Сегодня свое 120-летие отмечает предшественник Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого.
Городской сайт продолжает раскрывать тайны и малоизвестные страницы истории нашего города.
18 мая – Международный День музеев. А 6 мая (по старому стилю), то есть 19 мая исполняется 120 лет со дня основания Музея имени Поля, который стал основой Днепропетровского национального исторического музея имени Д. Яворницкого.
К этой юбилейной дате Городской сайт предлагает специальный рассказ о подробностях рождения и становления нашего главного музея.
Почему у исторического музея две даты основания? Как и когда возник Музей имени Поля? Какие известные организации и личности стояли у истоков музея? Как изменялись концепции строительства Музея в екатеринославский период? Почему здание Музея построили посредине Соборной площади?
Об этом расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д. И. Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Современный Днепропетровский национальный исторический музей имени Д.И. Яворницкого имеет две даты основания, - рассказывает Максим Кавун. - И, как это ни странно, обе даты справедливы с разных точек зрения. Официально музей ведет свою историю с 1849 года, когда в Екатеринославе был основан «Общественный музеум». Музей был создан усилиями двух личностей – губернатора Андрея Яковлевича Фабра и директора училищ Якова Дмитриевича Грахова. Музей просуществовал минимум до 1860 года.
К сожалению, затем Музеум прекратил свое существование (из-за отсутствия интереса властей и недостатка финансирования). Его коллекция была передана в здание мужской классической гимназии (ныне площадь Соборная, 2). Оттуда она уже в начале XX века поступила в Музей Поля, ныне имени Яворницкого. То есть, если исходить из принципа идеи музея и из принципа преемственности коллекций, то дата 1849 год абсолютно верна.
Второй датой основания Музея можно с полным правом считать 1902 год – основание Музея имени Поля. Эта дата важна в институциональном плане. Дело в том, что идея о создании музея в городе стала претворяться в реальность только на рубеже XIX – XX веков.
В это время в Екатеринославе создается первый вуз города – Екатеринославское высшее горное училище (ныне Национальный технический университет «Днепровская политехника»). Он был основан в 1899 году и стал средоточием научно-технической интеллигенции и опорным культурным центром. В 1901 году на базе Горного училища создается первый орган научной общественности Екатеринослава – Екатеринославское научное общество (ЕНО). Его полузабытую историю Городской сайт подробно освещал в специальном очерке. Именно общество стало фактической колыбелью музея.
26 октября (9 ноября) 1900 года Бахмутская уездная земская управа, а также Екатеринославский губернатор Федор Келлер обратились в Губернскую земскую управу с ходатайством об увековечении памяти А.Н. Поля и создании музея его имени. То есть, уже изначально Музей должен был носить имя Александра Поля и стать символическим памятником этой выдающейся личности.
7 (20) декабря 1900 года Екатеринославское губернское земское собрание приняло постановление о выделении 5 тысяч рублей на устройство Музея имени А.Н. Поля. Изначально он должен был располагаться при Высшем горном училище.
Идея музея прошла дальнейшую «обкатку» внутри Екатеринославского Научного Общества, основанного в 1901 году в составе 143 членов. Первым председателем правления Общества был избран профессор, выдающийся ученый-химик и общественный деятель В.В. Курилов. Научное общество многие годы курировало научные исследования в Екатеринославе.
Характерно, что первый доклад, прочитанный 19 мая (1 июня) 1901 года на заседании Научного Общества – доклад профессора В.В. Курилова «Об основании Научным Обществом в Екатеринославе Ботанического сада с музеями естественно-историческим и археологическим». Была высказана идея об основании Ботанического сада с двумя музеями – естественно-исторического и археологического профиля. Да-да, изначально планировался именно Ботсад с двумя музеями…
Где же планировалось расположить такой интересный комплекс?
В докладе профессора Курилова предлагалось для этой цели отдать часть Потемкинского сада и дворца (ныне парк имени Шевченко и Дворец культуры студентов). Именно во дворце в 1849 году был основан первый Общественный Музеум в Екатеринославе, от которого ведет отсчет современный исторический музей имени Д.И. Яворницкого.
