Еще на 2 курсе Инга Касаткина начала заниматься витражами, и вот уже более 10 лет это увлечение ее не покидает. За это время она успела набрать целый коллектив в собственную мастерскую и выполнить десятки крупных работ – от окон до громадных лестниц, высотой в четыре человеческих роста.
- По образованию я архитектор, и изначально представляла себя художником, - рассказывает Инга. – Но, еще будучи студенткой, попробовала работать со стеклом и так понравилось, что вскоре превратила это в бизнес. По окончанию вуза поняла, что людям это нравится, и на витражи спрос есть, так что открыла мастерскую. Теперь нам заказывают изделия не только по Украине, но и в Россию и Азию.
Главное достоинство витражей – в игре света. В каком-то смысле это маленькое чудо, если установить в комнате такие окна или двери, помещение преображается – атмосфера становится особенно уютной и необычной. Украсить дом могут даже просто витражные светильники – они будут приятно рассеивать свет.
Подход к витражам у Инги особенный, это не строго геометрические орнаменты, какие мы обычно привыкли видеть. В «Браме» из стекла и металла делают целые картины: на окнах, дверях, ширмах и лестницах вырастают одуванчики, деревья, виноград и даже целые улицы. Такую технику в 19-м веке придумал известный ювелир Луис Тиффани – каждый кусочек стекла обрамляется в медную ленту, а потом детали соединяются паяльником. В результате – отдельные кусочки стекла, соединившись, превращаются в оригинальные картины. В каждой работе Инги используется и техника под названием фьюзинг – это сплавление разных кусочков стекла.
- Иногда стекло себя ведет непредсказуемо, поэтому какое-то время нужно поэкспериментировать, чтобы знать, чего ждать от этого материала, - говорит мастерица. - Фьюзинг - это сложный и кропотливый труд, он не каждому доступен. Не говоря о том, что работа со стеклом – достаточно вредное производство.
Плавят стекло в муфельной печи при температуре от 750 до 900 градусов. Нюансов в этом деле много – важен не только температурный режим, но и временной. А чтобы вырезать кусочки стекла, спаять их и собрать в рисунок, нужно иметь художественный вкус – у стекла очень разнообразная палитра цветов, и даже небольшая разница в оттенках играет большую роль.
Стекло заказывают из Америки – там оно наиболее качественное и разнообразное. Правда, хороший материал стоит дорого, что не может не влиять на стоимость изделия. Витражи – удовольствие не из дешевых.
- Стекло стоит от 100 долларов квадратный метр, в зависимости от текстуры, - рассказывает Инга Касаткина. – Но зато в этом материале мы уверены, изделия из него будут стоять вечно, их можно передавать из поколения в поколение.
Окно или дверь могут делаться от месяца и дольше – все зависит от сложности. Некоторые работы затягиваются вообще на полгода. К примеру, одна из самых масштабных работ «Брамы» - 6,5-метровая лестница для частного дома в Ялте. На витраже, площадью в 21 квадратный метр, изображена часть венецианской улицы, с гондолами, уютными домиками, арками и мостом.
Занимается «Брама» и более мелкими изделиями, которые придутся по карману любому – сувениры, подсвечники и стеклянные брелоки-ангелочки. Все это будет выставлено на второй ярмарке «Gorod мастеров».
- Многие наши работы уехали за границу, особенно путешествуют ангелочки: одного я подарила Хакамаде, один ангел уехал в Гималаи с йогом, еще один ангел улетел в Тунис, - рассказывает Инга.
В дальнейших планах «Брамы» - внедрить в витражную технику украинские народные орнаменты. Для этого уже сейчас Инга Касаткина изучает работы наших народных мастеров, узоры вышивки и Петриковской росписи.
- Такого понятия, как украинская школа дизайна, наверное, пока не существует, но я думаю, что оно должно появиться – нашей стране есть чего сказать Европе помимо оселедцев, шароваров и галушек,- считает Инга. Это может быть дизайн с народными мотивами, но в современных техниках и материалах, изысканно и на мировом уровне.