Петриковская роспись или "петриковка" – один из узнаваемых и известных в мире символов Украины. В 2013 году была внесена в реестр ЮНЕСКО как достояние мирового нематериального культурного наследия человечества.
О том, какова самобытная, не советизированная "петриковка", как сейчас артринок воспринимает народное искусство и в какой поддержке оно нуждается — в интервью Суспільному рассказала художница Галина Назаренко.
Как меняется петриковская роспись?
Лошадей в Петриковке рисовали всегда. Тогда какие краски были, - анилиновые, - а сейчас выбор на любой кошелек и на желание, что по цвету, что по использованию: это масляные, акрил или гуашь.
Все меняется, не стоит на месте, не может петрикивка остановиться на том, когда рисовали яичным желтком и красками из сока, когда сейчас все есть. Неизменным осталось только то, что рисуем кошачьей кисточкой — этому замены не нашли.
Как воспринимают петриковскую роспись за границей? Как сувенир или высокое искусство?
Петриковку знают. Но, к сожалению, как сувениры. Она недооценена и мы сейчас хотим доказать, что это высокое искусство, я верю, что это возможно. Сувенирка должна быть, мы ее нигде не денем, это и распространение информации о петриковке и рабочие места, и сохранение традиций, и труд художника. Но роспись должна развиваться и как высокое искусство.
Можем ли говорить о цене на такое искусство?
Это зависит от художника. Молодые, которые работающие в петриковке - нарисовали пару картин и уже хотят заработать. Здесь важно имя художницы или художника, мастерство и спрос. За свои работы могу сказать – от ста до полутора тысяч долларов. Дороже продать не удавалось. На хлеб петриковкой не зарабатываю. На хлеб тяжело этим искусством заработать, к сожалению.
Мне муж дает деньги и есть возможность купить полотно итальянское, краски, кисточки, они тоже очень дорогие. Я думаю, что придет время и будут государственные программы, направленные на поддержку петриковской росписи.
Кстати, перед полномасштабным российским вторжением начали строить современный музей петриковской росписи. Это супер! В Петриковке это неоднозначно восприняли, потому что на том месте убрали детскую площадку. На нем были скульптуры ужасные, как по мне, так я так рада что их убрали.
Если грамотно сделать подход - это может стать культурным центром для села и это надо понимать. Кстати, во время войны многие переселенцы здесь у нас. Петриковка, как я говорю, "зажужжала", "ожила", и как раз надо центры такие делать, потому что может с такого малого выйдет и то большое искусство, тем более, что в наше время онлайн все. Онлайн выставки можно на весь мир показывать. Но опять-таки нужен современный подход. Я надеюсь, что так и будет.
Зачем нам сейчас Петриковская роспись? Какой она должна быть в Украине и мире?
Во-первых, она отражает настоящую украинскую душу. Какие мы яркие, веселые, в каждой картине нет негатива, только позитив: к счастью, к любви, о детишках, об урожае. Даже если берем старые рисовки художников, черного цвета тогда не было.
Расскажите о том, как пытались эту самобытность нивелировать в советское время. Как русифицировали петриковку?
Черный фон. Черный фон не присущ петриковской росписи. Петриковка - это белые стены дома, как фон для росписи, и сундуки - темно-зеленые, охристые, вишневые. А черное взялось от хохломы. И моя гипотеза – это как раз тот шанс, что нас не уничтожили, что мы немного обрусели тем черным фоном и выжили. Но сейчас он так въелся, и как этого не понимают, что не должно быть черного, его можно заменить темно-зеленым, темно-синим, темно-вишневым и он будет благородным.
Какая цель была, когда хотели обрусеть петриковку?
Тогда только выжить хотели. Потому что в каждом регионе были росписи – их почти повсюду уничтожили. Но не удалось нашу роспись уничтожить. На каждом этапе был кто-то талантливый, кто помогал развиваться дальше. В экспериментальном цехе для художников был запрет — черный фон это Россия, не присущая петриковке и мы на нем не рисовали. А на фабрике "Дружба" в советское время на черном рисовали. Эти изделия тогда экспортировали в 25 стран мира и это еще валюту приносило.
Идет ли сейчас передача традиций петриковки? Интересуются новые мастера?
Здесь двоякое отношение. Те, что за пределами Петриковки их сразу видно, это исключения, когда человек с Петриковкой не связан и сразу будет супер. Они немного порисовали и уже считают, что они художники, то, что они так себя ценят, может и хорошо, может и мы так себя начнем ценить, но мастерство? Я вот например, до сих пор чему-то учусь, что-то думаю, художник должен всю жизнь находиться в поиске.
После начала полномасштабной войны возникали такие проекты?
Я практически не рисую после 24 февраля прошлого года, но у меня были наработки, знаете, как раскраски. Я просто их распечатывала, раздавала людям и говорила: рисуйте, рисуйте, рисуйте. Там была основная тема ангелочки, моя любимая. Мне и самой грустно, что я не рисую, но надеюсь, когда закончится война, мы какой-то крутой проект сделаем.
В этот год не знаю, как оно будет, но уже один японский университет хочет провести лекцию, уже списывались со мной. Задавали мне вопрос: какая разница между хохломой и петриковской росписью. Есть гипотеза, что хохлома пошла от петриковки, если берем исторически, то Украина такие корни имеет, что хохломе и не снилось. Даже роспись берем, это то, что исследовалось - в трипольской культуре уже была роспись.
Взять самых известных украинских художественных кураторов — они не возьмутся за петриковку, потому что на этом не заработаешь. Она не вписывается в современный артринок, а мы это делаем потихоньку.
Мечта такая есть — в это время все заговорили о петриковке, может это и есть наш шанс для возрождения украинской культуры. Раньше ее затирали, делали из нас манкуртов, чтобы мы не знали ничего, но несмотря ни на что, где-то на подсознании по частицам все равно сохранилась наша украинская культура и теперь мы будем показывать ее на весь мир громко.