В каких условиях начнется отопительный сезон? Насколько готов город и частные компании к возможным блекаутам? Довольны ли родители школьников смешанной системой обучения и сколько детсадов откроют в Днепре осенью? Насколько этично в наше военное время громко и пафосно работать заведениям досуга и развлечений?
В эксклюзивном интервью с городским головой Борисом Филатовым журналисты «Наше Місто» затронули вопросы, наиболее волнующие днепрян.
— Во-первых, хочу отметить: город готов к отопительному сезону. В настоящее время (беседа состоялась в начале октября — прим.ред.) 98% оборудования проверили, провели инструментальное обследование. Я постоянно бываю на объектах теплоснабжения, чтобы убедиться в каком состоянии котельные.
Хотя иногда слышим от горожан: «Почему не включают отопление?»
Это немного удивляет. Во-первых, люди забывают, что в стране – война. Во-вторых, знаете, уже 9-й год, как я работаю городским головой, и слышу такие упреки постоянно. Однако в моем кабинете не установлен рубильник, чтобы включать отопление всему городу. Это можно сделать один раз, начать отопительный сезон и завершить его.
К тому же, у населения нашего города большая задолженность перед городскими предприятиями Теплоэнерго — более 1 млрд 200 млн. И люди не хотят платить.
А местное самоуправление компенсирует разницу в тарифах, ведь цены на энергоносители зашкаливают. На этот счет планирую встречи с Алексеем Чернышевым, руководителем НАК «Нафтогаз».
Согласно прогнозам погоды, на днях станет теплее. Мы все — Днепр, громада, страна в целом — заинтересованы начать отопительный сезон как можно позже. Надеюсь, что согласно нормативам, будем давать тепло в первых числах ноября.
— Как город готовится к возможным блекаутам? Какие прогнозы на зиму?
— Не могу знать ситуацию в масштабах всей страны. В то же время мы как громада существенно зависим от состояния дел в государстве, в энергосистеме в целом.
Кроме Бога и ПВО, никто не знает, как мы сможем пройти через возможные вражеские обстрелы и выстоять. Воздушные силы отмечают, что сейчас агрессор использует против Украины уже по 500 дронов в месяц – то есть, гораздо больше, чем раньше.
Впрочем, мы в Днепре готовимся. И очень серьезно. Мы не тратили время зря. Город приобрел многочисленные генераторы для коммунальных предприятий, в т.ч. — сверхмощные, по 1 МВт.
Я только что побывал в котельной, видел генераторы, позволяющие поддерживать работу системы отопления.
Кроме того, невозможно оборудовать каждый дом, котельную, садик генератором. Как невозможно весь миллионный город спрятать в Пункты незламности. Да, эти Пункты есть, они подготовлены. Однако, они обеспечивают только возможность прийти, согреться, выпить чая-кофе, зарядить смартфон и проч. Спрятать там всех жителей физически невозможно.
В общем, мы работаем над всеми этими вопросами вместе с Днепропетровской ОВА, частными поставщиками электричества и т.д. Занимаемся 24/7. Будем следить за развитием событий.
— Прошлой осенью-зимой частные компании — Центральная энергетическая компания, операторы мобильной связи — испытывали трудности, негативно отразившиеся на жителях города. Как эти компании подготовились сейчас, не будет ли повторение кризисных ситуаций?
— Сейчас на всех совещаниях частные компании докладывают руководству региона и государства, что хорошо подготовились. Впрочем, это частные компании. Так что, местное самоуправление и мэр их не контролируют.
В прошлом году городские власти Днепра серьезно помогали всем, кому могли. В том числе – и операторам мобильной связи. Мы поставили им генераторы, чтобы они обеспечивали людям связь.
Мы подставили свое плечо в сложный момент. Но постоянно это делать нельзя по правилам бюджетной дисциплины. Так что, хотелось бы, чтобы мы все вместе очень ответственно отнеслись к перспективе.
— В Днепре активно устанавливают бетонные укрытия, в том числе — на остановках транспорта. Насколько их стало больше, каковы дальнейшие планы?
— За последнее время количество мобильных укрытий в городе выросло вдвое.
