Сегодня, 14 июня, свои юбилейные даты отмечают Центр православной культуры Днепра «Лествица» и ее создатель и руководитель, протоиерей Игорь Собко.
… Автору этих строк повезло быть знакомым с отцом Игорем и «Лествицей» практически все эти 25 лет. Об их проектах и начинаниях ранее неоднократно рассказывал Городской сайт.
О воскресной школе «Лествицы», которая за четверть века нравственно и духовно воспитала сотни юных горожан.
О самом Центре православной культуры, работающем на улице Шевченко, 23, при котором для всех желающих открыта прекрасная библиотека с уникальным фондом книг.
О телестудии «Лествица», которой созданы сотни интереснейших программ и фильмов, завоевавших десятки высших наград на всеукраинских и международных конкурсах.
О музыкально-культурологическом проекте «Место встречи – Остров классики», в рамках которого ценители прекрасной музыки могли бесплатно наслаждаться мастерством исполнителей самых разных жанров.
О ставшем явлением в масштабе всей Украины Международном кинофестивале «Киноассамблея на Днепре», на котором свои фильмы представляли известнейшие режиссеры и актеры десятков стран мира.
А также – о многих других проектах, о которых с теплотой в сердце и благодарностью в памяти вспоминают все те тысячи людей, которым повезло встретиться с отцом Игорем и его центром.
Но сегодня излишне углубляться в эти темы мы не станем. А поговорим с отцом Игорем о жизни и непростых выборах в ней.
… Происходя из семьи во всех смыслах нравственной и духовной, он с детства мечтал не о священническом призвании, а о музыке. Оркестровый, сессионный, сольный джазовый музыкант. Лауреат международных джазовых фестивалей в Пасвалисе, Москве, Перми, Днепропетровске и в Дании.
Работа с известной звездой Советского Союза Софией Ротару, для джазового человека Игоря Собко и его друзей, скорее всего, была вынужденной необходимостью и способом выживания в начале 1990-ых. Со знаменитой певицей на гастролях он проработал не очень долго, потому что молодой музыкант видел свою индивидуальность и неповторимость в исполнению собственных пьес, - джазовым языком, но в славянском мелосе. Спустя несколько лет в Свято-Троицком кафедральном соборе города Днепропетровска его уже будут называть «отец» и брать благословение, а он создаст Центр Православной культуры «Лествица».
В день, когда «лествичники» отмечают 25-летие, а духовный наставник центра - юбилей 60-летия, заслуженный работник культуры Украины, протоиерей Свято-Троицкого собора Днепра Игорь Собко дал эксклюзивное интервью Городскому сайту.
- Отец Игорь, 25 лет вы с «Лествицей», каждый юбилей обычно подводят итоги.
- 25 лет, на самом деле, это не мало, можно сказать, - почти половина моей жизни. Подводить итоги - это не моё дело. Скорей всего, это могут сделать люди, те, которые получили пользу от наших скромных трудов. Моё дело и дело сотрудников «Лествицы» - работать на качественный и душеполезный результат. Я как-то говорил, что своим творчеством, миссионерской работой мы стараемся заполнить пустующие ниши, пространство в культурной, образовательной, просветительной жизни города и не только. Поэтому мы изначально начали воплощать в жизнь то, чего не было в нашем пространстве, то в чём нуждались люди, и православная общность людей.
Все проекты «Лествицы» - это не плагиат, это авторские наработки всего творческого коллектива нашего братства.
- Вы могли бы кратко вспомнить о ваших проектах?
- Вдаваться в подробности этих проектов я не буду, но перечислить, напомнить можно, даже по хронологии.
Детская богословская школа для детей, сейчас, учитывая особенности нашего времени, называется «Обучение в движении», такая себе живая школа, не стоящая на месте. Православная библиотека работает в реальном времени и в интернет пространстве. Это, на мой взгляд, неплохой интернет-портал lestvitsa.dp.ua - я называю его виртуальный клуб для молодёжи, весь он заполнен нашими авторскими проектами. Детская телевизионная программа "В гостях у Дуняши", в эфире она с 2003 года. Культурное обозрение "Седмица", музыкальный проект "Остров классики", кинематографический проект "Международная Киноассамблея на Днепре" и другие проекты.
