Кино – это, пожалуй, единственный вид искусства, который в равной степени интересен всем без исключения. Вне зависимости от уровня своей образованности или познаний в сфере того, что нынче модно именовать «современной культурой», время от времени каждый из нас с интересом погружается в захватывающий мир кинематографа. Каким именно образом он будет приобщаться к кинопространству каждый решает сам – кто-то предпочитает простенькие телефильмы, регулярно идущие в эфире национального телевидения, кто-то перерывает бездонные ресурсы сети Интернет и охапками скупает редкие DVD -диски, ну а кто-то выбирает для себя киноклуб.
В любом случае, к какой бы категории кинопоклонников вы не относились, вам будет одинаково приятно узнать о том, что увидеть действительно уникальные, качественные и вневременные ленты, созданные настоящими мэтрами мирового кинематографа, в Днепропетровске отныне можно совершенно бесплатно - в киноклубе «А КИНО», работающем на базе арт-центра Павла Гудимова Я Галерея. Руководитель киноклуба, а по совместительству ещё и один из самых известных кинокритиков Украины Андрей Алфёров уверяет – в ближайшем будущем «А КИНО» значительно разнообразит киножизнь Днепропетровска, а все новые картины, показанные в рамках работы его киноклуба, он будет презентовать лично в компании внсьма интересных и неординарных людей.
- Андрей, ещё 5-6 лет назад найти альтернативный киноклуб в Украине было не так уж и просто. Сегодня же в одном только Киеве их действует не менее 12 штук, да и в Днепропетровске тоже хватает. Чем Вы, как кинокритик можете объяснить такую популярность подобных клубов среди зрителей? Какова их роль в современном обществе?
- Главная цель любого киноклуба – давать людям возможность смотреть кино, которое в силу многих причин не попадает в широкий прокат и в сетку вещания наших национальных и региональных каналов. Последние, в погоне за рейтингами, совсем забыли о какой-то профессиональной этике и образовательной составляющей. Они очень активно обслуживают публику со вкусом ниже среднего. Так что всем остальным пришлось уйти в такое киноклубное подполье. И потом, киноклуб удобен тем, что среди такого количества информации и фильмов, висящих в интернете, он играет роль поводыря. Здесь не только показывают кино, но и рассказывают о нем. Во всяком случае, у нас так принято. Есть киноклубы, где фильмы играют роль неких обоев: люди приходя т туда тусовать, а кино – лишь фон для таких тусовок. И это сильно расслабляет зрителя, делает его менее внимательным. Мы так часто моем кости известным режиссерам, упрекаем их в ошибках, но почему-то забываем спрашивать и с самих себя. Зритель нынче тоже порядком испортился. И это одна из сторон кризиса в современном кино. А оно невозможно без внимательного зрителя. Зрители – важная составляющая текущего кинопроцесса.
- Вы совершенно правильно заметили, свой собственный «кинодень» сегодня есть даже в барах. Что же может помочь зрителю определиться с выбором в условиях такого потрясающего разнообразия?
- Что может помочь определится? В первую очередь собственная пытливость. Нужно же хоть в чем-то принимать собственное решение, после того, когда тебя избавляют от необходимости добывать все эти фильмы самому. Лично я бы, например, не стал ходить в киноклуб, где нет возможности в тишине смотреть кино, где рядом с тобой кто-то во время сеанса говорит по телефону или болтается по залу и разговаривает…
- Говорят, российские кинокритики серьезно обеспокоены тем, что в последнее время их профессия практически нивелировалась, во многом как раз благодаря массовости киноклубов и появлению колоссального количества блоггеров, пишущих о кино…
Нет, дело совсем не в киноклубах. Если бы это было так, к нам никто бы не ходил. Зачем слушать всякую заумь о каком-то старом олдскульном кино? Кинокритика действительно переживает нелучшие времена. Люди в принципе стали меньше читать и это касается не только критических статьей. Все стремится к упрощению… Масс-медиа заиграл с читателем в поддавки. Делалось все, чтобы завлечь публику. Экслеровские «рецензии» публике важнее и понятнее чем материалы Разлогова, Трофименкова, Зельвенского или там Волобуева. Хотя последние действительно пишут критические стат ь и, важные для понимания кино и умения прочитывать его. И делают это блестяще! А что касается блоггеров? Блоггер блоггеру – рознь. Заведений общепита у нас тоже очень много, но мы же как-то худо-бедно научились выбирать стоящие.
- А как, по-вашему, сегодня складывается ситуация в украинском кинематографе – он развивается или по-прежнему находится в состоянии перманентного застоя? За всё время существования своего клуба Вы показали зрителям хотя бы один украинский фильм?
Ситуация не складывается никак. Современного национального кино нет. Ведь что такое украинское современное кино? Это кино, которое призвано показывать сегодняшнюю жизнь обычного украинца. Про это почти никто не снимает, если не считать грандиозного прорыва Лозницы с фильмом «Счастье мое» и фильмов Киры Муратовой. Замечу, что оба этих режиссера не считают себя украинцами.
Нет, мы не показали у себя ни одного украинского фильма. Довженко и Параджанова уже затерли до дыр , Осыку – тоже. Была попытка устроить такую закрытую премьеру фильма «Менины» Игоря Подольчака, но… не смогли найти общего языка с автором.
- Сами в чужие киноклубы частенько захаживаете?