Вскоре, пройдя ряд обсуждений, идея Музея существенно видоизменилась. Идея музеев, сначала двоих, а затем единого, нашла широкую поддержку, как бы сейчас сказали, депутатского корпуса.
11 (24) декабря 1901 года Губернское земское собрание – официальный представительский орган губернии – постановило основать в Екатеринославе музей при научном обществе, назвав его именем А.Н. Поля. То есть музей, будучи, по сути, общественным проектом, на данном этапе получил соответствующую государственную поддержку. 12 декабря 1901 года Екатеринославское научное общество поручило правлению сделать все необходимое для создания музея.
Наконец, 6 (19) мая 1902 года в здании Екатеринославского Коммерческого училища был открыт Областной музей имени А.Н. Поля. Открыта была, скажем так, пилотная экспозиция. В музее изначально было три отдела – археологический, нумизматический и естественно-исторический. Музей образовали как единую структуру, именно краеведческого характера, но на первых порах он продолжал подчиняться Екатеринославскому научному обществу.
Музей сумел получить неплохое финансирование для становления и развития. В декабре 1902 года, по подсчетам Научного общества, на содержание музея требовалась сумма 2200 рублей, на то время было собрано всего 900 рублей. Эти деньги выделило местное дворянство и уездные земства. Губернская земская управа постановила ежегодно выделять на содержание музея 1500 рублей.
В том же 1902 году на должность директора Музея Поля был приглашен известный специалист по истории запорожского казачества (на тот момент работавший в Московском университете) Дмитрий Иванович Яворницкий. Дмитрий Иванович переехал в Екатеринослав, в Приднепровье, где и остался на всю жизнь. Он руководил музеем рекордный срок – до 1933 года.
Этот выбор тогдашних властей губернии и правления Научного общества был на редкость удачным. Именно личность Дмитрия Яворницкого – его профессиональная специализация, убеждения, характер – определили успех Музея на целые десятилетия.
Дмитрий Яворницкий отстаивал принципиально иную концепцию развития Музея Поля, нежели это планировалось изначально в недрах Научного Общества. Он был сторонником именно исторического, а не краеведческого музея, а основные усилия сосредоточил на формировании коллекций по трем направлениям: запорожские древности, культовые предметы и археологические коллекции.
В дальнейшем именно такая позиция Дмитрия Яворницкого привела к продолжительному конфликту с Венедиктом Куриловым, который, по сути, стоял у истоков создания музея и считал себя его отцом-основателем. Конфликт приобрел профессиональный и личный характер. Ученые обменивались довольно колкими обвинениями в переписке и в личных беседах. Все это довольно активно обсуждалось в кругах элиты Екатеринослава.
В 1908 году профессор Курилов уехал на постоянное место жительство из Екатеринослава в Воронеж, где в дальнейшем сделал прекрасную научную карьеру. Так история рассудила конфликт двух выдающихся профессионалов. Сегодня, спустя столетие после тех событий, можно только воздать хвалу обоим ученым за создание прекрасного Музея. Главное, что он состоялся как культурный очаг.
Интересно, что в научной библиотеке Днепропетровского национального исторического музея имени Д.И. Яворницкого сохранились Устав и несколько годовых отчетов Екатеринославского Научного Общества. Интересно, что на экземпляре Устава есть автограф Дмитрия Яворницкого, это издание принадлежало лично ему.
Где же расположили Музей в Екатеринославе?
Как уже говорилось, на первых порах он располагался в здании Коммерческого училища. Однако всем было очевидна необходимость сооружения собственного здания.
В 1904–1905 гг. на Соборной площади и одновременно на красной линии Екатерининского проспекта, на одной оси с Преображенским собором, появилось здание Музея имени Поля. Строительство здания музея взяло на себя Екатеринославское губернское земство, по инициативе председателя Губернской земской управы М.В. Родзянко.
Городская Дума бесплатно выделила земельный участок для музея на Соборной площади. Здесь кроется интересная интрига. Почему землю для музея выделили именно в центре незастроенной тогда Соборной площади, на красной линии проспекта? По-видимому, это объясняется общей экономической ситуацией и дефицитом земли в индустриальном Екатеринославе.
