказывает, какую идею можно воплотить в дереве. В основном это критика современных социальных пороков: алчности, религиозного фанатизма, эгоизма, политических баталий. На каждую работу уходит около месяца копотливого труда.
- Мы живем в век глобального эгоцентризма и равнодушия, когда совесть большинства людей беспробудно спит, - считает мастер. - Люди в погоне за материальными благами очень мало задумываются о цели и смысле своего существования, о том, зачем мы пришли в этот мир и куда мы движемся. Никто не хочет думать о том, что мы после себя оставим своим детям и внукам, в каком мире им придется жить, во что мы превратили нашу планету.
Скульптуры Аркадия Гольдмана хочется долго рассматривать и вертеть в руках. В них мастерски проработана каждая деталь, а образность глубока и гениально проста. К примеру, скульптура в виде часов, стрелку которых пронзает нож, называется «Убивающие время». Человек, практически погребенный под многоэтажками, сигнализирует о том, как на нас давят большие города. Два человека, которые тянут ребенка в разные стороны, символизируют развод. Правда, некоторые работы без пояснений автора сходу и не поймешь. Например, замечаю на одной из полок скульптуру человека, который катит Землю.
- Это технический прогресс, который толкает планету в пропасть, - поясняет Гольдман. – В наше время техника развивается, а сознание людей не успевает меняться такими темпами. Наши души отстали, я считаю, что надо притормозить и дать возможность нашим душам нас догнать.
В другой работе мастера человек разрывает грудную клетку, а его ноги разъезжаются по разным полушариям. Таким образом Гольдман изобразил проблему эмиграции: у персонажа между двумя странами разрывается душа.
- Для меня это больная тема, т.к. многие мои друзья и родственники разъехались по разным странам, - рассказывает скульптор. - Меня тоже приглашали переехать жить в Америку, но я слишком врос корнями в эту землю, я бы там не прижился, я уже слишком старое дерево, чтобы пустить новые корни. Да и вообще, сколько я встречаюсь с людьми, не могу сказать, что эмиграция принесла кому-то счастье. Они могли стать уверенней материально, но не духовно. Каждый человек пускает корни там, где он родился: так приятно, например, идти по улице и проходить мимо школы, где учился ты, а сейчас учатся твои внуки. У меня даже есть скульптура на эту тему – называется «Пустивший корни».
В работе под названием «Национализм» изо рта человека торчит кулак – так мастер изобразил кровавые события в некоторых странах после распада СССР. В «Словесном удушении», где язык человека оборачивается вокруг шеи и душит, Гольдман изобразил излюбленное занятие политиков – отвлекать людей религиозной, языковой и идеологической полемикой. Громадная скала, по которой поднимаются люди, означает трудный путь к истине. Словом, в нескольких сотнях работ скульптора таится целый кладезь жизненных проблем и пороков. Автор надеется, что таким образом он заставит людей задуматься и изменить свое отношение к жизни.
«Деньги – не тот бог, которому я молюсь»
Аркадий Давыдович начал заниматься корнепластикой довольно поздно – в тридцатилетнем возрасте. Скромничает, что мол всегда хотел делать что-то своими руками, но особых способностей не было. В 1970 году Гольдман поехал на Северный Кавказ, в город Архыз, там познакомился с человеком, занимающимся этой техникой, и заинтересовался.
- Мы с ним вместе лазили по горам и ущельям, искали подходящие корни, - вспоминает Аркадий Гольдман. – С тех пор и начал этим заниматься. Первые годы это продвигалось очень туго, я пробовал себя в разных материалах, но в конце концов остановился на дереве потому, что этот материал живой и его не очень сложно достать, в отличие, например, от бронзы. Скульптор надеется, что своими работами сможет докричаться до человечества, и оно наконец задумается о том, что нужно пересмотреть свое отношение к миру. По его словам, искусство без идеи – бессмысленно.
- Если художник или скульптор хотя бы у одного человека пробудит ум и совесть – значит уже его работа была не напрасной. В 2005 году у меня была вторая выставка, в книге отзывов было много теплых слов, но больше всего меня поразил отзыв 19-летней девушки по имени Анжелика: «Мы марионетки, потерявшие духовность и веру в Бога. Мне очень жаль наше поколение, но я постараюсь его изменить, изменить нашу жизнь. Начну изменения с себя, эта выставка поразила мою душу и сердце». Я считаю, что из-за одного только этого отзыва стоило 40 лет работать, - говорит Гольдман. - Я надеюсь, что рано или поздно, многие из нас все-таки задумаются над духовными вещами и тогда мои работы найдут отклики и станут актуальными.
Несмотря на многочисленные просьбы и предложения, за 40 лет работы мастер не продал ни одной скульптуры – это его принципиальная позиция. Говорит, что на выставках их смогут увидеть намного больше людей, чем в чьей-то частной коллекции. Кроме того, две сотни скульптур – будущее наследство для детей и внуков.
- Есть люди, которые оставляют своим детям особняки и машины, а я всю свою жизнь тратил на духовное наследство детям и внукам, - говорит он. – К тому же, я очень спокойно отношусь к материальным благам, на жизнь я всегда достаточно зарабатывал, потребности у меня скромные и работой в проектном институте всегда мог их удовлетворить. К сожалению, слишком много людей во главу ставят материальное, начисто забывая о духовном, это бич нашего времени. Но деньги – это не тот бог, которому я молюсь.
Кстати, несколько работ Аркадия Гольдмана можно увидеть в рамках проекта «Новый наив» в Я Галерее (ул. Гусенко, 17). Выставка продлится до 15 января.
Выставка «Новый наив» в Городской афише
І я б не сказала, що там багато ідеології, автор просто рефлексує на теми, що його хвилюють, надихають і, звичайно, частина з них народжується у світлі актуальних подій, але це не означає, що вони ідеологічні (особливо, якщо вкладати в це слово той зміст, що залишився з часів СРСР).
Як би там не було, за можливості, всім раджу познайомитись із творчістю Аркадія Гольдмана. Ответить | С цитатой