Отмечу: мы отвечаем за укрытия, находящиеся на балансе громады Днепра. За ведомственные и укрытия предприятий силовых структур город не может нести ответственность, потому что они нам не принадлежат.
Хотя и здесь мы стараемся найти выход. К примеру, помогаем проводить ремонты убежищ, к примеру — в жилых домах, которыми руководит ОСМД.
— Силы противовоздушной обороны, защищающие небо Днепра и области, за последнее время стали мощнее?
– Да. И поверьте мне: как мэр города я знаю очень хорошо, насколько наша противовоздушная оборона стала сильнее.
К примеру, постоянно создаются мобильные группы, работающие, в частности, для уничтожения вражеских дронов типа «Шахед».
Город благодаря добросовестности налогоплательщиков постоянно помогает нашей ПВО. Передает технику, автомобили, снаряжение для этих мобильных групп. Так что, делаем все, чтобы помочь нашим защитникам защищать наше небо.
— Каковы итоги первого месяца занятий, когда школьники частично, но все же пошли в школы? Как городской голова оценивает это решение? Какие подводные камни?
— Статистика свидетельствует, что в настоящее время в Днепре 49% школьников занимаются по смешанной системе, 43% — дистанционно, 8% — в рамках других форм обучения (экстернат, патронаж и т.п.).
Мы долго общались с родителями, родительскими советами во время принятия этого сложного решения. Да, очень много недовольных. Впрочем, в наше время люди находятся в ситуации постоянного психоэмоционального взрыва. Настроение в обществе может изменяться с плюса на минус в течение недели.
У меня тоже нет полной уверенности в таком решении. Люди сначала спрашивают: «Когда откроют школы?» Вот мы их открыли.
Теперь спрашивают: «Почему не закрывают школы? Вот ведь в Харьков прилетело, Херсон бомбят…»
Люди не до конца понимают, что сейчас организация учебного процесса – это колоссальная проблема, это очень сложная логистика. К примеру, нужно было найти управленческое решение по питанию детей. Сменили подрядчика, нашли компанию, оказывающую услуги кейтеринга. Это вынужденное решение. Ведь при нынешней форме обучения очень трудно обеспечить, чтоб в школах работали повара, которые будут готовить для детей.
Да, в начале учебного года были сложности с организацией питания. Впрочем, компания-подрядчик исправляет ошибки, она находится в постоянном диалоге с родителями.
— Кстати, о работе детских садов?
— До конца месяца планируем открыть 20 садиков. До конца ноября будут работать 47 детсадов.
Да, есть вопросы, о том, как быть, когда звучат сигналы воздушной тревоги, как действовать в таких ситуациях. Поэтому будем разбираться и поступать в соответствии с ситуацией, чтобы обезопасить детей, воспитателей, работников. С целью организации образовательного процесса для дошкольников Днепра в 82 садах осуществляется обустройство простейших укрытий.
— Так совпало, что наше интервью проходит в годовщину страшной вражеской атаки. Осенью 2022-го Днепр потерял большое количество автобусов, обслуживавших важные маршруты. Как удалось выйти из этой критической ситуации?
– Это была серьезная трагедия. В результате вражеской атаки на АТП погибли люди. Были полностью разрушены более ста автобусов.
В то сложное время Днепру очень помогли Киев, Винница, а также наши иностранные города-партнеры – немецкий Кельн, японская Осака. С их помощью наши транспортники возродили муниципальные автобусы, запустили социально важные маршруты для днепрян, перевозящих пассажиров в самые отдаленные микрорайоны.
Хочу сказать слова благодарности днепровским предпринимателям. Очень помогли бизнесмены Александр Дитятковский (владелец мощной фармацевтической компании – ред.), Андрей Здесенко (владелец компании «Биосфера» – ред.).
Пока проблема решена. Будем надеяться, что такая трагедия не повторится. И потом, мы постоянно готовимся. Ведь никто не знает, куда эти подлецы могут ударить снова.
— Вы упомянули о городах-побратимах Днепра— как развиваются отношения с ними?