В последнее время нечасто. Прежде ходил. Сейчас стало меньше времени и меньше необходимости. Я точно знаю, что мне нужно. Все новое кино я смотрю на фестивалях в Берлине, Каннах и Венеции. А еще на нашей «Молодости». Кроме того, там прекрасные программы, в которых дают редкую даже сегодня классику, ретроспективы. В Каннах, к примеру, сразу несколько таких программ. Так что, черпать есть где, а это важно. Потом я пользуюсь этим, когда формирую программы в своем киноклубе.
- Кто составляет целевую аудиторию Вашего киноклуба?
- Это очень разные люди – самых разных возрастов и социальных принадлежностей , которые, возможно, не найдут общего языка больше ни по одному поводу, кроме того, что в этот вечер им нужно собраться в этом месте. Это потрясающая энергия... если все идет как надо. Если нет, значит, киноклубный показ - дерьмо...
- Как-то так вышло, что хотя Я Галерея и пропагандирует современное искусство, в своем киноклубе Вы достаточно часто демонстрируете хорошо проверенные старые фильмы. У Вас никогда не возникало по этому поводу разногласий с Павлом Гудимовым?
Разногласий у нас нет, потому что Павел не вмешивается в то, что я делаю. Потому что доверяет мне. А старые фильмы показываем потому , что не зная их – невозможно понять фильмы современные. В них ключи к расшифровке этих кодов. Не зная своего прошлого, мы не сможем узнать себя сегодняшних. Дерево, отбрасывающее свои корни, погибнет. Да, шедевров во второй половине прошлого века снимали намного больше, чем сегодня. Обидно, когда такое кино пропадает. В Париже или Нью-Йорке вы запросто можете посмотреть какие-то старые и малоизвестные фильмы Годара, Сэмюэла Фуллера, Бергмана, Пауэлла и Прессбургера… Они по-прежнему актуальны. У нас такой возможности нет. К тому же, об этих фильмах сегодня никто не пишет и не говорит. Просто потому, что блоггеры не владеют информацией, а критические статьи мало кому нужны. Люди сейчас чаще слушают рекомендации соседа, чем профессионалов. Вот мы заполняем эти пустоты, показывая и рассказывая о старых мастерах.
- А кто вообще решает, какие фильмы будут показаны в рамках киноклуба?
Это делаю я один. Впрочем, если у меня возникают сомнения, то я непременно советуюсь с ближним кругом и даже со своими зрителями.
- А в момент, когда выбираете фильм для показа, о своих зрителях думаете или руководствуетесь исключительно личными симпатиями?
- Да, думаю. Но, чаще выбираю фильмы по своему усмотрению. Мои зрители доверяют мне и приходят меня послушать. И моя задача всякий раз открыть для них что-то новое – фильм или автора. Дать им новых впечатлений.
- Среди киноманов существует мнение, что Ваш киноклуб выгодно отличается, в первую очередь, своими эксклюзивными показами очень редких лент. Это правда? Какой действительно редкий фильм Вы можете вспомнить из показанных в последнее время?
- Да, это так. За последнее время…? «Посланник» Орена Мовермана, «Ливан» Шамуэля Маоза… «Шоковый коридор» и «Обнаженный поцелуй» Самуэля Фуллера , «Ф как Фальшивка» и «Мистер Аркадин» Орсона Уэллса… Еще мы показывали уникальный документальный фильм о Уэллсе «В поисках Орсона», жалованный нам моим добрым знакомым и его автором Яковом Седларом, режиссером из Хорватии.
- А лично Вы какой фильм можете назвать любимым? Наверняка это должно быть что-то интересное.
- Мне так сложно ответить на этот вопрос. Одного, вероятно, нет. Ну, так навскидку могу сказать, что в число любимых входят «Таксист» Скорсезе, «Сегодня вечером, поезд…» бельгийца Андре Дэльво, «Приговоренный к смерти бежал» и «Карманник» Брессона, «Мой друг Иван Лапшин» Германа, «Самурай» и « Красный круг» Мельвиля…
- Первый кинопоказ, в рамках работы киноклуба «А КИНО» в Днепропетровске, сопровождался культурной дискуссией, к которой были привлечены популярные в городе музыканты. Каковы шансы, что в Я Галерее Днепропетровск сможет когда-нибудь увидеть известных режиссёров или актёров?
- У нас ведь практически нет кинотусовки, а равно и популярных персонажей. Нет, потому что нет кино. Тут ведь важно пригласить не просто известного режиссера или актера, а и человека, любящего свою профессию. Так, как захватывающе говорят и рассуждают о кино Андрей Звягинцев, с которым мы проговорили часов пять, или Квентин Тарантино, у которого я брал интервью в Каннах после премьеры «Бесславных ублюдков», у нас не говорит никто. Ну, почти никто. А те, кто говорят – обязательно к нам придут. И очень скоро.
- Как Вам показалось, днепропетровский зритель готов к дискуссии?
- Думаю да. Нужно только дать ему привыкнуть к такому формату.
- Изначально и Павел Гудимов и Вы заявляли, что главная идея «А Кино» это демонстрация фильмов в тёплой, практически домашней атмосфере. Наверное, нелегко сохранять эту атмосферу сегодня? Насколько я знаю, меньше 50 человек на Ваших кинопоказах практически не бывает.
- Все эти люди прекрасно создают домашнюю атмосферу. Чем больше их – тем теплее. А главная идея «А КИНО» - сделать себе имя на чужих фильмах. Нам с Павлом просто неловко об этом было говорить!
Здесь же, видимо, будет очередной показ "брендовых" фильмов модных режисеров Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
расшифруйте. а ещё лучше - не говорите глупостей Ответить | С цитатой