В ближайшее время в Днепре будут монтироваться новый виды наземных укрытий. А возле уже установленных появятся туалеты.
В Днепре возле остановок общественного транспорта возводят 28 бетонных укрытий, в которых горожане могут защититься от вражеских атак с воздуха. По какому принципу выбирали остановки? Почему именно эти, а не соседние? Как укрытия распределяются в целом по районам города? На эти вопросы ответил глава штаба Совета обороны Днепра Геннадий Корбан.
– Во-первых, еще месяц назад на заседание Общественного совета города Днепра было вынесено и рассмотрено несколько проектов подобных наземных укрытий.
То, что Вы видите – это один вид наземных укрытий. В ближайшее время будут монтироваться другие виды наземных укрытий, других форм. Действительно, было утверждено несколько типовых проектов наземных укрытий, и было предложено горсовету провести тендеры и заказать подобные укрытия у тех, кто их производит.
Кроме того, долго очень спорили по поводу мест, где можно размещать эти укрытия. Конечно, в первую очередь интересовали места большого скопления людей.
Большое скопление людей, в основном, происходит на крупных транспортных узлах в центре города и больших транспортных узлах в микрорайонах, где происходят разные пересадки людей с одного вида общественного транспорта на другой.
Также были рассмотрены общественные места, где люди гуляют – это парки, набережные, чтобы люди при звуке тревоги могли быстрее найти и спрятаться в подобные помещения.
Поэтому 28 таких укрытий, которые ставятся – это, будем так говорить, первый пул, который уже разыгран и заказан на тендерах. И они будут монтироваться в общественных местах, именно в местах скопления людей, где наибольшие риски, что люди могут пострадать.
Но это только первая часть того, что мы видим. Поскольку будут строиться укрытия также возле детских садов, школ, и впоследствии, возможно, в больших дворах, где много проживает людей, именно там, где многоэтажная застройка и не хватает убежищ, укрытий. Поэтому принято решение, что такие укрытия могут быть поставлены во дворах этих домов для того, чтобы люди могли спуститься и скрыться в этих помещениях, в этих укрытиях.
Эта работа только началась. Я думаю, что люди заметят ее со временем. И эта работа будет продолжаться до тех пор, пока не пройдет опасность, угрожающая нашим людям.
– Почему они такой необычной формы, эти укрытия? Что внутри планируется? И от чего они могут защитить?
– Да, действительно, эти укрытия разрабатывались на базе укрытий, которые мы делали на линиях обороны как оборонительные сооружения. Но там они больше, я бы сказал, более грубые. А тут постарались все-таки какие-нибудь более-менее приятные глазу формы дать. Хотя, безусловно, подобные постройки настолько грубы, что они не радуют глаз людей.
Но сейчас я лично обратился к главному архитектору и главному художнику города для того, чтобы они привлекли молодых людей, которые смогут эти сооружения немного облагородить и сделать какой-то стрит-арт, какое-нибудь граффити для того, чтобы они хоть немного радовали глаз.
Что касается удобств внутри: рядом с этими укрытиями будут поставлены туалеты, биотуалеты. Потому что мы знаем, что иногда тревоги длятся и час, и два, и четыре часа. Конечно, у людей есть естественные потребности, которые они должны удовлетворять. Поэтому будут поставлены биотуалеты рядом с укрытием.
Внутри укрытия будут обрабатываться деревянным рельсом. Будут обустроены места для сидения, для того чтобы человек мог переждать тревогу в более комфортных условиях.
Но мы должны понимать, что абсолютно комфортными эти укрытия сделать невозможно. Поэтому всячески стараемся, но хотя бы так это сохраняет жизнь людей.
Что касается безопасности этих укрытий: они сертифицированы, испытаны вплоть до прямых попаданий. Конечно же, если будет прямое попадание ракеты, возможно, оно будет частично разрушено, это укрытие, но в любом случае это сохранит жизнь людей.
Поэтому я надеюсь, что это поможет и немного успокоит людей, и придаст им уверенности в безопасности в те моменты, когда звучит воздушная тревога.
– Потребность в них огромная. Вы же понимаете, что многие советские бомбоубежища непригодны к эксплуатации, многих вообще не существует, они существуют только на бумаге. Потому мне даже сложно сказать какая потребность. С учетом того, что наш город занимает 400 квадратных километров, и мы один из самых больших городов, возможно, на планете, поэтому потребность в таких укрытиях очень велика. Трудно сказать, сколько. Пока будем заказывать, чтобы хотя бы обезопасить общественные места.
Далее перейдем в садики и школы. Далее перейдем в многоквартирные дома, большие дворы, где можно будет ставить такие укрытия для того, чтобы люди тоже имели возможность спрятаться альтернативно в таких домах.
Потребность большая, мне сложно назвать цифру, потому что город растянут, у нас огромные микрорайоны. Вы понимаете, что мы знаем, что ракета может прилететь в любое место, а бомбоубежищ – их просто нет. Я уже не говорю сейчас о частном секторе — там вообще не существует никаких бомбоубежищ.
Поэтому нужно делать то, что мы можем делать, и мы это делаем.