— Недавно провел мощные переговоры с властями Хельсинки, это столица Финляндии. Знаете, вобщем-то финны — люди серьезные, кое-где упрямые, с ними непросто найти общий язык. Впрочем, когда начинаешь дружить — это совсем другое. А когда мы встретимся, наработаем план совместных действий, поймем сроки реализации — выйдем на брифинг и поставим в известность громаду.
Также ведем переговоры с городом Вон — джу в Южной Корее. Корейцы – люди гостеприимные, с открытым сердцем. Если у тебя с ними найден общий язык — то лучших друзей не найдешь.
К примеру, японский город Осака – это триллионный бюджет. Это большой мощный мегаполис. Осака очень помогла нам техникой, предоставила автобусы и т.д.
— Днепр активно компенсирует потери владельцам жилья, которые пострадали от прилетов. Хватит ли ресурсов на следующий год?
— Есть программа, принятая горсоветом, согласно которой город выделяет деньги на компенсацию днепрянам за поврежденные дома. В рамках сметы на 2023 год средства еще есть.
Хочу сказать слова благодарности Сергею Лысаку, руководителю Днепропетровской ОВА. Ведь областные власти под его руководством после трагедии — вражеского удара по дому № 118 на Набережной Победы — предоставили городу почти 100 млн грнна выплату компенсаций владельцам разрушенных домов. Поэтому благодаря этому в городе еще осталось 28 млн грн на компенсации.
Когда я пришел к Сергею Петровичу с этим вопросом, то он сказал: «Оставьте на будущее». Впереди, к сожалению, еще могут быть проблемы, и эти деньги город сможет использовать на компенсации людям.
— Что касается ликвидации последствий вражеских ударов: какова будет дальнейшая судьба пострадавших зданий?
Относительно жилого дома №118 на Набережной Победы надеюсь, что в ближайшее время решим вопрос с отселением людей (из пострадавших частей здания). В настоящее время получаем в соответствующих инстанциях документы на разбор завалов и ликвидацию последствий.
В общем, это была муторная и неприятная процедура. При этом не снимаю ответственности с городских властей, отдельных ее представителей. Это (задержки в процедуре – прим. ред.) – одна из причин, почему господин Грицай покинул пост руководителя департамента жилищного хозяйства. Очень долго специалисты выбирали, каким образом можно производить демонтаж. Надеюсь, что к концу года приступим к работам.
— Как развиваются городские программы реабилитации и социализации ветеранов?
— Спасибо за актуальный вопрос. Разноплановая реабилитация и соответствующие программы – это просто жизненная необходимость. Ведь в результате агрессии, войны – травмированных, искалеченных людей становится все больше. Это большой крест, который нам нести еще долго.
В целом в Днепре медицинская сфера оказывает огромную помощь нашим раненым защитникам. Может, мы не часто рассказываем об этом, однако наши врачи делают не меньше, чем медицинские учреждения областного уровня.
Что касается реабилитации, то город не только планирует, а уже делает важные шаги в этом направлении. К примеру, наша 4-я городская больница, согласно отзывам экспертов, — лучшее реабилитационное учреждение в Украине. В значительной степени благодаря помощи Виктора Пинчука, за что ему — большая благодарность от города, громады и многочисленных пациентов. Большое значение имеет команда профессиональных врачей, работающая с людьми.
— Очевидно, город сейчас несет очень большую социальную нагрузку. Ведь только согласно официальным данным, в Днепре находятся более 180 тыс. ВПЛ. При этом, например, коммунальным предприятиям постоянно не хватает работников — водителей, механиков и других специалистов.
Можно отметить, что более 30 тыс. человек, приехавших в Днепр ранее, начиная с 2014-15 гг., уже трудоустроены. Впрочем, сейчас очень много переселенцев. И мужчины не работают официально, потому что не хотят становиться на учет в ТЦК, что необходимо сделать. Ведь муниципальные предприятия, в отличие от частных, могут взять мужчин на работу только официально, то есть с регистрацией в ТЦК.
Учет переселенцев ведется формализованными методиками. К примеру, сколько людей заключили договоры с семейными врачами, стали на учет в амбулаториях города и т.д. Или какое количество детей ВПЛ пришло в школу. Сколько получили пособие через коммунальные учреждения. То есть, это довольно формальная регистрация.