В нашем городе тогда для музея попросту не хватило места. Поэтому здание музея пришлось расположить посредине Соборной площади. Однако на тот момент это было градостроительным нонсенсом, поскольку площадь планировалась по типу Марсова поля, то есть совершенно открытой. Сегодня нам кажется привычным такое расположение, однако на 1905 год это была самая настоящая архитектурная провокация.
В 1903 году, когда было уже решено строить Музей на площади, Екатеринославское научное общество, в лице его председателя В.В. Курилова, отстаивало свою идею Музея – как целостного комплекса. Общество обратилось к городским властям с просьбой выделить в его распоряжение Екатерининский сквер и прилегающие участки площади.
Дело в том, что сначала Музей Поля должен был стать не только историческим, а краеведческим, в том числе должен был включать большой отдел местной флоры и фауны. Научное общество предложило свой проект – не только строительство корпуса Музея, но и «дендрологический сад» при нем. Сад на Соборной площади возле корпуса Музея Поля, имел целью дополнять и продолжать экспозицию музея.
Комиссия Екатеринославского научного общества под председательством профессора В.В. Курилова разработала проект обустройства дендрологического сада на Соборной площади. Планировалось благоустроить земельный участок площадью 2,5 десятины (около 2,75 гектаров). Ставилась задача «чтоб общий вид здания музея не был закрыт зеленью».
Вокруг музея предусматривалось создать открытую площадку радиусом 22 сажени (около 47 метров) и создать здесь «цветники ковровых и цветущих растений». Музей и памятник Екатерине II должна была соединить аллея шириной около 4 сажени (около 8,5 метров). Авторы проекта сада предлагали создать также особую оранжерею с теплицей и рассадником. На плане сада также отмечен аквариум.
Согласно проекту, на устройство сада необходимо было 5600 саженцев различных пород. Украшением сада должны были стать 40 пирамидальных тополей. Общая смета на создание дендрологического сада составила 2500 рублей.
26 января 1904 года вопрос о создании на Соборной площади дендрологического сада наконец был обсужден на заседании Городской Думы. Отдельные гласные (то есть, депутаты) Думы высказывали мнение, что «устройство такого сада несомненно принесло бы пользу и самому городу».
Их оппоненты, наоборот, доказывали, что
«с одной стороны, почва в этой местности для разведения какого-бы то ни было сада крайне неблагоприятна и посему попытка общества развести дендрологический сад не увенчается успехом, а с другой – каждая сажень, каждый аршин земли на Соборной площади имеет громадную ценность и по сему отчуждать ее научному обществу на какие-то мало вероятные и неосуществимые опыты было бы крайне непрактично».
Екатеринославская городская Дума большинством голосов против восьми отклонила инициативу основания дендрологического сада в Екатеринославе на Соборной площади. Этот проект потерпел поражение и не был реализован.
Строительство здания Музея Поля на Соборной площади началось весной 1903 года и завершилось в августе 1905 года. Проект здания музея разработала комиссия в составе М.В. Родзянко, архитектора Г.И. Панафутина, М.Д. Залесского и профессора В.В. Курилова. Его утвердило 38-е Губернское земское собрание осенью 1902 года.
14 (27) августа 1905 года состоялось торжественное освящение здания Музея. Надзор за строительством осуществляли гражданский инженер и архитектор Г.И. Панафутин и архитектор И.К. Сандецкий. О жизни архитектора Георгия Панафутина отдельно рассказывал Городской сайт.
Первый корпус исторического музея – небольшое прямоугольное здание в неоклассическом стиле, с элементами эклектики и очень богатым декором. Здание екатеринославского музея получило равнозначные по оформлению и обработке фасады в «античном» стиле, рассчитанные на круговое обозрение.
Почти сразу после открытия музея его директор Д.И. Яворницкий устроил возле здания экспозицию каменной скульптуры («каменных баб»). Неоклассическое здание музея довольно своеобразно выглядело в окружении «каменных баб» посередине тогда еще пустого пространства Соборной площади.
Строительство первого корпуса музея в 1905 г. начало процесс отделения Соборной площади от красной линии Екатерининского проспекта. Этот процесс продолжился возведением второго корпуса музея и завершился лишь накануне Второй Мировой войны постройкой нынешней средней школы № 23.
