Удастся ли удержать это преимущество, зависит от преодоления острых вызовов с ресурсами энергии, рабочей силы и финансов.
Украинская экономика остается на четверть меньше против 2021 года, однако впервые с начала полномасштабного вторжения России по ключевым показателям здоровее, чем российская. Об этом сообщил The Economist накануне, 18 декабря.
Украинская экономика в целом трансформировалась. Несмотря на то, что объемы ВВП сократились на четверть по сравнению с 2021 годом, страна демонстрирует стабильные макроэкономические показатели. Национальный банк прогнозирует рост ВВП на 4% в 2024 году, в то время как в России этот показатель составит лишь 0,5–1,5%.
Экономика Украины пережила несколько фаз. Первый этап – экстренное реагирование в 2022 году, когда банк финансировал половину дефицита бюджета. Второй этап – стабилизация после успешного контрнаступления в южных регионах, что позволило возобновить экспорт зерна и снизить инфляцию. Сейчас Украина вошла в третий этап – адаптации к длительным вызовам войны.
Для сохранения производственных мощностей бизнес перемещается на запад или диверсифицирует деятельность за рубежом.
Энергетический кризис – одна из ключевых проблем. Постоянные атаки России на энергетическую инфраструктуру снизили доступные мощности на 50%. Хотя Украина увеличила импорт электроэнергии из ЕС и внедрила альтернативные источники энергии, проблемы с обеспечением энергетических потребностей могут снизить ВВП на 1% в 2025 году.
Другой вызов – дефицит рабочей силы. Из-за мобилизации и миграции численность работников сократилась на 20%. Вакансии остаются незаполненными, а зарплаты растут, усиливая финансовое давление на бизнес.
Финансовая нехватка также чревата для экономики. Малый бизнес и фермеры стоят перед трудностями в привлечении кредитов. Государственный бюджет в 2025 году предусматривает дефицит в 20% ВВП, который покрывается за счет международной помощи. Однако в случае сокращения поддержки США, Украина рискует исчерпать финансовые ресурсы уже в 2026 году.
Однако предполагается, что транш в размере 18 миллиардов евро от ЕС и взносы других стран-членов G7 восполнят этот пробел.
У Украины также есть валютные резервы. Прогнозируется, что к концу 2024 года они вырастут до 43 миллиардов долларов – пятимесячного объема импорта.
Несмотря на все вызовы, украинский бизнес сохраняет оптимизм. В частности, фермер Михаил Травецкий из Прилук является примером стойкости: во время активных боевых действий он доил коров в бронежилете, с оружием наготове. Сегодня он ориентируется на производство кисломолочной продукции, чтобы сохранить экономическую активность, несмотря на перебои с электроснабжением. Даже планирует начать производство сыра пармезан: "Рецепт знаю, навыки есть, осталось преодолеть проблемы с электроснабжением".
Напомним, по итогам 10 месяцев ВВП Украины вырос на 4,2% – в октябре рост замедлился до 1,5% по сравнению с 3,8% в сентябре.
Ранее Национальный банк Украины сменил основные макроэкономические показатели на текущий и последующие годы. Так, рост ВВП по итогам 2024 г. составит 4% вместо прогнозируемых в июле 3,7%, а по результатам 2025 г. – 4,3% против ранее ожидаемых 4,1%.
В то же время МВФ прогнозирует, что в 2024 году экономика Украины вырастет на 3%, а в 2025 – только на 2,5%.