Всё это приятно рассказывать, но если бы у нас в "Лествице" не было Божьих людей, благодетелей и меценатов, то об этом бы мне не пришлось говорить. Спасибо им большое за жертвенное служение в видимые, а потом становящиеся невидимые проекты (их пощупать же невозможно), но которые благотворно действуют на ум и на невидимую душу. Быть меценатом и благодетелем в миссионерском и просветительском деле, на мой взгляд, - это особое призвание и дар Божий.
- От такой загрузки вы устаёте? Где силы и время берёте? Вы уже вот почти 29 лет являетесь священником Свято Троицкого кафедрального собора.
- Начнем с последнего вашего вопроса. Силы и вдохновение черпаем, неся службу у престола Божия, через молитву подаётся укрепляющая особая благодать Божья. Немаловажна поддержка и благословение нашего родного отца, замечательного человека митрополита Иринея. Владыка по жизни святой человек, он не просто администратор, молитвенник и духовник, у него хорошая интуиция на то, что надо нашему обществу и на то, что будет полезно для его души. Митрополит Ириней к «Лествице» и её миссионерскому служению имеет прямое отношение.
Устаю ли я от занятости?.. Наверное, нет, потому что это моя стихия, моя жизнь, мой адреналин, моя потребность, и делаю всё это не по принуждению, а потому что не вижу другого пути в своей жизни.
- Наверное, все ваши дарования заложены с детства? Вам 14 июня 60 лет, расскажите немного о себе, о детстве.
— Я родился на Западной Украине в семье умеренно верующих людей. С детства учили молиться, особенно бабушка и тётя. Поэтому с молитвой «Отче наш» я, как и мои сверстники, возрастал. Помню, что когда был Великий пост, родные уговаривали, что в это время молитвы желательно читать, становясь на коленки. Разумеется, что для не спокойного пацана, да еще и в юные годы это казалось чуть ли не подвигом. Я учился в музыкальной школе по классу баяна и трубы, бабушка всегда просила, чтобы я дома в пост не играл, а так как я её очень любил, то всё приходилось исполнять.
Вот это ненавязчивое религиозное воспитание отпечаталось в душе на всю жизнь. После окончания луцкого культпросвет училища в 1980 поступил в Днепропетровский металлургический институт им. Брежнева, потому что там был замечательный профессиональный духовой оркестр Народного звания, которому был нужен «первый трубач». Жил я в общежитии, и чтоб никого из насельников комнаты не смущать, укрывался с головой одеялом, и ежедневно читал молитву, которую помнил с детства, - «Отче наш».
- А когда и где состоялся профессиональный музыкальный дебют?
- На первом курсе учёбы в институте меня пригласили работать в оркестр Днепропетровского украинского музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко, а также в джазовый оркестр под управлением Юрия Пивака. Разумеется, что после окончания, так сказать, «металлургической консерватории» я продолжил свою жизнь с тем, что я любил и о чем мечтал, - с музыкой. Работая в филармониях Ивано-Франковска, Донецка, Днепропетровска и в Москве, потихоньку (может, даже и вынужденно) начал писать свою музыку. По жизни мне очень повезло, потому что играл в квартете, потом трио, затем в дуэте с известным джазовым гитаристом Александром Любченко, его по сей день называют «народный гитарист Украины».
Удивительно, но мне встречались такие священники, которые не всегда положительно отзываются о том, чем они занимались до рукоположения, но я очень благодарен именно музыке и композиторскому навыку. Потому что в написании музыки для меня главной мотивацией был человек. Что он переживает, чувствует, созерцание реальной красоты мира и не только, - вот это и подвигло меня к осознанной потребности присутствия Бога в моей личной жизни.
- Интересно - а как священство пришло к вам, или вы к нему?
