Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
13.04.2011

Гастроли театра импровизации «Чёрный квадрат». Интервью с режиссёром Анатолием Неёловым

Гастроли театра импровизации «Чёрный квадрат». Интервью с режиссёром Анатолием Неёловым
Вот уже несколько лет подряд каждый новый приезд в Днепропетровск театра «Чёрный квадрат» вызывает массу сплетен и пересудов. Регулярно накануне гастролей киевской студии импровизации в Днепропетровске в Интернете появляются записи тех, кто обвиняет «Чёрный квадрат» в неискренности, непрофессионализме и каких либо «злых умыслах». И вместе с тем, несмотря на всех недоброжелателей, вот уже много лет подряд спектакли этого театра собирают неизменные аншлаги, а билеты на них расходятся задолго до того, как прозвенел первый звонок.

Сегодня театр «Чёрный квадрат» вновь играет спектакль в нашем городе, а незадолго до этого на массу вопросов, накопившихся у общественности за последние дни, отвечает художественный руководитель и режиссёр театра Анатолий Неёлов.

Так получилось, что нынешние гастроли театра «Чёрный квадрат» совпали с проведением в городе театрального фестиваля «Рампа». Многие посетители нашего сайта увидели некий подвох: дескать, в своё время «Чёрный квадрат» не очень хорошо расстался с этим фестивалем и теперь специально подгадал свои гастроли так, чтобы переманить у «Рампы» часть зрителей.

- Нет, ну смотрите: во-первых, я искренне люблю и уважаю фестиваль «Рампа». Это тот фестиваль, который дал нам путёвку в жизнь, не только в городе Днепропетровске, а и вообще в профессиональной работе. После получения гран-при на этом фестивале, я поверил в свои собственные силы, потому что до этого считал приблизительно так: «ну да, умею, но не очень»... Во-вторых, люди часто случайные совпадения подводят под какие-то негативные эмоции. Дело в том, что все даты на ближайшее время у нас уже заняты другими спектаклями в Киеве и гастролями в других городах. Ведь когда мы выбираем дату гастролей, мы выбираем её заранее, т.е. апрельские гастроли планируются нами ещё приблизительно до нового года, и когда мы расписывали себе график, никто в эту секунду не знал, в какие именно числа и дни недели в Днепропетровске на этот раз будет проходить фестиваль «Рампа».

А вообще по фестивалям сегодня часто ездите? Помнится, в своё время «Чёрный квадрат» посетил их не менее 30 штук.

- В каком-то роде, фестиваль – это немного потерянное время. Фестивали нужны для молодых и не очень опытных или для тех, кому нужно себя рекомендовать, получать дополнительный PR. Я же предпочитаю обычные гастроли, перед Днепропетровском у нас были Одесса и Донецк, через неделю после будет Харьков. Настоящие гастроли - это не когда ты неделю живёшь на фестивале, общаешься и смотришь на чужие выступления, а когда ты все три дня работаешь сам. Знаете, есть время потреблять и время созидать. Вот время потреблять, смотреть других – это время молодости, обучения и фестивалей, а после сорока хорош уже смотреть на других, будь добр - делай уже сам что-то. Поэтому тратить время на фестиваль мне просто жалко. К тому же, на большинстве фестивалей для нас нет конкурентов. Мы работаем немного в другом жанре и стилистике - в не классическом театре, в театре импровизации. Мы всегда гарантированно живее других коллективов. Может не интересней, может драматургия слабая, может не современнее - это неважно, у нас есть куча своих недостатков, но с точки зрения объективности - как нас оценивать, когда все другие ребята играют по текстам, а мы свой иногда сочиняем просто на ходу? Мы выпадаем из той стилистической и театральной тенденции, которая существует в стране.

Я знаю, что импровизация настолько плотно вошла в Вашу жизнь, что Вы уже не только в театре импровизируете, а и тренинги соответствующие проводите.

- Да, они сейчас, к сожалению или к счастью, очень востребованы. Причём большими, серьёзными, политическими партиями, среди юридических компаний и топ-менеджмента высшего звена. Скажем так, я веду тренинги меньше, чем есть спрос на них, потому что у меня мало свободного времени. Понимаете, театр – это лишь узкое применение импровизации, а в обычной жизни мы ведь все каждый день импровизируем.

И как – подобные тренинги приносят плоды? Вы уже видели тех, кому они действительно помогли? Не просто вызвали интерес, а и реально помогли изменить свою жизнь.

