Борис Романов – художник, график, мастер экслибриса из Северодонецка, работы которого знают во всем мире. С началом полномасштабного вторжения РФ художник вместе с женой уехали в Днепр, оставив мастерскую, художественные произведения и инструменты.
Как и благодаря кому удалось эвакуировать ценную коллекцию экслибрисов, художник рассказал Суспільному.
Борис Романов говорит: в Днепр с женой приехали 28 марта, взяв только один маленький рюкзак. В Северодонецке осталось все: квартира, вещи, все работы.
"Надо было ехать раньше, но жена колебалась. Но мне было понятно, что будет. Обстрелы были постоянными, по часам: с семи вечера начинают, тогда стихает, потом в семь утра снова", — говорит художник.
Обстреливали поначалу новые районы, рассказывает мужчина. Затем разбомбили Ледовый дворец, возле которого неподалеку и жил художник.
Волонтер, который помог вывезти хоть часть экслибрисов — Ариф Багиров, который занимается сохранением культурных ценностей.
"Мы оставили ключи от квартиры, сказали где и что взять. Он зашел, собрал в небольшой пакетик и вывез велосипедом по Бахумутскому пути. В пакетике — экслибрисы, они небольшие, напечатанные в формате открытки, но их много. Я еще попросил акварельные краски и несколько кистей, чтобы здесь рисовать", - рассказывает Борис Романов.
Вывозимые из-под обстрелов работы мастер представил на выставке в Днепре, на открытии которой был и Ариф.
"Дома у меня была большая комната, которая служила и за мастерскую. Печатный маленький пресс, возможность работать за столом, штихель, резцы для гравюры, увеличительное стекло, принадлежности полностью все, что мне нужно там было. Какова его судьба сейчас? Я не знаю… ", - говорит художник.
В Днепре художник вместе с супругой помогают плести маскировочные сетки в одном из волонтерских объединений.
"Утром, когда уже так не спится, как в молодые годы, то я встаю и успеваю порисовать акварели. Но основная ветвь моего творчества - это малая графика: гравюра, экслибрис. Этому я посвятил свою творческую жизнь до войны", - говорит Борис Романов.
В экслибрисе, по его мнению, должна быть какая-то "изюминка". Это не просто какое-нибудь изображение. Там должно быть что-то заложено, как в ребусе, чтобы человек сам что-то увидел, что-то разгадал.