— Мы ничего сами не решаем. Есть Божий промысел о каждом человеке, главное - своевременно отреагировать на этот зов. В 1990-ые начал посещать храм, регент хора увидела молодого, длинноволосого, с маленькой бородкой богоискателя и предложила петь и читать на клиросе в нашем Свято-Троицком кафедральном соборе. Вот тут и начались качели - стараться совмещать и музыку, и гастроли, и церковное послушание. Начал чувствовать, что пришло время всё-таки определяться. Двойная жизнь не по душе, это не мой характер, ходить в храм петь-читать, и в то же время ездить на концерты.
Как-то стало получатся так, что гастроли всё время нам предлагали в пост — то в Великий, то в Рождественский. И я однажды говорю: «Афиши больше не делаем в пост. Я играть точно не буду. Потому что я не могу. Великий пост, Христос страждет, совершенно другая атмосфера и настроение, а тут ты вышел на сцену, аплодисменты, крики браво.... Начал чувствовать свою неискренность и лукавство».
Мне в храме становилось всё комфортней и приятней. Вообще нравилась и поражала драматургия и режиссура богослужения. Ведь там всё настолько символически и творчески правильно, что я просто восхищался.
Однажды зимой я приехал на фестиваль в город Орёл и пошёл в кафедральный собор на службу. После всенощной местный владыка Паисий (Самчук) всех благословлял. Людей было немного, и когда подошла моя очередь, он спросил: «Откуда раб Божий будет?». Я испугался, потому что так близко с архиереем никогда не общался.
«Батюшка?» - спрашивает владыка Паисий. Я говорю: «Нет, я музыкант», а он отвечает: «Из вас бы хороший батюшка получился… Семья, дети есть?». Отвечаю, что да. А он предлагает переехать в Орел…
А я ведь, пока в поезде ехал на фестиваль, всё только об этом и думал: как мне жизнь связать с Церковью, многое же не знал. Меня предложение просто ошарашило, мурашки по телу пошли. Говорю: «Я не могу на такой вопрос ответить. Я даже не знаю, владыка». И он предлагает: «Давайте так: вы прийдете ко мне в понедельник, и мы с вами потолкуем». А у меня в воскресенье концерт и мы сразу уезжаем, уже и билеты есть. «Ну что ж, будете в Орле — милости прошу. Заходите к нам», — сказал он на прощанье.
После этого разговора в моей жизни всё начало меняться. Я написал отцу Иоанну Крестьянкину письмо о своих терзаниях, о том, что, мол, начал понимать службу, немножко устав, могу петь и так далее. Он ответил: «Это не самое главное. Главное в жизни — овладеть духом христианской в жизни. И Господь без Вашего участия Сам всё устроит».
Так оно и получилось. В 1993 году владыка преосвященнейший епископ Кронид (Мищенко) рукоположил меня в диаконы, а 5 августа, на Почаевскую икону, - в священство, и мои внутренние терзания закончились.
- Какие у вас есть соображения о будущем "Лествицы"? Какие планы?
- Очень хотелось бы быть востребованным с "Лествицей" ещё хотя бы 25 лет!
Была такая себе песенка, которую многие знают: «Время мчится, наши меняя лица, время мчится, мы выбираем путь» (я, так понимаю, что автор теста имел ввиду Христа). Будем молиться и трудиться настолько, насколько Бог даст сил. Вы можете спросить меня, есть ли новые идеи, творческие решения, - да, есть. Будем ли воплощать их в жизнь, - если Бог управит, то да! Понимаю, что для решения и достижения хороших результатов, всем нам необходимо благоприятное время, чтоб в обществе и стране нашей был мир, согласие, единство, стабильность, победа, немаловажно и одержать победу над собой. Если каждый человек будет бороть в себе ветхого человека, побеждать страсти, греховные привычки, искоренять из своего сердца гнев, злобу, ненависть, то не только в стране нашей, но всём мире будет "тишь да гладь и Божья благодать".
- Спасибо вам, отец Игорь, за самоотверженный труд на этой ниве искоренения зла и за это общение! Пусть Господь и впредь помогает вам на этом пути и пусть сбудутся все ваши планы и мечты! Мира, здоровья, счастья вам и «Лествице»!
Фото из архива Игоря Собко.