- Вы знаете, скорее я редко вижу людей, которым это не помогло. Что такое импровизация? Импровизация - это выбор оптимального поведения ситуации кризисного, человеческого общения. Человек, который осваивает систему импровизации, обычно гораздо эффективней действует в ситуациях выбора, которые нам регулярно ставит каждый день жизнь.

А другие актёры театра «Чёрный квадрат» имеют какие-то свои увлечения за его пределами?

- Снимаются в кино, работают на радио, ведут телепередачи, участвуют в других каких-то проектах. Я не запрещаю актёрам работать в других театрах.

Получается времени у вас всех в обрез, а как часто выходит делать новые постановки? С таким-то плотным графиком?

- Где-то 5-6 больших премьер в год. У нас достаточно большая труппа, поэтому у нас есть такая возможность. Если бы наш театр держался на 10 людях, то тогда бы это было проблематично. Но у нас существует сейчас еще 2 студии. Каждая студия – это по 40 человек учеников и кто-то из них потом обязательно попадает в основную труппу, приходят со своими идеями, желаниями и предложениями.

Ставить спектакли, основа которых импровизация, сложнее или проще классических произведений?

- Вы знаете, не сложнее, нет. Просто по-другому. Это всё равно, что спросить: «а что тяжелее приготовить – борщ или сладкий пудинг?». Иногда от ингредиентов зависит, от людей, от ситуации, причём случайность – это один из основных факторов момента импровизации. По большому счёту сама импровизация – это искусство уметь управлять случайностью, либо организовывать её так, чтобы она произошла в нужный момент и в нужном месте.

Импровизация помогает в работе?

- Всегда практически. У нас был момент, когда в 7 часов у нас должен был быть поезд в Донецк, а в 5 актриса, на которой была половина репертуара, по состоянию здоровья просто не смогла ехать. В итоге мне пришлось позвонить другой актрисе, которая вообще не знала ни текста, ничего, и вот благодаря её блестящей импровизации и игре разницы зритель даже не заметил. Но такие замены позволительны, наверное, только в нашем театре, заменить актёров в такое время и в такие кратчайшие сроки вряд ли бы ещё кто-то смог себе позволить.

Если посмотреть афишу спектаклей на сайте «Чёрного квадрата», мы увидим примерно следующее: «Секс, ложь и дети», «Голая правда или вместо секса», «Ножницы или Лабиринты Любви»…Тема секса является буквально сквозной для ваших произведений. Почему?

- Ну, во-первых, это не я придумал. Аристотель ещё считал, что эрос – это та тема, которая всегда привлекает человечество. Во-вторых, объективная ситуация – у нас был спектакль под названием «Метаморфозы» - он вообще не продавался, вообще. Мы его назвали «Огрызки жизни или 19 сантиметров любви» - теперь он продаётся полностью. При этом в самом спектакле мы не поменяли ни слова. Нужно быть адекватным человеком и понимать, что в самих спектаклях у нас секса как такового в принципе-то и нет. А название? Оно работает и пусть работает. Если бы у нас борщ был популярен или синий цвет, например, у нас бы все спектакли имели отношение к синему цвету, либо к борщу.

Но ведь именно из-за подобных названий «Чёрный квадрат» нередко обвиняют в пошлости те, кто даже никогда не бывал на ваших спектаклях.

- Вы знаете, иногда меня это очень забавляет. У вас в Днепропетровске как раз были такие случаи, когда художественный руководитель говорил своим актёрам: «ребята, зайдите на сайт gorod.dp.ua и обязательно обхайте «Чёрный квадрат» под разными никами, для того, чтобы они не забирали нашего днепропетровского зрителя». Некоторые люди действительно обвиняют нас в пошлости, но на самом деле, прочитав их топик, ты понимаешь, что человек сам спектакль и не видел даже, потому что в спектакле ничего этого, о чём он пишет, не было. А во-вторых, если человека смущает название, то человек ханжа. Секс - это такая вещь, которой занимаются все. Если бы бог не хотел бы, чтобы мы этим занимались, мы бы размножались почкованием – это реальность. Мы делаем спектакли на те темы, которые по-настоящему отвечают современному зрителю. Театр всегда должен быть современен, как таковой. Потому что театр сейчас конкурирует с «Декстером» и «Доктором Хаусом» и для того, чтобы человек отдал нам своё свободное время, подарил кусочек своей жизни, мы должны отвечать его запросам, а людей интересуют только они сами и современная жизнь, поэтому мы и не ставим классику. Это, скажем так, редко кому сейчас нужно. К тому же, есть очень много гениальных, восхитительных произведений классики, зачем же нам с ними конкурировать, если мы всё равно не сделаем лучше? Мы делаем лучше только то, что мы умеем.