Уже за несколько первых лет существования Музей Поля стал одним из главных культурных центров города Екатеринослава. Однако Д.И. Яворницкому удалось сделать еще один шаг: не только организовать Музей как центр собирания экспонатов и популяризации истории края, а превратить его в центр украинского национального возрождения. Здесь были собраны уникальные коллекции артефактов истории запорожского казачества, предметов военной истории, религиозного культа.
Значение Музея Поля высоко оценили современники, в том числе деятели украинского движения, посещавшие Екатеринослав или работавшие в городе. Характерен отрывок из воспоминаний украинского историка и общественного деятеля Дмитрия Дорошенко, который в 1909-1913 годах работал в Екатеринославе и стал одним из активистов украинского движения. О Дмитрии Дорошенко совсем недавно подробно рассказал Городской сайт.
Д.И. Дорошенко в своих воспоминаниях «Мої спомини про давнє минуле (1901-1914 роки)» охарактеризовал Музей Поля именно как «Музей запорожської старовини»:
«Другою науковою, з чисто вже українським характером, установою був «Музей імені А. Поля». Фактично це був музей запорожської старовини, названий іменем німця Поля, котрий збирав пам’ятки старовини й записав свої збірки катеринославському земству.Справжнім організатором Музею став проф. Д. Яворницький, археольог, етнограф і дослідник Запорожжа. За його керівництвом Музей дуже розрісся, і коли я приїхав, він уже поділявся на три відділи: археольогії, природи степової України і запорожський. Найціннішим був цей третій відділ, де були зібрані пам’ятки запорожського побуту: зброя, одежа, сволоки запорожських куренів з написами, образи, чаші, Євангелії в дорогих оправах та інші церковні предмети, малюнки, портрети і т.ін. Це був одинокий, у своїм роді музей, і другого такого не можна було б зібрати, бо вже багато пам’яток запорожської старовини загинуло. При вході до Музею красувались, мов сторожа на варті, дві кам’яні «баби», які стояли колись на степових могилах. В Музею раз у раз перебував хтось із кобзарів. При мені гостювали в Музею Пасюга, Гащенко, Кучеренко, які виступали на концертах «Просвіти». Яворницького всі ми називали (звісно, за очи) «Дідом». Він робив популярні виклади про Запорожжа в «Просвіті» і взагалі, можна сказати, ціле своє життя присвятив культу запорожського козацтва. Коли ви входили до Музею, вас огортала якась романтична атмосфера, на вас дивилися запорожські гармати, малюнки козака «Мамая» (в Музеї були цілі десятки тих Мамаїв), колекція козацьких шабель, мушкетів, і цікаво було слухати в тій обстанові оповідання Діда, який був знаменитим оповідачем. Був з його і талановитий белетрист, хоч його письменницька манера була трохи старосвітська».
В 1912 г., 110 лет назад, директор Музея Поля Д.И. Яворницкий выступил с инициативой о строительстве второго корпуса музея, ведь этого требовало постоянно растущее количество экспонатов. Екатеринославское губернское земское собрание пошло навстречу ученому и поддержало эту инициативу. Участок для нового корпуса музея бесплатно предоставила городская Дума в марте 1914 года.
Проект второго корпуса музея Поля разработал инженер П. Голубовский. Строительство планировалось осуществить в 1914–1915 гг. на юго-запад от первого корпуса музея, с небольшим отступлением от линии проспекта. Интересно, что на площадке между двумя музейными корпусами запланировали также возвести памятник А.Н. Полю. Ныне в этом месте находится могила Д.И. Яворницкого с памятником ученому.
В краеведческой литературе часто приводится информация, что за основу планировки второго музейного корпуса был взят «план Каирского музея». Мы нашли подтверждение этому и в тогдашней прессе.
Вот, например, как информировала читателей екатеринославская газета «Приднепровский край»:
«На постройку музея, как известно, ассигновано земским собранием 226 тыс. р. Здание музея будет закончено к осени. Наружная часть здания – в неогреческом стиле, внутри же новый музей будет устроен по образцу знаменитого музея г. Каира».
