Эта премия возникла из желания издательства «Ранок» поддержать стоически продолжающих свое дело учителей, которые двигаются вперед, обучают и учатся.
Преподаватель цикла естественных дисциплин в одном из лицеев Днепра Богдан Завидовский стал «Учителем-новатором», победителем одной из 6 номинаций премии.
«Когда я писал заявку на участие в премии «Утренние звезды», то, конечно, ожидал получить признание своей работы, но, кроме этого, еще и возможность вдохновить других учителей своим жизненным и профессиональным опытом. Надеюсь, что мои идеи и подходы могут стать примером для других учителей», — говорит Богдан.
Победа в номинации "Учитель-новатор" была для него приятной неожиданностью. Но, как говорит педагог, эта награда подтверждает, что его труд и вклад в развитие украинского образования заметили и оценили и все вложенные усилия стоили того.
Богдан Завидовский родом из Донецка. Его родители тоже были учителями, так что, как говорит он, пожалуй, именно это и подтолкнуло его к выбору будущей профессии. Хотя еще семь лет до перехода в образовательную сферу Богдан работал в биотехнологической отрасли. Опыт, полученный при работе на производстве, помог учителю выработать собственный подход к преподаванию химии, биологии и других естественных предметов в школе.
«Основная идея моего подхода в том, что нет отдельно физики, химии, биологии, а есть контекст жизни, в котором явления, о которых мы говорим на уроках, существуют рядом с нами. И если быть внимательным, можно увидеть больше и показать это другим», — рассказывает учитель.
Во время войны Богдану Завидовскому тоже пришлось преодолеть многие вызовы. Еще в 2014 году он вместе с семьей оказался в оккупации и прожил несколько месяцев, прежде чем смог выехать в Днепр. Там уже как учитель он «встретил» начало полномасштабного вторжения. Вместе со своими учениками он участвовал в различных волонтерских проектах, прошел через трудный период блекаутов и обучение в подвале школы.
Несмотря на это, он активно участвует в различных образовательных форумах, конференциях, проводит собственные вебинары, а еще является ментором для учителей с оккупированных территорий. Его ученики стали победителями ряда соревнований, конкурсов работ МАН, олимпиад, к тому же часть его воспитанников продолжала учиться с ним даже из временно оккупированных территорий. Чтобы заинтересовать детей изучением естественных наук, Богдан использует на уроках различные методы и приемы. Он разработал много презентаций и видеоуроков, предлагает детям создавать свои проекты, опыты и даже позволяет использовать искусственный интеллект для креативных идей.
Учитель замечает:
«Для меня участие в премии – безусловно стимул для саморазвития. Когда я понимаю, что моя работа ценна и может вдохновлять других, появляется желание искать новые методики и идеи, которые сделают мои уроки еще более интересными и эффективными. Как любому учителю мне важно было получить поддержку и понимание того, что я на правильном пути».
Второе место в номинации «Учитель-новатор» заняла преподавательница химии из Никополя – Инна Ободзинская. Как и Богдан Завидовский, в образовательной сфере она работает недавно: раньше была экономистом, но при поддержке родных решила начать заниматься любимым делом — преподавать другим.
Сейчас, несмотря на постоянные обстрелы со стороны оккупированной территории Запорожской области, в частности ЗАЭС, которая находится в нескольких километрах от Никополя, Инна и ее ученики работают над разными проектами и принимают участие в образовательных конференциях и форумах. Учительница надеется, что вскоре война закончится, и после трех лет дистанционного обучения она наконец-то сможет встретиться со своими учениками в классе.
«Последние два года моя профессиональная мечта — работать в школе, в реальной школе, в реальном кабинете, с настоящими учениками, а не с небольшими квадратиками в ZOOM-конференции. В этом желании мои ученики со мной полностью солидарны», – говорит она.
Победители получили сертификаты и денежное вознаграждение в размере 10 или 25 тысяч гривен, а общий фонд премии составил 100 тысяч гривен.
Каждый украинский учитель, использующий учебники издательства в своей работе, мог рассказать свою историю и стать победителем в одной из пяти номинаций.
Представьте себе, поступило 1400 анкет. И это были такие щемящие истории, что просто… Люди рассказывали о своей жизни и выезде из оккупации. Как учат детей любить Украину несмотря на все трудности. Это поражает и вдохновляет, – поделился директор ООО Издательство «Ранок» Виктор Круглов.
Работы и анкеты участников оценивал генеральный директор издательства «Ранок» Виктор Круглов, а также приглашенные эксперты: Леся Литвиненко, основатель образовательной платформы «Всеосвіта», Ирина Миньковская, соучредитель образовательного центра «Я и моя школа» и один из авторов Концепции реформы Новой украинской школы, и Ирина Пасько, кандидат филологических наук, аналитик медиаресурса «Новая Украинская Школа» и представительница ОО «Смарт образование».
В общей сложности премия имела шесть номинаций: «Несокрушимый учитель», «Инновационный учитель», «Учитель-наставник», «Результативный учитель», «Учитель-новатор» и номинацию «Звездный учитель» — главная награда премии «Утренние звезды». Лауреатов отметили денежным вознаграждением в 10 тысяч гривен (победитель номинации «Звездный учитель» — 25 тысяч гривен). Также жюри наградили спецнаградами некоторых полуфиналистов премии, которые получили по 1 000 или 5 000 гривен.
Премию планируют сделать ежегодной.