Насколько сегодняшний «Чёрный квадрат» соответствует в вашем сознании образу «идеального театра»?

- Далеко не соответствует, даже близко. Более того, если бы большинство театров попали в нашу ситуацию, они бы просто перестали существовать, в этом я абсолютно уверен. Потому что если бы у государственных театров не было бюджетной поддержки, а жили бы только на продажи, полученные с билетов - они бы сдохли. Поэтому до идеальной ситуации нам ещё далеко. Я дозирую спектакли, вот у нас, например, есть спектакль «В четыре руки» - про Баха и Генделя, который изначально убыточный, потому что зритель на него не идёт. Т.е. мы не позволяем себе ставить спектакли только о сексе, мы пытаемся балансировать, чтобы на то, что мы сможем заработать на остросовременных спектаклях с «горячей» темой, можно было ставить темы вечные.

И что, даже если спектакль «не зашёл» зрителю, вы всё равно не снимаете его со своей программы?

- Если спектакль не пользуется особым спросом у зрителя, но затрагивает важную тему, мы всё равно его ставим. Мы просто раздариваем билеты, иногда позволяем себе приглашать людей из интернатов, школьников, пенсионеров, тех, кто не может себе позволить заплатить за билет – мы их просто бесплатно приглашаем. Есть такое понятие «социально-ответственный» и это очень важно, потому что по-другому мы бы сами по себе стали душевно деградировать, если бы во главу угла ставили только финансовый интерес.

Здорово! Какие вы оказывается благородные…

- Это нормально. Быть порядочным человеком нормально, в принципе. Нет здесь никакого благородства. Все должны быть нормальными людьми.

И последний вопрос – а за что вы так любите Днепропетровск?

- У вас очень отзывчивый зритель. В Киеве некоторые шутки уже не проходят «а, ну это мы уже слышали», есть снобизм определённый, а в Днепропетровске люди открытей, душевней, что ли. Т.е. если им смешно – они смеются, они не лицемерят внутри себя - «смешно, но я же серьёзный человек, я смеяться не буду». На наши спектакли в Киеве в последнее время ходит очень много селебритис или вот таких топ-менеджеров, людей статусных, одним словом. И я смотрю, как они достаточно часто боятся потерять понт, в котором живут, придерживают собственные эмоции. В Днепропетровске этого нет. Я помню, как в зале сидел владелец клуба «Бартоломео» – серьёзный, богатый, взрослый человек, и как он смеялся - как ребёнок. Какой он был искренний. Вот это очень важное ощущение, в Днепропетровске оно сохранилось, в Одессе это ещё есть, это тоже очень приятно, а в других городах с таким восприятием проблемка. На уровне своей эмоциональной лёгкости Днепропетровск далёк от Киева или Харькова, а вот с Одессой вы очень похожи и это не может не радовать.

«Чёрный квадрат» в сети Интернет:

Официальный сайт: http://artkvadrat.com/studia/about_studio/

vkontakte: http://vkontakte.ru/club1080419

Livejournal: http://community.livejournal.com/artkvadrat_com/



Текст: Екатерина Скуридина

Gorod.dp.ua - городской сайт Днепра »


666  (15.04.11 12:16): Их пошлые шутки...становятся еще более пошлыми когда звучат со сцены театра!!! Ответить | С цитатой
ПРОСТО ТАК  (14.04.11 23:20): Смеяться можно на кввадрате всегда , шутки ниже пояса, Каждому свое Ответить | С цитатой
i24  (13.04.11 14:50): а я был в числе тех, кто смеялся от души! и пойду еще! Ответить | С цитатой
!?!  (13.04.11 12:49): Пошло и не интересно Ответить | С цитатой
театрал  (13.04.11 11:30): аферист и проходимец,видно по морде,сегодня-их день Ответить | С цитатой
шут  (13.04.11 10:48): Раньше, Черный квадрат был НАМНОГО интересней. Сейчас, скатились к неприкрытой ПОШЛОСТИ. Понятно, что в этом направлении легко шутить... Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Фото, відео, архів новин доступні у повній версії сайту
Повна версія сайту
copyright © gorod.dp.ua
Всі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Політика конфіденційності