Скорее всего, речь идет не о полном копировании планировки Каирского музея, а об общем принципе построения музейных экспозиций. Каирский музей в начале XX века считался эталоном в этой области. Однако если внимательно посмотреть на главный фасад второго корпуса музея, то, действительно, есть сходство в решении фасадов.
Но строительство нового корпуса музея растянулось на тридцать лет, а сам музей разместился здесь… только в конце 1980-х годов.
С началом Первой мировой войны земство отказалось финансировать строительство. Работы были законсервированы. Второй корпус Музея стал знаменитым долгостроем. Вопрос о достройке вновь стал актуальным только в 1930-х годах. Завершили строительство корпуса только в конце 1930-х годов, при участии выдающегося архитектора А.Л. Красносельского. В 1939–1941 гг. здание надстроили до трех этажей в центральной части, перепланировали, изменили решения фасадов и почти завершили внутреннюю обработку.
После освобождения города второй музейный корпус был передан для восстановления Сталинской (ныне Приднепровской) железной дороге. И уже в 1947 году в восстановленном здании разместился институт «Днепротранспроект», позже он стал называться «Днепрогипротранс».
И только в 1989 году второй корпус музея был возвращен учреждениям культурного назначения. Здание в настоящее время занимают три владельца. Первый и цокольный этажи занимают исторический музей (дирекция, научно-исследовательские отделы и научная библиотека) и Днепропетровский областной центр охраны историко-культурных ценностей. На втором и третьем этажах находятся отделы Днепропетровской областной универсальной научной библиотеки.
С 1940 г., после кончины Дмитрия Ивановича Яворницкого, музей носит его имя. Музей в XX веке пережил революционные и военные бури.
Немцы разместили в музее официальную резиденцию «штадткомиссара» Клостермана. Часть экспонатов музея временно переместили в помещение Художественного музея по ул. Шевченко, 21. После освобождения Днепропетровска главное здание исторического музея, которое не получило серьезных повреждений, было возвращено владельцу.
В 1960-х-1970-х годах старый корпус Музея «потревожили». К северо-восточному фасаду здания пристроили гигантский (в сравнении с первоначальным объемом) корпус с новой экспозицией. В 1975 году открыли диораму «Битва за Днепр», а в 1977 году – новую экспозицию, которая находится внутри нового здания.
Реконструкция не обошлась без курьезов. В это время с фасадов старого корпуса убрали часть архитектурного декора. В частности, исчезли четыре декоративных вазона, фигуры сфинксов с крыши музея и декоративные пояски на колоннах главного входа.
Но в целом здание музея сохранилось до нашего времени таким, каким оно было во время открытия в 1905 году. Люди и время пощадили это сравнительно небольшое, но важное по значению здание.
На главном фасаде здания Музея на протяжении двадцатого века часто сменялись надписи. Сначала «Областной музей Поля», впоследствии «Крайовий музей» и сейчас «Історичний музей». Когда-то над этими надписями висели девять гербов городов Екатеринославской губернии. После революции эти гербы сняли.
Название музея - Областной - не означало административного подчинения, он бы назывался тогда Губернский. Слово «область», понималось как значение охвата территории, края. В таком же смысле знаменитая выставка 1910 года в Екатеринославе, называлась «Южнорусская областная», она охватывала территорию нескольких южных губерний. Название «областной» музей, было аналогично современному понятию краеведческий музей.
Главный вход исторического музея украшают роскошные резные двери с металлическими фигурными ручками, которые сохранились с дореволюционного периода. Если бросить взгляд вниз – можно увидеть буквы «М» и «П», которые означают «Музей Поля». Эти двери – одни из самых роскошных и знаменитых в нашем городе. Поистине это двери в прошлое.
***
Сейчас национальный исторический музей имени Дмитрия Яворницкого, несмотря на военное время, активно работает – в онлайн-режиме, а также проведением регулярных выставок, лекций и мастер-классов в созданном с начала войны Образовательном хабе, о чем регулярно рассказывает Городской сайт.
Готовится большая ежегодная программа в рамках акции «Ніч музеїв» в середине мая. Следите за новостями на сайте museum.dp.ua, а также на страницах музея в социальных сетях», - завершает Максим Кавун.