Например, семья из Константиновки приехала и зарегистрировалась в Днепре. Ребенок онлайн обучается в днепровской школе. Но потом семья едет в Полтаву, потому что там родители нашли работу. При этом они формально на учете в Днепре.
По этому поводу я уже отмечал чиновникам, главе Минреинтеграции Ирине Верещук, что нужно внедрять не только первичную, но и вторичную регистрацию ВПЛ.
— Как работает в Днепре релоцированный бизнес?
— В настоящее время в наш город релоцировались и начали работу заново 56 предприятий из нескольких соседних областей. Да, могло быть и больше, однако нередко компании перемещаются дальше на запад страны.
С релоцированными бизнесами работают, оказывают всю необходимую поддержку профильные специалисты городской рады, местные депутаты. Поэтому переехавшие в Днепр компании интегрируются в экономику города. Работают, платят налоги, дают работу и зарплату работникам.
Также, как уже отмечалось, постоянно помогаем переселенцам с трудоустройством. Сейчас при поддержке USAID городские власти Днепра готовят проект для ВПЛ, который поможет многим научиться, как начинать бизнес с нуля на новом месте.
— Кстати, о деньгах. Местное самоуправление ведет непростой диалог с центральной властью по «военному НДФЛ» (налог на доходы физлиц, уплачиваемый в местные бюджеты многочисленными военнослужащими — прим. ред.).
— Да, дискуссия по этому вопросу продолжается. Верховная Рада приняла законопроект в первом чтении. Надеюсь, что депутаты учтут интересы громад и самоуправления при рассмотрении его во втором чтении.
В целом есть несколько сценариев развития событий. В первом случае, нас может ждать минус 3,5 млрд. грн. в городском бюджете. Казна при этом может превратиться в своеобразную кассу для выплаты зарплаты: работникам социальной сферы, учителям, коммунальщикам… И при этом не будет никакой помощи военным, Силам обороны, никаких реконструкций, даже приобретения генераторов для нужд коммунальных предприятий.
Впрочем, уверен, что дело до этого сценария не дойдет. Мы проводили активную дискуссию между местным самоуправлением и центральной властью, в разных форматах, с участием городских голов, на заседаниях Ассоциации городов Украины. Было мощное обсуждение с депутатами ВР, с лидером монобольшинства в Раде Давидом Арахамией, с руководством Министерства финансов.
Рад, что смог перевести этот вопрос в цивилизованное русло. Ведь люди воспринимают всех нас и центральную власть, и местное самоуправление как единую государственную власть. Так что, выяснять отношения следует за закрытыми дверями, а в публичное пространство выносить сбалансированную позицию.
— Вернемся к общеукраинским скандалам. В медиа живо обсуждают очередной случай в столице, где определенные развлекательные заведения работают ночью во время комендантского часа. Эти случаи комментирует министр внутренних дел. В связи с этим — может, пора уже немного либерализовать режим комендантского часа?
– Знаете, у меня нет ответа. Это ведь вопрос морально-этического выбора. Понятно, что жизнь невозможно остановить в любом случае. Известный из истории факт, что даже в Варшавском гетто работали заведения питания, люди слушали музыку и т.д.
Что происходит вокруг различных развлекательных заведений— это вопрос нравственного выбора владельцев и посетителей.
К примеру, как мэр я не позволяю себе в это время ходить в рестораны. Честно скажу: горожане могут увидеть меня там только в одном случае, когда в Днепр прибывают послы иностранных государств. Есть такая неформальная, впрочем, обычная процедура — деловой обед. Так, например, мы с послом Франции или послом Германии посещаем заведение и продолжаем нашу рабочую встречу в таком формате.
В других случаях я не хожу в рестораны или тем более в бары. Люди увидят и скажут: «Наши ребята на фронте, а он сидит и сто грамм выпивает». Не посещаю такие заведения, это мой этический выбор, моя позиция.
В то же время жизнь остановить невозможно. Сфера питания и развлечений – это бизнес, налоги, вклад в экономику. Она работает, так же, как работают производства. Также как вопреки войне развивается строительство.
Фото: Валерий Кравченко