С началом полномасштабной войны в Украине организованная преступность никуда не исчезла. Она продолжает существовать и совершенствовать свои схемы.
Как в Кривом Роге работал наркосиндикат "Двадцатовские", рассказал начальник Департамента стратегических расследований Национальной полиции Украины Андрей Рубель в интервью РБК-Украина.
– Мы задержать 38 человек – лидеров и участников. Все они сейчас находятся в следственном изоляторе. В январе этого года обвинительные акты направили в суд.
"Двадцатовские" – это стойкая группа еще с девяностых годов, у них менялся состав, но фактическое руководство – нет. Они были номер один в Кривом Роге и монополизировали наркорынок. В преступную организацию местной наркомафии входило шесть организованных преступных групп. Сеть нарколабораторий позволяла злоумышленникам производить до 40 кг психотропов ежемесячно.
Они достаточно системно подошли к построению работы, чтобы их не могли разоблачить. Кривой рог поделен на районы, эти районы поделены на кварталы. В каждом квартале, в каждом районе у них были свои представители, сбывавшие наркотики. Был даже "силовой блок" – люди, которые приезжали, если возникали "проблемы". Процесс "воспитания" своих они между собой называли "рыбалкой".
На самом деле у них была целая иерархия. Они друг друга не называли по имени, только "друг". Никто не знал, где находится лаборатория. Если бы мы с вами были в этой группе, я бы не знал, чем вы занимаетесь, а вы бы не знали, что делаю я. У каждого была своя роль, у одного – заехать на почту, второго – забрать соломинки (соломинки для напитков, в них расфасовывали наркотики – ред.), у третьего – взять сумку. И третий даже не знает, что он несет. Четвертый должен принести сумку в квартиру, где будет расфасовка, и выйти. Пятый приходит и фасует, шестой забирает и отдает.
Продавали наркотики по-разному – где-то из рук в руки, где-то стоял автомобиль, если это зимой, например, было. У каждого наркосбытчика был отдельный мобильный телефон, "клиенты" знали пароли, которые нужно было сказать, чтобы получить товар. Также действовала система закладок.
Интересной особенностью криворожской группировки было то, что распространяли метамфетамин в пластиковых коктейльных соломинках, срезы которых запаивали термоклеем разных цветов, в зависимости от района распространения "товара".
Это была устойчивая такая группа, они работали довольно долго. И задокументировать их было очень тяжело – мы практически год вели. Сейчас они находятся в СИЗО. Фактически это была одна из самых больших групп по сбыту наркотиков и она нивелирована. Но мы понимаем, что на их место придет кто-нибудь другой и займет эту нишу. Поэтому мы держим руку на пульсе.
– То, что задержали организаторов – это очень громко. Они как наркобароны какие-то.
– Ну, это стильные ребята, богатые люди. Они легализовывали полученные от наркобизнеса деньги, покупали многое в Днепропетровской области и Кривом Роге — у них была недвижимость, авто, рестораны, магазины за рубежом.
– Вы говорите, что документировали их год, а они действовали с девяностых.
– Все это время кого-то задерживали, по два-три человека. Банально идут патрульные полицейские, видят, что мужчина что-то там ищет, поднимает, его задерживают, обнаруживают наркотик, осуждают, все довольны. Да и не все так просто было с ними, вы же понимаете, что это были довольно влиятельные люди, у них даже СМИ свои были.Также Андрей Рубель рассказал, как украинские правоохранители побороли воров в законе и что с ними сейчас, какие новые схемы придумали уклонисты и те, кто им помогает, какие реликвии нашли у Виктора Медведчука. Полное интервью можно прочитать здесь.